I. Объект и предмет языкознания. Речь и язык Различают объект и предмет науки. Объектом научного изучения может быть то или иное явление действительности, взятое в целом. Будучи по своей природе очень сложным, такое явление обычно служит объектом нескольких смежных наук. Например, Земля – объект изучения географии, геодезии, геологии, геофизики, геохимии и других наук. В едином объекте эти науки выделяют разные стороны, разные аспекты и находят свой предмет изучения. Так, география описывает рельеф земной поверхности, природные условия, животный и растительный мир, размещение производства в разных странах и районах. Геодезия изучает формы и размеры Земли (высшая геодезия) и занимается измерениями на местности чтобы отразить земную поверхность на планах и картах (топография). Геология исследует строение земной коры и историю ее образования, историю органической жизни на Земле и месторождения полезных ископаемых. Геофизика – наука о физических свойствах Земли и происходящих в ней физических процессах. Геохимия выявляет химический состав Земли и законы сочетания и распространения химических элементов на ней. Объектом изучения языкознания, языковедения или лингвистики является речь как специфическая форма человеческой деятельности, которая непосредственно связана с мышлением другими психическими процессами. Однако речевая деятельность человека изучается не только языкознанием, но и другими науками, например психологией, физиологией и логопедией2. Языкознание имеет право на самостоятельное существование потому, что в едином объекте – речевой деятельности (речи) – оно выделяет свой предмет. Этим предметом является язык как таковой. Стало быть, разграничение объекта и предмета языкознания сводится к различению речи и языка. Такое различение было намечено выдающимся немецким теоретиком языкознания Вильгельмом фон Гумбольдтом (1767–1835), а позже обосновано швейцарским языковедом Фердинандом де Соссюром (1857–1913) в его знаменитом "Курсе общей лингвистики" (1-е издание вышло в 1916 г.) Приобретшая широкую популярность концепция де Соссюра не отличалась последовательностью и четкостью. Он противопоставлял язык речи, как социальное (общественное) индивидуальному, но переключал социальное в психическое, утверждая, что язык всецело психичен. Все это порождало путаницу и толкало языкознание в омут идеализма. Поэтому некоторым лингвистам противопоставление языка речи стало представляться принципиально неверным и недопустимым. Различать язык и речь необходимо, потому что они действительно очень существенно отличаются друг от друга и без учета этого различия немыслимо современное языкознание. Ясно, что психологи, например, имеют дело с речью, а не с языком. В школе учителя-словесники вооружают своих учеников знанием системы того или иного языка (прежде всего литературного), а работают над развитием культуры речи учащихся. Язык – важнейшее средство общения людей, орудие выражения их мыслей и чувств. Речь – это разные виды и акты использования языка как средства общения и орудия выражения мыслей. Выделяют две стороны речи: сам процесс говорения-восприятия и создаваемые в процессе речевой деятельности произведения речи (тексты, предложения). Речь (речевая деятельность) может осуществляться в двух формах – внутренней и внешней. Внутренняя речь – необходимая форма самого процесса мышления. При посредстве внешней речи мы делаем наши мысли достоянием других людей, передаем им определенную информацию. Внешняя речь, в свою очередь, может быть устной или письменной, а устная – диалогической или монологической. При устной общении процесс говорения и процесс восприятия-понимания протекают одновременно, а время существования произведений речи совпадает' с моментом самой речевой деятельности. Как только прекращается речевая деятельность (говорение), перестают существовать и создаваемые в процессе этой деятельности произведения (тексты, предложения). Они исчезают, "как сон, как утренний туман". При письменном общении процесс говорения и процесс восприятия-понимания разорваны во времени. Произведения речи создаются в одно время, а воспринимаются в другое. Время существования этих произведений (текстов) оказывается во много раз больше, чем время, затраченное на их создание. Такого рода тексты иногда существуют столетия, даже тысячелетия и многократно воспринимаются людьми разных поколений. Язык объективно существует именно в речи, в ее произведениях. Лингвистические единицы (прежде всего слова) и законы (правила) их сочетаемости непосредственно даны в ней. Язык – важнейшая составная часть речи, ее материал. Лишь благодаря языку речь приобретает характер специфически человеческой деятельности. Язык только потому и является важнейшим средством общения людей, что он представляет собой систему единиц, которые регулярно, в общественном масштабе воспроизводятся в речи по определенным законам. С помощью ограниченной системы языка (материальные ресурсы и выразительные возможности даже самых богатых и развитых языков не безграничны) его носители создают бесконечное множество разнообразных произведений речи. Опираясь на знание языковой системы, мы понимаем каждое новое произведение речи без предварительного знакомства с ним. Ведь всякий раз мы обнаруживаем в таком произведении знакомые нам лингвистические единицы, связанные по известным нам правилам. Если мы плохо владеем системой какого-либо языка, то для понимания созданных на нем произведений речи нам приходится обращаться за помощью к соответствующим словарям и грамматикам. Речь же на незнакомом языке вовсе не понятна нам и кажется "нечленораздельным бормотанием". Специфические особенности речи не исчерпываются традиционным (соссюровским) противопоставлением ее индивидуального характера социальной природе языка. В речи индивидуальное сочетается органически с социальным. Уже сам процесс говорения-восприятия, будучи двусторонним, не является сугубо индивидуальным. К тому же и способность говорения обусловлена социальной природой человека. А в произведениях речи социальное проявляется еще отчетливее и явно преобладает над индивидуальным, потому что абсолютное большинство используемых здесь элементов заимствовано из ранее накопленного носителями данного языка. В языке же можно обнаружить проявление индивидуального момента. Так, индивидуальным является, например, процесс словотворчества. Однако это ни в коей мере не подрывает социальной основы языка. По замечанию проф. А.И.Смирницкого, если вычесть из речи языковой материал, то полученный "сверхъязыковой" остаток и будет характеризовать особенности речи как таковой. Это индивидуальные особенности интонации, ритм и темп, ошибки в произношении, особый подбор звуков для достижения большей выразительности и пр. Речь, ее произведения и языковая система находятся в сложном диалектическом единстве и взаимодействии. Акад. В.В.Виноградов подчеркивает: "Языковая система не только "порождает" речь, не только сдерживает ее поток в известных берегах и пределах, но и питается ею, применяется под ее сильным воздействием". Человек овладевает речью на базе того или иного языка, и система этого языка ограничивает речевую деятельность человека. Чтобы быть понятым, человек должен создавать произведения речи, сообразуясь с требованиями данной конкретной языковой системы. Языковая система, в свою очередь, испытывает на себе сильное воздействие речи и обогащается за счет речи. Появление новых языковых норм – это следствие изменения правил использования языка в речи, правил его функционирования. Всё, что обогащает язык и содействует совершенствованию его системы, зарождается и первоначально утверждается в речи. Таким образом, необходимо различать речь и язык, хотя соответствующие термины нередко употребляются как синонимы. Произведения речи (устные и письменные тексты) составляют объект (материал) языкознания. Но это – "именно материал, а не сам предмет языковедческого исследования, т.е. не сам язык; последний должен быть извлечен из этого материала, как металл из руды". Чем больше разнообразных произведений речи изучено и чем глубже они изучены, тем полнее и достовернее картина состояния языка, воссоздаваемая лингвистами. Добытые наукой знания о системе того или иного конкретного языка фиксируются в грамматиках и словарях. Валентин Николаевич ПЕРЕТРУХИН (1928–1985) Родился 1 июля 1928 г. в селе Клинцовка Саратовской области. После окончания филологического факультета Саратовского университета начал преподавательскую работу в Ишимском пединституте, где проработал десять лет. Последующие четверть века работал в Белгородском педагогическом институте, из них многие годы – в должности заведующего кафедрой русского языка. В 1959 г. защитил кандидатскую диссертацию, а в 1981 г. – докторскую. Перу В.Н.Перетрухина принадлежат большое количество академических статей, газетных публикаций, несколько книг и учебников по вопросам современного русского языка и общего языкознания. |
2023. 720 с. Твердый переплет. 16.9 EUR
Книга «Зияющие высоты» – первый, главный, социологический роман, созданный интеллектуальной легендой нашего времени – Александром Александровичем Зиновьевым (1922-2006), единственным российским лауреатом Премии Алексиса де Токвиля, членом многочисленных международных академий, автором десятков логических... (Подробнее) URSS. 2024. 800 с. Мягкая обложка. 37.9 EUR
ВЕРСАЛЬ: ЖЕЛАННЫЙ МИР ИЛИ ПЛАН БУДУЩЕЙ ВОЙНЫ?. 224 стр. (ТВЁРДЫЙ ПЕРЕПЛЁТ) 11 ноября 1918 года в старом вагоне неподалеку от Компьеня было подписано перемирие, которое означало окончание Первой мировой войны. Через полгода, 28 июня 1919 года, был подписан Версальский договор — вердикт, возлагавший... (Подробнее) 2023. 696 с. Твердый переплет в суперобложке. 119.9 EUR
Опираясь на новейшие исследования, историк Кристофер Кларк предлагает свежий взгляд на Первую мировую войну, сосредотачивая внимание не на полях сражений и кровопролитии, а на сложных событиях и отношениях, которые привели группу благонамеренных лидеров к жестокому конфликту. Кларк прослеживает... (Подробнее) URSS. 2024. 704 с. Твердый переплет. 26.9 EUR
В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее) URSS. 2024. 344 с. Мягкая обложка. 18.9 EUR
Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее) URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR
Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее) URSS. 2024. 576 с. Мягкая обложка. 23.9 EUR
Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире. Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее) URSS. 2024. 248 с. Мягкая обложка. 14.9 EUR
В книге изложены вопросы новой области современной медицины — «Anti-Ageing Medicine» (Медицина антистарения, или Антивозрастная медицина), которая совмещает глубокие фундаментальные исследования в биомедицине и широкие профилактические возможности практической медицины, а также современные общеоздоровительные... (Подробнее) URSS. 2024. 240 с. Твердый переплет. 23.9 EUR
Предлагаемая вниманию читателей книга, написанная крупным биологом и государственным деятелем Н.Н.Воронцовым, посвящена жизни и творчеству выдающегося ученого-математика, обогатившего советскую науку в области теории множеств, кибернетики и программирования — Алексея Андреевича Ляпунова. Книга написана... (Подробнее) 2023. 416 с. Твердый переплет. 19.9 EUR
Вам кажется, что экономика — это очень скучно? Тогда мы идем к вам! Вам даже не понадобится «стоп-слово», чтобы разобраться в заумных формулах — их в книге нет! Все проще, чем кажется. Автор подаст вам экономику под таким дерзким соусом, что вы проглотите ее не жуя! Вы получите необходимые... (Подробнее) |