Предисловие |
Введение |
Глава I | Единицы текста. Их коммуникативная организация |
| Литература к разделу |
Глава II | Актуальное членение текста |
| I. | Прямой и обратный порядок единиц |
| II. | Проблема формирования коннекторных рядов текста (типы и виды повторов) |
| | Литература к разделу |
Глава III | Глобальные категории текста (ССЦ) |
| Первая глобальная категория, включающая Участников коммуникативного акта, Участников событий, ситуаций |
| | Участники коммуникативного акта |
| | Участники событий, ситуаций, оформленные при помощи категории определенности / неопределенности объектов |
| Вторая глобальная категория: События, Процессы, Факты |
| | Событийные предикаты |
| | Процессные предикаты |
| | Факты. Средства их выражения в тексте |
| | Литература к разделу |
| Третья глобальная категория -- Времени |
| | Категория реального художественного времени |
| | Ирреальное время (время ирреального мира) |
| | Литература к разделу |
| Четвертая глобальная категория -- Художественное пространство |
| | Реальное художественное пространство |
| | Ирреальное пространство |
| | Литература к разделу |
| Пятая глобальная категория -- Оценки |
| | Литература к разделу |
Глава IV | Типы информаций текста (высказываний, ССЦ) |
| | Литература к разделу |
Заключение |
Приложения |
| Список условных сокращений |
| Схема построения и анализа ССЦ (СФЕ) |
| Образец анализа текста |
| Использование средств сенсорной оценки (на материалах "Записок охотника" И.С.Тургенева) |
| Анализ стихотворения И.А.Бунина "Слово" |
УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ |
Проблема текста, его единиц: сложного синтаксического
целого (ССЦ),
сверхфразового единства (СФЕ), дискурса,
высказывания -- имеет свою историю.
Первые шаги в изучении этого языкового явления, законченного
в структурном, композиционном, смысловом отношении, относятся
к 20--50-м годам XX века. О термине, называющем единицу
текста, впервые задумался акад. А.М.Пешковский. Он
писал: "Очевидно, здесь нужно создавать термин для
"крупнейшего синтаксического целого", а эти три слова не так
легко сжать в короткий и ясный термин". А.М.Пешковский еще
не разграничивал сложное целое и абзац, хотя и видел их
существенное различие.
Термины "крупнейшего синтаксического целого", о котором
говорил А.М.Пешковский, были предложены в 50-х годах двумя
учеными: русским ученым -- профессором Н.С.Поспеловым
и украинским ученым -- академиком Л.А.Булаховским.
Н.С.Поспелов назвал эту единицу "сложным синтаксическим
целым" (в сокращении
ССЦ), а Л.А.Булаховский дал термин "сверхфразовое единство"
(СФЕ).
Гипотеза о существовании и структуре этой единицы, ее связности
получила дальнейшее развитие в трудах И.А.Фигуровского,
В.В.Виноградова, Ю.В.Ванникова, И.Р Гальперина,
Г.Я.Солганика и мн. др. Г.Я.Солганик писал:
"В художественном произведении <...> не предложение, а строфа [т.е.
ССЦ] является наименьшим
художественным целым". В.В.Виноградов называл эту единицу
"долгим периодом", В.И.Ставский -- "составным
синтаксическим целым", Н.Д.Зарубина --
"текстом", И.А.Фигуровский -- "компонентом
целого текста". Однако большинство ученых предпочли термин ССЦ,
или СФЕ, или просто "текст". Учеными были разграничены
понятия: ССЦ (или СФЕ) и абзац.
Исследование единиц текста определило формирование
новой отрасли науки о языке, которая получила название
"лингвистика текста" или "теория текста" и явилась одним
из перспективных направлений в современном языкознании. Единицей
текста за рубежом стали довольно часто называть
"дискурс" (З.С.Хэррис, А.Греймас и др.), что
значит -- "диалог", или "связная речь". Однако лингвистика
текста в нашей стране сохранила и все прежние термины.
Изучение текста (дискурса,
ССЦ, СФЕ),
высказывания способствовало дальнейшему
развитию теории уровнего строения языка и речи, рассмотрению
иерархии внешней и внутренней структуры текста, получению новых
данных о логико-семантической организации сложных единиц, об их
основных (глобальных) текстообразующих категориях, необходимых
для смысловой и структурной завершенности наблюдаемых языковых
явлений.
Анализ единиц текста обратил внимание ученых
на речевые акты и их коммуникативное предназначение быть источником
"коммуникативной деятельности", речевого общения; он позволил
исследователям обнаружить свойства языка реализовать
гносеологический и мыслительный процесс. При их
изучении ученые смогли связать теорию текста с коммуникативной
и функциональной лингвистикой, с теорией
информации.
Однако изучение теории текста имеет не только
научное, но и прикладное значение, так как открывает возможности
более основательного обучения родному (и иностранному) языку,
учит студентов новым приемам анализа произведений разной
функциональной принадлежности, способствует развитию
у обучающихся навыков работы с художественным или публицистическим
текстом и формированию у них умения самим создавать текст
различных стилей и жанров на основании полученных теоретических
знаний.
Такого типа задачи ставил перед собой автор данного пособия,
предназначая его для студентов-филологов, студентов-журналистов,
а также для учителей школ, учащихся, интересующихся проблемами
лингвистики.
Автор благодарен за ценные рекомендации проф. Л.П.Ивановой
(Киевский педагогический университет); доц. О.Е.Белинской
(Винницкий университет, Украина); доц. Н.И.Пак (Калужский
педагогический университет).
Современная лингвистика усматривает множественность
и ассиметричность аспектов исследования синтаксических
и суперсинтаксических единиц. Особое внимание в последнее время
стали уделять изучению семантических, логических,
коммуникативных, когнитивных отношений
в структуре высказывания и текста,
описанию функционирования единиц в реальной речи.
Направление изучения содержательной стороны синтаксических
единиц, их внешней и внутренней формы было намечено еще в XIX в.
в трудах В.фон Гумбольта, В.Вундта, А.А.Потебни,
А.А.Шахматова и др.
Основательно разработано направление семантико-структурного
синтаксиса в работах Женевской лингвистической школы (Ш.Балли,
Л.Теньер, А.Сеше и др.), изучавших внутреннюю форму,
структурную семантику, глубинный синтаксис.
В наши дни продолжается исследование семантики компонентов
высказывания: семантических ролей актантов,
объективной и субъективной модальностей,
семантических типов предиката в высказывании и тексте
(Ч.Филлмор, У.Чейф, В.В.Богданов, О.Н.Селиверстова,
В.Г.Гак и др.).
Развивается изучение логических отношений в структуре
языковых единиц разного типа (Н.Д.Арутюнова, Л.А.Новиков,
А.А.Ивин, Г.В.Колшанский, О.Е.Белинская и др.).
В исследованиях ученых, сориентированных на описание
высказывания и текста в реальной
речи, в коммуникативном акте,
находят отражение идеи, высказанные в свое время
А.А.Шахматовым, Ф.Ф.Фортунатовым, учеными Пражской
лингвистической школы (В.Матезиусом, Я.Фирбасом, Ф.Данешем
и др.). Исследователями был установлен порядок актуального
членения высказывания, порядок слов
в предложении, в последнее время -- и в тексте (В.Матезиус,
П.Адамец, И.Р.Гальперин, Я.В.Крупаткин и др.).
В процессе изучения актуального
членения высказывания
учеными были выделены диремные и моноремные структуры,
определены понятия тематической, рематической и диффузных
зон высказывания,
вторичной рематизации и т.д. (Л.В.Щерба, Ю.В.Ванников,
Е.А.Иванчикова, И.И.Ковтунова, И.П.Распопов,
Т.М.Николаева, О.Н.Селиверстова, А.П.Сковородников и др.).
Исследуя высказывания в коммуникативном
акте, ученые обращают внимание
на процесс актуализации
(подчеркивания, выделения, "выдвижения")
говорящим лексических, словообразовательных,
морфологических, синтаксических, тропеических, графических
и других средств, использованных в художественной,
публицистической, научной, деловой, разговорной речи с целью
фиксации всех особенностей "наивной картины мира" и оказания
воздействия на читателя, слушателя для более или менее
адекватного восприятия им всего объема
информации.
В XX в. начала развиваться концепция "языковой картины
мира" (Л.Вайсгербер, И.Трир, Э.Сепир, Б.Уорф,
Г.В.Колшанский, Ю.Н.Караулов и т.д.).
В последнее время подход к изучению коммуникативного
акта речи все более приобретает
лингво-психологическую направленность и определяется как когнитивный. Е.С.Кубрякова так
характеризует когнитивное направление науки: "...это скорее
направление образного экспериенциализма; в нем больше опираются
на данные естественной категоризации мира и изучают особенности
наивной картины мира, обыденного сознания" (Кубрякова Е.С.,
1997, 23--24). С точки зрения ученого, для переработки
информации, распознавания образов, формирования
смысловых концептов говорящим
и слушающим применяются определенные наборы операций. При этом ими
учитываются данные, связанные с вниманием, памятью. В отличие
от машины, говорящим и слушающим используются такие свойства
человеческого мозга, как фантазия, интуиция,
воображение, эмоциональные и культурологические факторы
в решении языковых проблем.
Продуктивным направлением науки о языке явилось раздельное
изучение текста как монологических и диалогических
единств, между которыми, тем не менее, по мнению
Г.О.Винокура, нет строгих и абсолютных границ.
В процессе изучения установлено, что монологическая речь, как правило, содержит цепочки связанных
суперсинтаксических единиц. К ним относят сложные
синтаксические целые
(ССЦ), или сверхфразовые единства (СФЕ), которые
характеризуются структурными языковыми, речевыми, логическими,
семантическими и др. отношениями между компонентами
высказывания, сегментами текста. Они
иерархически объединены содержательными и языковыми коннекторами-скрепами в единое смысловое целое.
Среди коммуникативных средств, используемых для установления
контакта между говорящим и слушающим, учеными
выделяются, помимо собственно диалога, такие формы диалогических единств, как
автокоммуникация, внутренний монолог или
диалог. Это размывает границы монологических и диалогических
единств. Такой способ представления информации
создает новые возможности для "приращения смысла", расширения
объема сообщения, введения продуцентом оценки, для построения
"картины мира" с позиций говорящего в расчете на адекватное
восприятие слушающим смысла сказанного.