Обложка Беляев В.А. «Вечный капитализм» и логика модерна: Через критику концепции 'Трех великих трансформаций глобального капитализма': Методологические основания анализа. Первая и вторая фазы модернизации и глобализации
Id: 266079
599 руб.

«ВЕЧНЫЙ КАПИТАЛИЗМ» И ЛОГИКА МОДЕРНА:
Через критику концепции "ТРЕХ ВЕЛИКИХ ТРАНСФОРМАЦИЙ ГЛОБАЛЬНОГО КАПИТАЛИЗМА". Книга 1: Методологические основания анализа. Первая и вторая фазы модернизации и глобализации Кн. 1
«Вечный капитализм» и логика модерна: Через критику концепции "Трех великих трансформаций глобального капитализма": Методологические основания анализа. Первая и вторая фазы модернизации и глобализации

URSS. 2021. 382 с. ISBN 978-5-9710-8337-5.
  • Мягкая обложка
Белая офсетная бумага.

Аннотация

Эта книга представляет собой попытку прорисовки логики капитализма в контексте логики модерна, то есть логикой новоевропейской культуры. Модерн разделяется на два плана: идеально-проектный и реализационный. Капитализм относится к реализационному плану и утверждается в качестве одной из его стратегий. Автор вводит понятие «вечный капитализм», которое дает возможность отделить в капитализме то содержание, которое относится к идеально-проектному ...(Подробнее)плану модерна, от того содержания, которое можно увидеть во всех развитых социокультурных системах и которое связано с понятиями и реальностями «власти», «собственности» и «накопления». Введение капитализма в контекст модерна и отделение «вечного» капитализма от «модернового» дает возможность по-новому посмотреть на генезис капитализма, на ту роль, которую он играет в процессе «функционалистской» революции модерна.

Своим оригинальным вкладом автор считает специфически прорисованную логику модерна, интерпретацию связи идеально-проектного и реализационного планов модерна, связь этих планов с логикой «модернового» и «вечного» капитализма.

Книга предназначена для всех, кто интересуется социокультурной логикой модерна, логикой капитализма, связью идеально-проектного и реализационного планов модерна.


Содержание
Оглавление 3
Предисловие 10
Часть первая. Методологические основания анализа13
Глава 1. О логике модерна и логике капитализма13
1. Книга Авторов как вызов и мой ответ на него13
2. Проблематизация Авторами отношения «экономика — общество» в перспективе «трех великих трансформаций капитализма». Методологические основания моего анализа15
3. Предварительные идеально-типические характеристики до-модерновой и модерновой реальностей: от «субстанциального» общества к «функциональному», от «идеологического» общества к «пост-идеологическому», от «культурной» социокультурной архитектуры к «посткультурно-интеркультурной»21
4. Широко понимаемый, «вечный» капитализм и логика социально-системной организации человечества29
5. Роль капитализма в логике модерна: способ силового продвижения «функционалистской» реальности. «Функционалистский» и «контр-функционалистский» капитализм34
Глава 2. Методологические основания анализа модерна и капитализма44
1. Логика экономических теорий в контексте логики модернового теоретизирования. Между меркантилизмом и Гегелем44
2. Логика экономических теорий в контексте логики модернового теоретизирования. Между Марксом и Вебером49
3. Методологическое пространство социокультурного теоретизирования модерна53
4. Логика модерна и типологическая социокультурная динамика европейского мира. Капитализм как реализационный аспект модерна57
5. Фазы социально-экономического и социально-культурного развертывания модерна70
6. «Вызов Запада» и «ответы западному миру» в контексте логики модерна. Модерн как «ответ» на «вызов» до-модерновой реальности85
7. «Цивилизационный» подход и идеально-проектный план модерна92
8. Логика модернизации и варианты модернизации99
9. Логика модернизации, идеально-проектный и реализационный планы модерна. Логика модернизации и «вечный капитализм»105
10. «Цивилизационный» подход и реальная логика модернизации. Роль модернизации в человеческой истории. «Догоняющая модернизация» и «вечный капитализм». Логика модернизации и восстановление «духовных перспектив»110
11. «Вечный капитализм», «цивилизации» и логика модерна. «Вечный капитализм» и идеально-проектный план модерна123
12. Глобализация капитализма и глобализирующие тенденции в истории человечества. Глобализация двух идеально-проектных и реализационных планов модерна: либерально-капиталистического и индустриально-коммунистического132
Часть вторая. Первая фаза модернизации и глобализации (от Вестфальского мира до Первой мировой войны)143
Глава 3. Ключевые идеи к интерпретации первой фазы модернизации и глобализации143
1. Модернизация как «слом органичности» и «органичность» до-модернового состояния. «Неорганичность» мировой истории, реализационная критика модерна и «вечный капитализм»143
2. Модерн и переход от общества, основанного на «духовном миропорядке», к обществу, основанному на «экономическом миропорядке». Модерн между либерализмом и капитализмом151
3. «Идейность» капитализма и попытки сделать «отдельный социальный институт» доминирующим в обществе. Исходный антигуманизм реализационной логики160
4. Логика «неорганичности» ранней модернизации и логика «неорганичности» в мировой истории. Критика капитализма и «вечный капитализм»163
Глава 4. Становление национальных государств, логика капитализма и логика инновационности168
1. Становление «внутренних» рынков — результат логики бифуркации или логики ответа на вызов? Роль «человека инновационного». От католической глобализации к модерновой168
2. Внутренние рынки и внутринациональные коммуникативные пространства. Капитализм как силовая основа развертывания структур «функционального» мира в рамках «субстанциального»175
Глава 5. Логика модерна, становление национальных государств, «функционалистские» преобразования в теории и практике179
1. Становление «национальных» государств в логике распада католической глобализации, регионализации и модерновой глобализации. Модерновый капитализм как «функционалистская» форма «вечного капитализма»179
2. Формирование политической экономии в контексте просвещенческого идеально-проектного плана185
3. Политическая экономия в контексте стратегий модернового теоретизирования188
Глава 6. Соотношение логик модерна, техногенно-наукогенной цивилизации и капитализма197
1. Техногенная цивилизация и модерн: совмещение логик инновационного общества и культуры «прохода через земную реальность»197
2. Фундаментальная логика симбиоза техногенности и наукогенности204
3. Реализационный аспект модерна как техногенно-наукогенной цивилизации: встраивание техногенности и наукогенности в социально-системный план. Логика техногенности-наукогенности и логика «вечного капитализма»206
Глава 7. Рационализация обществ в логике их «функционализации» и логика капитализма215
1. Идеально-проектная и реализационная стороны развития новоевропейских обществ: «функционально-инновационное» общество и капитализм215
2. Принятие рациональности в социально-системный план национальных государств. Капитализм в логике сословно-монархического и националистического «субстанциальных» контуров221
3. Логика капитализма и логика противостояния национальных государств230
4. Рационализация в логике построения «функционально-модульного» общества и человека. «Высокая культура» в логике «посткультурных» преобразований234
Глава 8. Переход от раннего капитализма к классическому в контексте логики модерна245
1. Развертывание капитализма в контексте развертывания модерна: прохождение через «точки бифуркации» или ответы на вызовы?245
2. Первый переход: от средневековой реальности к «формированию национальных государств и внутреннего рынка». «Вечный капитализм» и логика модерна250
3. Второй переход: «превращение капитализма из системы хозяйства в тип общества». Идеально-проектный и реализационный планы капитализма. От «культуры» к «посткультуре-интеркультуре»252
4. Два аспекта «посткультурно-интеркультурной» революции модерна: культурно-экономический и культурно-политический255
5. «Героические» периоды развертывания либерализма-капитализма в логике модерна256
6. Диалектика «органического» и «механического» типов солидарности в логике модерна258
Глава 9. Первая реализационная система модерна: капитализм и инновационно-индивидуализирующее общество261
1. По направлению к «инновационно- индивидуализированному» обществу. Смена типов рациональности как ответ на вызов контр- инновационного «идеологического» общества261
2. Движение к обществу «прохода через земную реальность» как ответ на вызов «идеологического» общества «мостов к трансцендентному»265
3. Капитализм как реализационный аспект модерна. «Вечный капитализм» и «модерновый капитализм»267
Глава 10. Культурно-этические аспекты модернизации и глобализации272
1. Средневековое контр-инновационное «панэтическое» общество и модерн как «уход от этического»272
2. Стратегии критики «ухода от этического»276
3. Модерновая революция как смена социокультурной и этической архитектур277
4. Логика «ухода от этического» различных «общественных сфер» в процессе модернизации. Проблема «заботы о целостностях»279
5. «Забота о целостностях», логика «вечного капитализма» и логика модерна280
6. Возможные «возвраты этического» в контексте модерновой революции281
7. Логика «рутинизации харизматических религиозно-этических идей» и логика «вечного капитализма»283
8. Логика «трансцендирования экономики к религиозным или этическим идеям» и логика «вечного капитализма». Логика формирования «общества потребления»285
9. Логика «национальной системы политической экономии», «национальной экономики» и логика «вечного капитализма»289
Часть третья. Вторая фаза модернизации и глобализации (от Первой мировой войны до распада социалистического лагеря)294
Глава 11. Ключевые идеи к интерпретации второй фазы модернизации и глобализации294
1. Итоги привой фазы модернизации и глобализации и логика Первой мировой войны. «Либеральный» и «нелиберальный» капитализм. «Национальный» и «интернациональный» капитализм294
2. Логика Первой мировой войны, «золотой век» и глобальный кризис анархического капитализма. Варианты введения «экономики» в рамки «общества»299
3. Широко понимаемая экономика как мета-организационный принцип «функционального» общества. От «вечного» капитализма к «модерновому»302
4. Логика модерновой глобализации-генерализации и «перпендикулярная» ей логика Первой мировой войны304
5. Раздвоение стратегической перспективы модерна. ХХ век как множество «областей бифуркации»307
6. От капитализма к разным формам индустриализма и постиндустриализма311
7. Этические императивы, логика модерна и логика истории316
8. Позитивная и негативная стороны «инновационного» общества. Связь техногенности-наукогенности с инновационностью. Инновационность и логика модерна319
9. «Инновационное» общество и капитализм. Общественная солидарность и техногенно-наукогенная цивилизация327
10. Общественная солидарность, «массовая культура» и «общество потребления»331
Глава 12. От капитализма к разным формам индустриализма-постиндустриализма338
1. Между самоорганизацией и организованностью. Переход от «традиционного общества» к «техногенной цивилизации» и логика модерна338
2. От «предзаданной» солидарности к «свободной». Ценностно-рациональный и целерациональный аспекты общества и логика модерна344
3. «Новая предзаданность», тоталитарные общества и реализационная самокритика модерна348
4. От капитализма к вариантам индустриализма-постиндустриализма на основе различных идеологий350
5. Переход от капитализма к индустриализму-постиндустриализму и антиутопические перспективы. Переход к «обществу удовлетворенных потребностей», «потребительскому обществу» и фундаментальная проблема развития «техногенной цивилизации»357
Глава 13. Логика позднего модерна: от индустриализма к постиндустриализму и от «высокого модерна» к постмодерну364
1. «Борьба проектов» на фоне постоянно увеличивающейся глобализации модерна. От «высокого модерна» к постмодерну364
2. Постмодерн как транс-модерновый феномен370
3. Постмодерн и либерализм. От глобальной посткультурной генерализации к радикальной интеркультуре371
4. Постмодерн и постиндустриальность: от радикальной интеркультуры к гиперкультуре373
5. «Восстание масс», логика индустриальных обществ и постмодерн376
6. Логика инновационности модерна и логика «потребительского общества». Статусное потребление380

Предисловие
Эта книга представляет собой попытку прорисовки того, что я называю «логикой модерна». А логикой модерна, в свою очередь, я называю логику новоевропейской социокультурной реальности. Прорисовка этой реальности в данном случае имеет несколько планов.

Самым главным и самым общим планом является собственно то, что относится к понятию «модерн». Я задаю модерн как интегральный ответ на тот исторический вызов, который был задан средневековой реальностью. Хотя под «средневековой реальностью» я понимаю реальность социокультурных систем, сравнимых по своему характеру с западноевропейской средневековой миросистемой, но только в последней выросли условия для «революции модерна». Я называю это революцией, так как считаю, что модерн является ответом не негатив средневековой социокультурной архитектуры. В этом смысле я говорю о «культурной» архитектуре средневековья и «посткультурно-интеркультурной» архитектуре модерна. Расшифровывая это, я говорю о модерновой революции как о переходе от «субстанциальных» обществ к «функциональным» и от «идеологических» обществ к «пост-идеологическим». Разработка так понимаемой логики модерна является моей оригинальной версией понимания сути новоевропейской культуры. Разные ракурсы так понимаемой логики модерна выражены в ряде моих работ .

Другой план анализа в этой книге задан понятием «капитализм». Фундаментальным для моей концепции модерна является соотношение понятий и реальности «капитализма» и «модерна». Я пытаюсь обосновать, что как понятие и реальность «модерн» шире «капитализма», следовательно, анализировать капитализм следует внутри контекста модерна. В самом модерне я выделяю идеально-проектный и реализационный планы. Идеально-проектный план содержит все те теоретические разработки, которые конституировали модерн как социокультурный проект и формировали самосознание модерна. В реализационный план я включаю те стратегии, которые можно считать реальными реализациями, в той или иной мере опирающимися на идеально-проектные прорисовки. Капитализм в моем понимании принадлежит к реализационно плану модерна. Причем он не является его единственной реализационной стратегией.

Особенностью этой книги является введение понятия «вечный капитализм». Под ним я понимаю проявляющиеся на протяжении всей человеческой истории у всех развитых народов тех интенций, которые связаны с понятиями «власть», «собственность» и «накопление». С одной стороны, «вечный капитализм» модулировался теми культурно-ценностными принципами и институтами, которые были специфичными для конкретных социокультурных систем. С другой стороны, «вечный капитализм» указывает на ту сторону человеческой природы, которая проявляется во всех развитых культурах и которая связана с борьбой за власть и собственность, с эксплуатацией человека человеком, основанной на власти и собственности, «эгоизмом систем» и другими феноменами, которые можно оценивать стратегически негативно, и от которых, в конечной перспективе, человечество должно избавиться.

Исходя из определения «вечного капитализма» модерновый капитализм следует считать модуляцией «вечного капитализма», осуществленного логикой модерна. Таким образом, новоевропейский капитализм будет не просто капитализмом, а «модерновым капитализмом». Нам постоянно надо будет иметь в виду, что он является модерновой модуляцией «вечного капитализма», который постоянно сопровождает модерн и который задает основную массу негативных феноменов, связываемых с понятием «капитализм». Если считать, что «модерновый капитализм» является модуляцией «вечного капитализма» идеально-проектным планом модерна, то тогда будет понятно, что только «модерновый капитализм» будет соответствовать логике модерна. Только такой капитализм можно будет гуманизировать, вводить в те формы, которые будут приближаться к идеалам модерна. В то время как остаточный «вечный капитализм» будет тем постоянным и негативным сопровождением модерна, каким он был на протяжении всей истории человечества. Разделение в логике модерна «модернового» и «вечного» капитализма является сквозной темой этой книги.

Конкретной вызовом для написания этой книги как ответа послужило прочтение мной монографии В.Г.Федотовой, В.А.Колпакова и Н.Н.Федотовой «Глобальный капитализм: три великие трансформации» . Эта книга произвела на меня двойственное впечатление. С одной стороны, она приятно поразила эрудицией Авторов, их детальной разработкой темы модернизации и глобализации западного мира на все человечество. С другой стороны, она показала, что Авторы рассматривают капитализм, недостаточно связывая его с логикой модерна (или, как они пишут об этом, с логикой «современности»). Не устраивали меня и многие конкретные анализы и выводы, сделанные Авторами. Так у меня появился замысел написать книгу, которая была бы, с одной стороной, выражением моих собственных идей относительно модерна, капитализма и связи их логик, а с другой стороны, была бы критическим анализом монографии указанных Авторов. Это тем более имеет смысл, что Авторы придерживаются интерпретации логики модерна во многом альтернативной моей. Вот так и получилась книга, которая, с одной стороны, выражает мою концепцию модерна и капитализма, а с другой стороны, является критическим анализом концептуальных позиций Авторов.

Излагательно-критический жанр определил и деление моего текста на книги. В этой книге анализ сосредоточен на периодах, соответствующих «Первой великой трансформации» и «Второй великой трансформации» капитализма (по классификации Авторов): от начала модерна до конца ХХ века. В то же время, обобщающие размышления относятся широкому спектру реальностей: до-модерну и модерну вплоть до современности.


Об авторе
Беляев Вадим Алексеевич
Кандидат философских наук, автор монографий «Антропология техногенной цивилизации на перекрестке позиций», «Проективная антропология», «Посюсторонняя эзотерика», «Путешествие в психодраму и социологию», «Рыночная экономика как социальный проект либерализма: Критический анализ технологий справедливости», «Проекты покорения человека против проекта покорения природы: К реконструкции новоевропейской рациональности», «Либерализированная Россия в поисках нравственной основы», «Глобализирующаяся цивилизация в контексте социокультурных стратегий», «Философия управления между теорией менеджмента и философией культуры», «Критика интеркультурного разума: Анализ ценностной структуры новоевропейского мира», «Феноменология и методология в контексте интеркультуры», «Интеркультура и философия», «Конструируем модерн: Посткультурный и интеркультурный аспекты. Проектно-системный подход», «Конструируем модерн: Методологический и диалектический аспекты», «„Вечный капитализм“ и логика модерна: Через критику концепции „Трех великих трансформаций глобального капитализма“» (в 2 кн.), вышедших в издательстве URSS. Занимается проблемами философской антропологии, исследует антропологические основания современной цивилизации, науки и либерализма, а также способы реализации эзотерической направленности, которые возможны внутри разнообразных традиций техногенного мира.