Обложка Алаев Л.Б. Индийская цивилизация: Опыт понимания
Id: 265861
959 руб.

Индийская цивилизация:
Опыт понимания

URSS. 2021. 432 с. ISBN 978-5-9710-8100-5.
  • Твердый переплет
Белая офсетная бумага.

Аннотация

Книга написана одновременно и для индологов, и для неиндологов. Второе понятно: хочется рассказать об этой удивительной (incredible — по словам самих индийцев) культуре, разрушив несколько мифов, которые ее окутывают. Но и индологи найдут здесь сведения, которые натолкнут их на новые размышления над этим континентом в океане гуманитарных наук. Сделана попытка выяснить для себя и для читателей, что такое «цивилизационный подход» и как им можно ...(Подробнее)пользоваться. Предложен один из вариантов такого поиска.

Основная трудность заключалась в отборе материала: надо было извлечь читателя из стереотипного восприятия страны как россыпи «алмазов пламенных в пещерах каменных», погрузить его в подлинные факты, но не дать ему в них утонуть… и заскучать. В связи с этим жанр книги необычен. Обычно об Индии как цивилизации судят по древним священным книгам и по современным социологическим или антропологическим материалам. Средневековье при этом полностью выпадает из рассмотрения. Поэтому когда речь идет о Древности или о Новом времени, можно было ограничиться анализом позиций коллег-индологов, но Средневековый период пришлось освещать, привлекая данные первоисточников. Без фактического материала средневековой эпиграфики мои заключения тоже оказались бы поверхностными.

Имея за плечами солидный стаж изучения Индии (а именно, всю жизнь), автор не может считать себя специалистом по всем проблемам индологии. Некоторые грани цивилизации рассматриваются подробнее, другие — поверхностно. Приложен список исследований, которые, по мнению автора, могут облегчить восприятие Индии как целостности, заполнив неизбежные пробелы. Возможно, восполнить картину помогут будущие труды коллег, которые разовьют или отвергнут предложенные здесь интерпретации.


Содержание
Оглавление3
Вступление. Цивилизационный подход к одной отдельно взятой цивилизации6
Глава 1. Исторический взгляд. Истоки и влияния22
1. Когда Индийская цивилизация сложилась?22
2. Динамика по-индийски28
3. Мусульманский толчок42
4. Европейская встряска47
4.1. Модернизация экономики49
4.2. Европеизация образования51
4.3. Новое индийское право и европеизированный суд54
4.4. Развитие свободы слова и знакомство с понятием прав человека57
4.5. Социальные сдвиги58
4.6. Возникновение национального (гражданского) самосознания63
4.7. Модернизаторские течения в религии64
Глава 2. Индусское восприятие реальности: между отражением и воображением66
1. Мир шастр. Принципиальная непрактичность66
2. «Наука — не место для исследований!»75
3. Индусская география83
4. Индусское отношение ко времени и к исторической памяти102
5. Числа как показатели качества, а не количества. Ритуальность нумерологии119
Глава 3. «Восточный деспотизм». Индийский вариант128
1. Брахман и кшатра128
2. Происхождение царской власти. Земное или божественное131
3. Дхарма, ачара, ньяя, марьяда134
4. Государство или «царство»?145
5. Индийские политии в раннее Средневековье147
6. Индийский документ149
7. Реальные прегрешения и воображаемые наказания153
8. Административный миф160
9. Индийское государство по персоязычным источникам170
10. Индийское государство сквозь века178
Глава 4. Общество каст185
1. Проблема возникновения кастового строя186
2. О кастах в Средние века198
3. Что такое каста?209
4. Каково касте в живом кастовом обществе: нормы и исключения из них214
4.1. Презумпция неизменности214
4.2. Принцип необходимости215
4.3. «Общая дхарма» всех каст216
4.4. Неопределенность иерархии220
4.5. Комплекс кастовых ценностей227
5. Кастовая статика и динамика229
5.1. Захват статуса233
5.2. Государственное регулирование234
5.3. Санскритизация239
5.4. Вестернизация241
6. Каста и социальная модернизация243
7. Антибрахманские движения244
8. Некоторые итоги (промежуточные)249
Глава 5. «Индийская сельская община» 252
1. «Восточная община» Карла Маркса 253
2. Индийская община — не первобытная 259
3. Индийская патриархальность и индийская демократичность 260
4. Придуманное общинное сельское хозяйствование, или что такое «общинная собственность на землю» 267
5. Система джаджмани: разомкнутая замкнутость 272
5.1. Золото в жизни человека 278
5.2. Джаджмани и рынок: соперники или соратники? 281
5.3. Границы джаджмани и их расширение 285
5.4. Мучения экономистов и социологов с системой джаджмани 291
5.5. Зачем она нужна — эта система джаджмани? 305
6. Общинная топография 307
6.1. Макрообщины 308
6.2. Патронатно-клиентные сети системы джаджмани. Кастовая «арматура» общества 313
7. Община и общество: социальная и политическая активность индийской сельской общины 316
8. Традиционные общинные институты в современной Индии 320
Глава 6. Уникальная индийская религия 329
1. Религия древних ариев (ведизм) 329
2. Ранний буддизм 332
3. Джайнизм 333
4. Индуизм 335
5. Ислам в Индии. Индийский ислам 343
6. Бхакти 348
7. Сикхизм 348
8. Загадки индусской религиозности. Религиозность без духовности? 350
9. Разные индуизмы по впечатлениям религиоведов 354
10. Индийская/индусская «толерантность» 357
11. Нет церкви, нет «библии», нет учения. Но что-то есть 360
12. Концепт ритуальной чистоты/загрязненности. Дхарма и адхарма. Нравственное и безнравственное 363
13. Святость, воображение и юмор 367
14. «Неоиндуизм» и «политический индуизм» 371
Заключительные замечания. Подведем итоги 383
Рекомендуемая литература 400
Указатель имен, географических названий, научных и иноязычных терминов 415
Summary 427
Contents 429

Об авторе
Алаев Леонид Борисович
Выпускник исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова (1954). С 1956 г. по настоящее время работает в Институте востоковедения АН СССР (РАН). Много лет преподавал в МГИМО МИД СССР (РФ) и в Институте стран Азии и Африки МГУ. В настоящее время — главный научный сотрудник ИВ РАН. Доктор исторических наук, профессор. Автор более 300 научных работ, в том числе 13 монографий. Специализируется на изучении социально-экономической истории Индии, прежде всего ее наименее известных страниц («Сельская община в Северной Индии. Основные этапы эволюции», 1981, переизд. в URSS; «Южная Индия: общинно-политический строй VI–XIII веков», 2011, переизд. в URSS), и на месте и роли Индийской цивилизации в мировой истории («История Востока с древнейших времен до начала XX века», 2007, переизд. в URSS; «Сельская община: „Роман, вставленный в историю“. Критический анализ теорий общины, исторических свидетельств ее развития и роли в стратифицированном обществе», М.: URSS; «Проблематика истории Востока», М.: URSS). Его исследования опираются на малоизученные исторические источники, а также на личные впечатления от знакомства с этой цивилизацией («Такой я видел Индию», 1971, переизд. в URSS).