Монография «Экология культуры: историко-научные, экологические, социально-культурологические и гуманитарные аспекты» продолжает исследование проблематики нового научного направления «Экология культуры», основоположником которого является выдающийся русский ученый академик Российской Академии наук Дмитрий Сергеевич Лихачев. Вышедшая в 2016 году одноименная (в титульном заглавии) монография «Экология культуры» [1] была посвящена 110-летнему юбилею ученого, и ставила своей главной задачей ознакомить широкую общественность с этапами жизненного пути и общественной деятельности будущего классика филологии и истории изучения древнерусской письменности и литературы, основателя и первого президента Российского фонда русской культуры. Также достаточно подробно были рассмотрены его детско-юношеские и университетские годы формирования мировоззрения, характера, высокой и разносторонней образованности. Одним из центральных разделов первой монографии, основанных на изучении архивных материалов, воспоминаний узников Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН) и самого Дмитрия Лихачева, незаконно осужденного на пять лет заключения в Соловках и на строительстве Беломорканала, был раздел, посвященный описанию лагерного Соловецкого периода, который Лихачев называл «самым главным периодом моей жизни». Именно здесь, среди нечеловеческих условий «антижизни» СЛОНа, готовой прерваться в любую минуту, в окружении суровой природы Севера и зримых следов созидательной деятельности монахов Соловецкого монастыря в предшествующие XVI–XVIII вв. у возмужавшего выпускника Ленинградского университета Дмитрия Лихачева вызревала, сродни гениальной, целостная идея Экологии культуры, развитию которой после освобождения он посвятил годы жизни. В предлагаемой вниманию читателей новой монографии «Экология культуры» основные усилия авторов сосредоточены на анализе содержательной сущности сложного понятия Экологии культуры и его взаимосвязи с биосферно-ноосферной парадигмой В.И.Вернадского, Пьера Тейяра — Эдуарда Леруа, пневматосферой П.А.Флоренского, и воззрениями других ученых. Сравнительно с первой книгой, изменились состав авторов монографии (на 65%) и структура изложения материала, разбитого на четыре раздела, и каждый из них содержит преимущественно одну-две, реже — три тематических главы, последовательно раскрывающих отдельные грани единого целого — Экологии культуры. Первый раздел «ИСТОРИКО-НАУЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТА-НОВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ» открывает вводная глава 1 «Исторические вехи формирования единства Космоса, Природы и Человека в развитии культуры» (к.б.н. М.С. Козлова). В главе 2 «Историко-научные предпосылки становления Экологии культуры в XX – начале XXI вв.» предпосылки формирования конкретизируются с привлечением фактического материала из трудов В.И.Вернадского и других ученых (д.б.н. проф. А.Г. Назаров). В главе 3. «П.А. Флоренский и В.И. Вернадский: биосфера, ноосфера, пневматосфера, государственное устройство, написанной проф. П.В. Флоренским, на богатом и малоизвестном материале установлены истоки термина и понятия «ноосфера», показана взаимосвязь ноосферы и пневматосферы, и формирование в 1930-е гг. сферы тюрем и лагерей с рабским трудом заключенных («фюлакосферы»). Второй раздел «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ» раскрывается новым для отечественных исследователей материалом. Это главы «Экокварталы как оптимальная эколого-культурная среда для проживания человека в городе», написанной к.г.н. О.И. Мочаловой в соавторстве с французскими коллегами, профессором Лораном Тушаром и доцентов Паскалем Барту, и «Культурный ландшафт в творчестве академика Д.С.Лихачева», написанной д.ф.н., к.г.н. проф. О.А.Лавреновой. Третий раздел «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ» содержит три главы. Первая из них «Современный мегаполис в аспекте Экологии культуры» (кандидат культурологии М.С. Валь¬дес Одриосола) является одной из первых плодотворных попыток комплексного анализа мегаполиса с художественных и эстетических позиций. Автор использовала большой фактический материал, включая значительный по объему блок зарубежных источников. Их осмысление позволило автору выявить роль концепции глобализации в формировании современной ноосферной реальности и её культурного контента. В главе 2 «История развития телевидения и общество» (д.т.н. В.П. Борисов) впервые в историко-научном и эколого-культурном аспектах рассмотрена актуальная проблема возникновения и развития современного телевидения, в его воздействии на человеческую культуру и общественное сознание. В главе 3 «Научный и культурно-истори¬ческий потенциал семейных родословных» (к.б.н. Р.А. Фандо) впервые обоснована необходимость анализа важнейшей научно-практической и эколого-культурной проблемы возрождения в российском обществе семейных родословных. В четвертом разделе «ГУМАНИТАРНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ» представлена одна, но весьма обширная по объёму и глубокая по содержанию глава «Сбережение отечественных эколого-культурных традиций на примере творчества И.А. Дедкова», написанная известным литературоведом, писателем и публицистом С.А. Яковлевым. Она представляет, по нашему мнению, исключительный интерес для широких кругов общества, желающих постичь глубинные проблемы формирования нравственного экологического мышления в переходные периоды недавней российской истории. Рассмотренная выше структура монографии позволяет более полно, под разным углом зрения раскрыть сложное, многоаспектное понятие «Экология культуры», отражающее, как нами было ранее показано, многогранную современную ноосферную реальность (см. [1, с.106-112]). Опыт историко-научного осмысления проблематики Экологии культуры и анализа накопленного массива литературных источников приводит к выводу, что термин и понятие «Экология культуры» воспринимаются неоднозначно. В предлагаемой читателю монографии рассмотрены возможные причины такого неоднозначного восприятия смыслового содержания как самого слова-понятия, так и нового научного направления «Экология культуры» в целом. При нашей личной встрече с Дмитрием Сергеевичем в С. Петербурге в 1996 г. мы коснулись темы смыслового содержания и «происхождения» понятия «Экологии культуры». Из его лаконичного ответа я понял, что в основе разработки идеи этого понятия лежат годы пребывания будущего академика в Соловецком лагере особого назначения (СЛОНе), и его гуманитарная специальность филолога. Чтобы понять истоки формирования Экологии культуры, необходимо глубоко изучить «жизнь Соловецкую» конца 1920 – начала 1930-х гг., и проследить этапы творчества Д.С.Лихачева, связанные с понятием Экологии культуры. По такому пути пошли члены авторского коллектива представляемой монографии. В литературе к разделу Предисловие выделены работы Лихачева, в которых рассматривается понятие Экология культуры [1, 2–5, 7]. Известны его ранние статьи в журналах «Москва» (1979) и «Памятники Отечества» (1980), но лучше — разделы ««Экология культуры» монографии «Русская культура» [7] Доступно изложены разделы «Краеведение и Экология культуры» в книге «Заметки о русском» [4] и в «Поэзии садов» [5]. Следовательно, источники для чтения есть, доступна основа концепции Лихачева: «Экология изучает мир как органическое целое», по Н.О. Лосскому и В.С. Соловьеву [16, 17]. Поэтому для ученого-гуманитария Экология природы и культура — одно целое, названное «Экология культуры». В чем же тогда кроется источник расхождения автора Экологии культуры с другими глобальными концепциями, прежде всего, с ноосферной концепцией Пьера Тейяра — Э.Леруа — В.И.Вернадского? Анализу этого противоречия посвящены несколько глав нашей книги (гл. 2, 3, и др.), и открытие П.В.Флоренским истоков понятия и термина ноосфера.
А.Г. Назаров |