URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Михайлов К.А., Адлунг Т.В., Измайлова С.В. Нестандартные индуктивные головоломки: Интеллектуальная йога: более 365 разнообразных головоломок для мозговых штурмов, развития эрудиции, воспитания хорошего вкуса, формирования нестандартного мышления и навыков работы с литературой формальных ограничений Обложка Михайлов К.А., Адлунг Т.В., Измайлова С.В. Нестандартные индуктивные головоломки: Интеллектуальная йога: более 365 разнообразных головоломок для мозговых штурмов, развития эрудиции, воспитания хорошего вкуса, формирования нестандартного мышления и навыков работы с литературой формальных ограничений
Id: 263826
829 р.

Нестандартные индуктивные головоломки:
Интеллектуальная йога: более 365 разнообразных головоломок для мозговых штурмов, развития эрудиции, воспитания хорошего вкуса, формирования нестандартного мышления и навыков работы с литературой формальных ограничений. №306

URSS. 2022. 440 с. ISBN 978-5-9710-9649-8.
Типографская бумага

Аннотация

В своей первой книге лидеры движения «Нестандартная логика» предлагают вниманию поклонников интеллектуальных тренингов более 350 (не считая бонусов) оригинальных и увлекательных головоломок, относящихся к интересному и в то же время малоизученному классу индуктивных игр. В игровом формате представлены самые разнообразные задачи, оригинальным образом моделирующие процесс научного поиска, ключевые понятия методологии науки (гипотеза,... (Подробнее)


Содержание
top
Введение. Индуктивный метод как феномен культуры, или Зачем нужна эта книга (читать обязательно!)5
Индуктивные игры, или Россыпь необычных головоломок33
Часть 1. «Продолжить ряд»38
Часть 2. Задачи Железного Дровосека45
Практикум по теме «Задачи Железного Дровосека»60
Часть 3. Разведчики на секретных заводах177
Практикум по теме «Разведчики на секретных заводах»191
Глава 1. Страдания невезучего Штирлица191
Глава 2. Одиссея Джеймса Бонда197
Глава 3. Приключения майора Пронина203
Глава 4. Из архивов полковника Исаева217
Глава 5. Эпопея Маты Хари225
Глава 6. Трудная служба разведчика Смекалкина234
Глава 7. Нелегкие испытания лейтенанта Шарапова248
Глава 8. Логико-философский триллер доктора Ватсона271
Часть 4. Бонусные головоломки277
Глава 1. Бонус от Светланы Измайловой277
Глава 2. Бонус от Тамары Адлунг283
Глава 3. Бонус от Кирилла Михайлова287
Подсказки298
К задачам из введения298
К задачам из части 1 «Продолжить ряд»298
К задачам из части 2 «Задачи Железного Дровосека»299
К задачам из части 3 «Разведчики на секретных заводах»322
К задачам из части 4 «Бонусные головоломки»327
Ответы331
К задачам из введения331
К задачам из части 1 «Продолжить ряд»331
К задачам из части 2 «Задачи Железного Дровосека»335
К задачам из части 3 «Разведчики насекретных заводах»385
К задачам из части 4 «Бонусные головоломки»414
Дополнительные задачи («Когда верстался номер»)422
Подсказки к дополнительным задачам428
Ответы к дополнительным задачам429

Введение. Индуктивный метод как феномен культуры, или Зачем нужна эта книга (читать обязательно!) (отрывок)
top

Издательство URSS приступает к выпуску серии сборников нестандартных логических головоломок, составленных как «профессиональными любителями» этого жанра (например, автором этих строк, который уже лет тридцать изучает этот вопрос), так и людьми, просто увлеченными нетривиальным интеллектуальным досугом и проблемами развития мышления в целом.

Для начала надо сказать несколько слов о развитии обсуждаемого жанра в России и мире, о его, так сказать, современном состоянии.

Прежде всего, стоит отметить, что популяризация науки и развитие нестандартного мышления — это два связанных между собой тренда современной западной интеллектуальной мысли. Одни за другими пишутся, издаются и переиздаются как сборники соответствующих логических головоломок, так и книги по теории и практике нестандартного мышления в целом. Можно даже сказать, что наблюдается самый настоящий бум подобной литературы. И это стало «нормой жизни». За последние годы десятки таких книг были, к счастью, переведены и на русский язык. Стоя на плечах патриархов жанра Сэма Лойда, Генри Э. Дьюдени, Льюиса Кэрролла, Мартина Гарднера, Рэймонда Смаллиана, Дьердя Бизама и Яноша Герцега, выросли, окрепли и стали классиками нестандартно-логической мысли Пол Слоун и Дес МакХэйл, Чарльз Филлипс, Эрвин Бречер, Чарльз Берри Тоунсенд, Филип Картер и Кен Рассел, Норман Уиллис, Эдвард Дж. Харшман, Крис М. Диксон, Дэвид Д. Бодикомб, Гарет Мур, Виктор Серебряков (да-да, «западный» автор!). О фундаментальных трудах крупнейшего теоретика «нелинейного» мышления Эдварда де Боно мы уж и не говорим . Сразу после войны было организовано специальное сообщество интеллектуалов — MENSA. А что же Россия? С прискорбием приходится констатировать, что доля отечественных источников в соответствующем книжном океане достаточно мала. А авторов, которые бы написали несколько книг, то есть стали бы законодателями мод в этом жанре («классиками», «традицией»), вообще практически нет. В России так пока и не создано отделение упомянутой выше MENSA (это вообще, на наш взгляд, выглядит дикостью в контексте заявляемой нами ориентации на «рост» и «инновации»). Хотя кое-что все же есть, прежде всего, это касается книг для развития эрудиции как таковой (можно и нужно назвать имена Н. Ю. Анашиной, Б. Б. Баландина, Т. А. Евтюковой, Н. А. Шаульской, М. А. Нянковского, О. А. Деркач и В. В. Быкова, Б. Е. Левина, Н. Н. Латыпова и А. А. Вассермана). Нельзя не назвать также С. Н. Федина и И. В. Раскину, крупнейших в стране специалистов по развитию собственно логического мышления у детей и подростков. Отметим также серию книг, выпущенных петербургскими издательствами «Амфора» и «Пальмира» (особенно выделим прекрасные компендиумы «свежих», что очень важно, задач в стиле приснопамятного и любимого многими инспектора Варнике, написанные Е. Анфимовым и Г. Кругловым) . Но в целом положение с развитием нестандартной логики как самостоятельного, институционально оформленного направления в нашей стране представляется бедственным, особенно если принять во внимание тиражи книг, которые все же пробиваются и издаются (о недостойно малом количестве, качестве и разнообразии таких книг мы уже только что сказали). Это представляется обидным, несправедливым и трагичным вот еще по каким двум принципиальным причинам.

Во-первых, в СССР существовала богатейшая традиция логико-мате-матических головоломок, задач на смекалку и сообразительность. Достаточно назвать имена Я. Перельмана, Вл. Лёвшина, С. Боброва, М. Гершензона, Б. Кордемского, Е. Гика, А. Савина, вспомнить замечательный сборник «Твое свободное время», чтобы понять, «какую Россию мы потеряли» (а какие были тиражи этих книг — они достигали 300 тысяч экземпляров, как для последней из только что перечисленных книг!).

Во-вторых, в нашей стране на самом деле есть значительное количество людей, увлеченных этим жанром, но лишь в качестве простого развлечения, хобби, интеллектуального досуга. Они создают специальные сайты в Интернете, сами сочиняют новые, нетривиальные, увлекательные и развивающие задачи и головоломки, обсуждают их на форумах, в группах «по интересам» и т. д. (Нельзя не упомянуть здесь, конечно, и «квестовые» проекты типа «Бегущий город».) Но это, так сказать, «бои местного значения». На уровень официальной публикации, на уровень теоретического обоснования и систематизации своих результатов практически никто не выходит. Никто не заявляет о себе как о лидере этого направления исследований, как о «хранителе будущей традиции». Практически никто не воспринимает даже свои собственные блестящие произведения в качестве чего-то серьезного, стратегически важного, системообразующего, исторически принципиального. У нас нынче нет ни своего Гарднера, ни своего Смаллиана, ни своего Хофштадтера. Интеллектуальное творчество «энтузиастов» не становится культурным, культуросозидающим, культуротранслирующим явлением в стране и уж тем более в мире. Подобные занятия в официальном российском научном (логическом) сообществе де-факто официально считаются уделом маргиналов или вообще неудачников. И это самое ужасное. Но важно понять, что подходящие кадры у нас есть, их нужно просто организовать и «активировать» (ибо отрицать важность и значение разработки данных тем в современном мире может лишь только «исторический слепец» или законченный ретроград). Эти кадры зачастую производят более качественный материал, нежели тот, от которого Запад уже сходит с ума . Мы в реальности обладаем колоссальным потенциалом в данном направлении. Потенциалом, который еще можно адекватно использовать и который еще можно приумножить. Иными словами, по факту мы (в смысле Россия) сидим на золотой жиле, но почему-то никак не хотим ее разрабатывать и использовать по-настоящему. А ведь при правильном подходе такие исследования и такие продукты с необходимостью должны стать востребованными. И в этой связи мы, авторы, надеемся, что предлагаемая нами работа — прорывная в этом направлении, как в содержательном, так и в организационном плане.

Книга, что находится перед вами, в целом посвящена одному из самых увлекательных классов нестандартных (и «неклассических») логических задач, к огромному сожалению, пока совершенно недостаточно разработанному . В некотором смысле авторы данного сборника являются первопроходцами, ряду их находок и приемов, по всей видимости, нет адекватного аналога в имеющейся занимательно-логиче-ской литературе. И сейчас они готовы познакомить своих читателей с этими самыми головоломками, которые правильнее всего будет назвать индуктивными. Но для начала надо сказать еще несколько важных слов, чтобы ввести в курс дела, чтобы было понятно, «с чем это вообще едят», на чем это основывается, зачем это нужно и какой смысл имеет подобная «гимнастика ума» («йога для затекших суставов интеллекта»).

Итак, выдвижение и проверка гипотез (призванных помочь нам лучше понять происходящие вокруг события, разобраться в окружающих нас явлениях, уяснить себе, чего можно ждать от тех или иных вещей или людей), систематизация наблюдаемых феноменов, генерация обоснованных объяснений этих феноменов, исследование внутренней логики фактов, поиск их смысловой связи и т. д. — утонченная, серьезная и чрезвычайно важная духовная практика. Чем-то она даже напоминает детектив, так сказать, интеллектуальный детектив. А кто же не любит детективы? Особенно если против нас «играет» сама природа, сама реальность, задавая нам каверзные вопросы и подкидывая нам проблему за проблемой. Речь, как уже должно быть понятно, идет, прежде всего, о научной деятельности. Ну и конечно, об эмпирических исследованиях наподобие тех, что ведут самые настоящие сыщики (юридическая практика в широком смысле слова). Образованный, культурный, развитый человек, даже если он сам не ученый и не следователь, с необходимостью должен владеть подобными навыками — хотя бы просто для того, чтобы уметь разбираться в окружающей действительности, понимать ее, с уважением относиться к научному методу в целом, осознавать сущность и ценность науки как особой формы духовной деятельности. Поэтому моделирование тех или иных важных сторон и аспектов научного поиска, научного метода в популярной, игровой, занимательной форме представляется совершенно необходимым делом. Таким образом и сама наука будет укреплять свои позиции в культуре, переставая быть чем-то потусторонним, эзотерическим, непонятным для широких масс людей. И в нашей книге мы как раз пытаемся это делать.

Сущность науки составляет формулирование общих теорий, которые должны успешно систематизировать, полно описывать, эффективно и убедительно объяснять имеющиеся данные (через указание соответствующего основания, закона, принципа и т. д.) и — что очень важно — предсказывать новые факты, явления и события в конкретной области действительности. Большинство наук связано с эмпирической реальностью, и поэтому важнейшим методом науки является индукция. Вот мы и подобрались к очень важному пункту в наших рассуждениях, ведь наши головоломки мы только что сами аттестовали как индуктивные. Что же это, в сущности, значит?

Расхожее определение индукции гласит, что это есть переход от частного к общему. Точнее, речь идет о формулировании некоторого обобщающего положения на основе анализа отдельных, конкретных, частных фактов (ключевыми словами здесь являются «все» и «всегда»). Само слово «индукция» в переводе с латыни означает «наведение». Действительно, суть индуктивных методов заключается в такой организации познавательной работы, которая способствовала бы эффективному обнаружению («усмотрению») неслучайных, существенных, эвристически ценных закономерностей в море единичных фактов и событий. Таких закономерностей, которые помогали бы нам строить целостную картину реальности в ее внутреннем единстве, связности, упорядоченности, регулярности.

Существует множество видов индуктивных рассуждений. Для создания «первоначального понимания» вопроса приведем несколько примеров, намеренно делая их максимально простыми и наглядными.

Пример 1. Медведи не летают. Лоси не летают. Мангусты не летают. Койоты не летают. Коалы не летают. Киты не летают. Львы не летают. Тапиры не летают. Кроты не летают. Все это (и можно привести еще множество аналогичных классов) — совершенно разнообразные виды млекопитающих. Стало быть, ни одно млекопитающее не летает.

Как был получен вывод, понятно — мы перебрали большое количество предметов одного класса (причем внутренне разнородных, насколько это было возможно) и установили, что все они обладают неким свойством (в данном случае — отсутствием свойства, что здесь неважно). Отсюда заключили, что вообще все предметы этого класса обладают этим свойством. При этом мы, очевидно, впали в ошибку поспешного обобщения. Свойство «не летает» оказалось несущественным (хотя и повсеместно распространенным) признаком млекопитающих как таковых, и обнаружилось исключение — летучие мыши. Поэтому и говорят, что индукция в целом не может гарантировать истинность своих выводов, она может лишь делать их вероятными (и в ряде случаев мы вполне можем столкнуться с исключениями).


Об авторах
top
photoМихайлов Кирилл Авенирович
Кандидат философских наук. Окончил философский факультет МГУ имени М. В. Ломоносова по кафедре логики. Доцент кафедры социально-гуманитарных, экономических и естественнонаучных дисциплин Института права и национальной безопасности РАНХиГС при Президенте РФ. Специалист в области методики преподавания логики и философии, философии логики, философии астрономии, нестандартного мышления, занимательной логики и математики, комбинаторных игр с языком. Участник более 50 научных конференций.

Автор около 80 публикаций, в том числе монографии «Теоретическая философия Иммануила Канта и современная логика: Опыт нового прочтения „Критики чистого разума“» (2-е изд. — М.: URSS), около 10 инновационных учебников, УМК и учебно-методических пособий по логике и философии. Призер конкурса «Самый активный молодой ученый России — 2002». Победитель конкурса «Университетская книга — 2019: социально-гуманитарные науки» в трех номинациях. Победитель конкурса «Университетская книга — 2020» в двух номинациях. Создатель и координатор проекта «Нестандартная логика». Сооснователь проекта «Диссернет», в составе группы «Диссернет» лауреат премии «Политпросвет» за 2014 г. в номинации «За честь и достоинство», а также в «народном голосовании». Автор-составитель книги «Философы тоже умеют шутить» (М.: URSS).

Собирает коллекцию трехмерных фигурок сов (в начале 2022 года она насчитывает уже около 2500 экземпляров), планирует создание Музея Совы.

photoАдлунг (Шулешова) Тамара Владимировна
Выпускница Калининградского государственного университета, училась также в Университетском центре Герцогства Люксембург и Университете Людвига и Максимилиана в Мюнхене. Филолог, медицинский переводчик, преподаватель декоративно-прикладного искусства для детей, автор множества детских стихов и песен. Иллюстратор. Выпустила несколько детских книг, имеет ряд публикаций в детских журналах. Свободно владеет пятью иностранными языками. Организатор Детского центра раннего развития «Говорун», г. Мюнхен. Многолетний участник и дипломант Фестиваля авторской песни «Балтийская Ухана», г. Балтийск. Занимается хаидонг гумдо, фехтованием на корейских мечах. Воспитывает двоих сыновей. В настоящее время живет и работает в Мюнхене.
photoИзмайлова Светлана Вадимовна
Окончила радиотехнический факультет Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» и музыкальное училище. В разное время: инженер, полярник, экстремальный путешественник, инструктор по туризму, музыкант, преподаватель математики, руководитель математического кружка.