Оглавление | 3
|
От автора | 6
|
Глава 1. Идея города | 7
|
Введение | 7
|
1. Судьба идеи Города в России | 8
|
2. Город как литературный герой | 12
|
3. Город как онтологическая идея | 17
|
4. Четыре возраста идеи города | 24
|
Вместо заключения. Похвала Городу | 26
|
Глава 2. Городская антропология: между урбанизмом и повседневностью | 27
|
1. Антропология города и антропология в городе | 30
|
2. Фланёрство как метод | 31
|
3. Т. Ричардсон. Калейдоскопическая Одесса. Кейс | 38
|
Заключение | 40
|
Глава 3. Человекоразмерность города | 42
|
1. Проблема | 42
|
2. Человекоразмерность. Введение понятия | 43
|
3. Мера города. Гипподамова единица | 47
|
4. Онтологический исток. Человек как мера сущего | 51
|
5. Утрата и поиск меры | 53
|
Заключение | 57
|
Глава 4. Человек в городе и город в человеке, или Еще раз о предмете городской антропологии | 58
|
Введение | 58
|
1. Городские исследователи: турист, фланёр, зевака, пешеход, горожанин… | 66
|
2. Образ города | 73
|
3. Карты и картоиды | 78
|
4. Образы, карты и картоиды Новосибирского Академгородка. Кейс | 83
|
Глава 5. Город-кампус, или Образовательное пространство города. Методологический конструкт | 96
|
Введение | 96
|
1. Идея и норма города | 97
|
2. Храм | 99
|
3. Площадь | 100
|
4. Музей | 101
|
5. Библиотека | 103
|
6. Школа | 104
|
7. Университет | 106
|
8. Университетский кампус | 109
|
9. Город-кампус. Образовательный конфигуратор | 112
|
Глава 6. Город-воспитатель: пространство города как репертуар антропопрактик развития | 114
|
1. Проблемная ситуация | 114
|
2. Город и пайдейя | 117
|
3. Город-университет. Кейс | 119
|
4. Город как пространство навигации | 120
|
5. Город-воспитатель. Подступы к образовательному конфигуратору | 124
|
6. Город-воспитатель: образовательный конфигуратор | 126
|
Глава 7. Образ города: от карты к картоиду | 128
|
1. Миф города | 128
|
2. Город-регион | 135
|
3. От карты к картоиду | 137
|
Глава 8. Антропоидный картоид как средство антропологической навигации | 146
|
1. Проблема | 146
|
2. Онтологическое задание человеку: антропологическая навигация | 147
|
3. Инструмент навигации: антропоидный картоид | 150
|
4. Пример из практики | 153
|
5. Уроки и проблемы | 157
|
Глава 9. Философ в городе: автобиография места. Михаил Бахтин | 159
|
1. Топос философа | 159
|
2. Михаил Бахтин. Под несвободным небом… | 161
|
Заключение | 172
|
Глава 10. Философ в городе: автобиография места (продолжение). Георгий Щедровицкий | 173
|
1. Место мысли | 173
|
2. Свидетельства | 176
|
3. Философ в городе | 184
|
Приложение. Концепция пространственного развития современного города (на примере г. Новосибирска) | 189
|
Необходимое предуведомление | 189
|
Введение | 190
|
1. Человеческие ресурсы России, Сибири и Новосибирска | 194
|
2. Экономические тренды. Вызовы XXI века для Сибири | 196
|
3. Урбанизированный кластер юга Западной Сибири | 199
|
4. Две модели Новосибирска: Модель соцгорода и города-предпринимателя | 204
|
5. Черты города-предпринимателя | 208
|
6. Новые тренды в градостроительстве и концепциях пространственного развития. Пространственное развитие и стратегическое планирование. Новый урбанизм | 211
|
7. Принципы хорошего управления и новая градостроительная политика | 216
|
8. Территориальный дисбаланс. Анализ ситуации | 219
|
9. Привлекательность и конкурентоспособность как критерии пространственного развития | 228
|
Дополнение 1. Пространственные ресурсы Новосибирска. 2005 г. (данные мэрии и районных администраций) | 233
|
Дополнение 2. Выписка из «Концепции стратегии социально-экономического развития регионов РФ» | 244
|
Дополнение 3. Карта-схема пространственной структуры г. Новосибирска | 246
|
Новосибирск. Стратегия города 2030 | 248
|
Библиография | 264
|
Смирнов Сергей Алевтинович Доктор философских наук. Ведущий научный сотрудник Института философии и права Сибирского отделения Российской академии наук (г. Новосибирск). Главный редактор гуманитарного альманаха «Человек.RU». Автор более 200 научных работ, в том числе 15 монографий. Сферы научных интересов: философская антропология, антропология автобиографии, городская антропология, форсайтные исследования, методология научных исследований, философия и методология образования.