Предлагаемая читателю теория была набросана уже давно, и часть ея была напечатана въ Journal of the Anthropological Institute за 1895 г. (томъ XXIV). Въ этой статье были изложены главныя черты теории, причемъ было указано, что въ этой теории следуетъ искать объяснения брачныхъ церемоний и системъ. Утрата мною многихъ моихъ матерьяловъ, которыхъ я еще не могъ целикомъ собрать до сихъ поръ, восполняется ценными изследованиями гг. Спенсера и Гиллена о туземцахъ центральной Австралии, такь какъ и изследования эти во многихъ отношенияхъ подтверждаютъ мои заключения. Эти заключения сначала были изложены безъ упоминания о преобладающихъ ныне ученияхъ Бахофена и Макъ-Леннана, развитых Морганомъ, Бастианомъ, Леббокомъ, Г.А.Вилькеномъ, Робертсономъ Смитомъ, Жиро-Тейлономъ, Физономъ, Говиттомь, Тайлоромъ, Постомъ, Липпертомъ и другими, – учениях, касающихся происхождения и развития брака [какъ напримеръ матриархатъ (Бахофенъ), похищение невестъ (Макъ-Леннанъ), первобытное кровосмешение и коммунальный бракъ] и основанныхъ на гипотезахъ, что одне свадебныя церемонии имеютъ въ виду сделать мужа и жену принадлежащими къ одному племени или роду, а другия являются "искуплениемъ брака" (Лёббокъ); то есть, что эти церемонии служатъ племени или роду какъ бы компенсацией, такъ какъ индивидуальный бракъ есть какъ бы посягательство на общественные права. Эти теории были мною приняты во внимание. Предварительное изучение психологии низшихъ расъ, начавшееся съ Первобытной культуры проф. Тайлора и съ Золотого Лука (Golden Bough) Фрезера, – обоимъ этимъ ученымъ я обязанъ весьма многимъ, – показало мне, что эти преобладающия теории происхождения брака основаны на недостаточно ясномъ понимании первобытныхъ обычаевъ и первобытной мысли. Въ виду недифференцированного характера первобытной мысли, я нашелъ, что нельзя отделять брачныхъ системъ отъ брачныхъ церемоний. Я делаю здесь попытку дать более полное основание для изследования по средствомъ анализа самыхъ простыхъ и элементарныхъ взглядовъ на отношение индивидуума къ обществу. Въ этихъ вопросахъ, какъ къ последнему средству, приходится приб егатъ къ универсальнымъ фактамъ физиологии и психологии человека. Следуетъ, можетъ быть, упомянутъ, что отъ изучения первобытной культуры вообще къ изучению брака я перешелъ, заинтересовавшись любопытнымъ обычаемъ обмена платья между мужчинами и женщинами, который встречается въ самыхъ разнообразныхъ видахъ и въ самыхъ неожиданныхъ случаяхъ. Везде, где я наталкивался на подобный обычай, мне удавалось разложить его на одинаковые психологическия составные части, какъ это обыкновенно удается вообще относительно половыхъ, и особенно брачныхъ отношений. Въ 1889 г. профессоръ Э.Б.Тайлоръ впервые приложилъ статистику къ изучению этихъ вопросов (Journ. Anthrop. Inst., томъ XVIII). Это было важнымъ шагомъ впередъ. Но всетаки необходимо сначала тщательно изследовать всякий обычай и все связанное съ нимъ съ точки зрения не только всей культуры данныхъ народовъ, но и съ точки зрения вообще первобытной и элементарной психологии; иначе занесение въ таблицы ведетъ къ урезыванию фактовъ и къ пренебрежению важныхъ чертъ, кажущихся на первый взглядъ случайными. По замечанию нашихъ высшихъ авторитетовъ въ области историческихъ методовъ, Ланглуа и Сеньобоса, недостатокъ статистическаго метода состоитъ въ томъ, что "онъ не основывается на знании всехъ условий, при которыхъ совершается фактъ" (Введение въ изучение истории). Если данныя правильно указаны и анализированы, главные результаты проф. Тайлора состоятъ въ томъ, что есть причинная связь между 1) обычаемъ избегать свекрови и пребываниемъ мужа съ семьей жены, 2) между этими обычаями и обычаемъ текнонимии (названием родителей такъ, какъ ихъ называетъ ребенокъ), 3) между темъ обычаемъ, что мужъ притворяется больнымъ во время родовъ жены, и временнымъ пребываниемъ мужа съ семьей жены, 4) между этимъ временнымъ пребываниемъ и похищениемъ невестъ. Впрочемъ, Тайлоръ пока принимаетъ старую матриархальную систему, возникшую изъ коммунизма, связанного съ похищениемъ невестъ, вызывающимъ индивидуальный бракъ. Какъ увидитъ читатель, мой взглядъ также объясняетъ все эти сочетания, и статистические результаты, насколько они правильно изображаютъ факты, служатъ подтверждением нижеизложенной теории. Но многия таблицы, после анализа обычаевъ, представляются имеющими совершенно другое значение... |