I. Объект и предмет языкознания. Речь и язык Различают объект и предмет науки. Объектом научного изучения может быть то или иное явление действительности, взятое в целом. Будучи по своей природе очень сложным, такое явление обычно служит объектом нескольких смежных наук. Например, Земля – объект изучения географии, геодезии, геологии, геофизики, геохимии и других наук. В едином объекте эти науки выделяют разные стороны, разные аспекты и находят свой предмет изучения. Так, география описывает рельеф земной поверхности, природные условия, животный и растительный мир, размещение производства в разных странах и районах. Геодезия изучает формы и размеры Земли (высшая геодезия) и занимается измерениями на местности чтобы отразить земную поверхность на планах и картах (топография). Геология исследует строение земной коры и историю ее образования, историю органической жизни на Земле и месторождения полезных ископаемых. Геофизика – наука о физических свойствах Земли и происходящих в ней физических процессах. Геохимия выявляет химический состав Земли и законы сочетания и распространения химических элементов на ней. Объектом изучения языкознания, языковедения или лингвистики является речь как специфическая форма человеческой деятельности, которая непосредственно связана с мышлением другими психическими процессами. Однако речевая деятельность человека изучается не только языкознанием, но и другими науками, например психологией, физиологией и логопедией2. Языкознание имеет право на самостоятельное существование потому, что в едином объекте – речевой деятельности (речи) – оно выделяет свой предмет. Этим предметом является язык как таковой. Стало быть, разграничение объекта и предмета языкознания сводится к различению речи и языка. Такое различение было намечено выдающимся немецким теоретиком языкознания Вильгельмом фон Гумбольдтом (1767–1835), а позже обосновано швейцарским языковедом Фердинандом де Соссюром (1857–1913) в его знаменитом "Курсе общей лингвистики" (1-е издание вышло в 1916 г.) Приобретшая широкую популярность концепция де Соссюра не отличалась последовательностью и четкостью. Он противопоставлял язык речи, как социальное (общественное) индивидуальному, но переключал социальное в психическое, утверждая, что язык всецело психичен. Все это порождало путаницу и толкало языкознание в омут идеализма. Поэтому некоторым лингвистам противопоставление языка речи стало представляться принципиально неверным и недопустимым. Различать язык и речь необходимо, потому что они действительно очень существенно отличаются друг от друга и без учета этого различия немыслимо современное языкознание. Ясно, что психологи, например, имеют дело с речью, а не с языком. В школе учителя-словесники вооружают своих учеников знанием системы того или иного языка (прежде всего литературного), а работают над развитием культуры речи учащихся. Язык – важнейшее средство общения людей, орудие выражения их мыслей и чувств. Речь – это разные виды и акты использования языка как средства общения и орудия выражения мыслей. Выделяют две стороны речи: сам процесс говорения-восприятия и создаваемые в процессе речевой деятельности произведения речи (тексты, предложения). Речь (речевая деятельность) может осуществляться в двух формах – внутренней и внешней. Внутренняя речь – необходимая форма самого процесса мышления. При посредстве внешней речи мы делаем наши мысли достоянием других людей, передаем им определенную информацию. Внешняя речь, в свою очередь, может быть устной или письменной, а устная – диалогической или монологической. При устной общении процесс говорения и процесс восприятия-понимания протекают одновременно, а время существования произведений речи совпадает' с моментом самой речевой деятельности. Как только прекращается речевая деятельность (говорение), перестают существовать и создаваемые в процессе этой деятельности произведения (тексты, предложения). Они исчезают, "как сон, как утренний туман". При письменном общении процесс говорения и процесс восприятия-понимания разорваны во времени. Произведения речи создаются в одно время, а воспринимаются в другое. Время существования этих произведений (текстов) оказывается во много раз больше, чем время, затраченное на их создание. Такого рода тексты иногда существуют столетия, даже тысячелетия и многократно воспринимаются людьми разных поколений. Язык объективно существует именно в речи, в ее произведениях. Лингвистические единицы (прежде всего слова) и законы (правила) их сочетаемости непосредственно даны в ней. Язык – важнейшая составная часть речи, ее материал. Лишь благодаря языку речь приобретает характер специфически человеческой деятельности. Язык только потому и является важнейшим средством общения людей, что он представляет собой систему единиц, которые регулярно, в общественном масштабе воспроизводятся в речи по определенным законам. С помощью ограниченной системы языка (материальные ресурсы и выразительные возможности даже самых богатых и развитых языков не безграничны) его носители создают бесконечное множество разнообразных произведений речи. Опираясь на знание языковой системы, мы понимаем каждое новое произведение речи без предварительного знакомства с ним. Ведь всякий раз мы обнаруживаем в таком произведении знакомые нам лингвистические единицы, связанные по известным нам правилам. Если мы плохо владеем системой какого-либо языка, то для понимания созданных на нем произведений речи нам приходится обращаться за помощью к соответствующим словарям и грамматикам. Речь же на незнакомом языке вовсе не понятна нам и кажется "нечленораздельным бормотанием". Специфические особенности речи не исчерпываются традиционным (соссюровским) противопоставлением ее индивидуального характера социальной природе языка. В речи индивидуальное сочетается органически с социальным. Уже сам процесс говорения-восприятия, будучи двусторонним, не является сугубо индивидуальным. К тому же и способность говорения обусловлена социальной природой человека. А в произведениях речи социальное проявляется еще отчетливее и явно преобладает над индивидуальным, потому что абсолютное большинство используемых здесь элементов заимствовано из ранее накопленного носителями данного языка. В языке же можно обнаружить проявление индивидуального момента. Так, индивидуальным является, например, процесс словотворчества. Однако это ни в коей мере не подрывает социальной основы языка. По замечанию проф. А.И.Смирницкого, если вычесть из речи языковой материал, то полученный "сверхъязыковой" остаток и будет характеризовать особенности речи как таковой. Это индивидуальные особенности интонации, ритм и темп, ошибки в произношении, особый подбор звуков для достижения большей выразительности и пр. Речь, ее произведения и языковая система находятся в сложном диалектическом единстве и взаимодействии. Акад. В.В.Виноградов подчеркивает: "Языковая система не только "порождает" речь, не только сдерживает ее поток в известных берегах и пределах, но и питается ею, применяется под ее сильным воздействием". Человек овладевает речью на базе того или иного языка, и система этого языка ограничивает речевую деятельность человека. Чтобы быть понятым, человек должен создавать произведения речи, сообразуясь с требованиями данной конкретной языковой системы. Языковая система, в свою очередь, испытывает на себе сильное воздействие речи и обогащается за счет речи. Появление новых языковых норм – это следствие изменения правил использования языка в речи, правил его функционирования. Всё, что обогащает язык и содействует совершенствованию его системы, зарождается и первоначально утверждается в речи. Таким образом, необходимо различать речь и язык, хотя соответствующие термины нередко употребляются как синонимы. Произведения речи (устные и письменные тексты) составляют объект (материал) языкознания. Но это – "именно материал, а не сам предмет языковедческого исследования, т.е. не сам язык; последний должен быть извлечен из этого материала, как металл из руды". Чем больше разнообразных произведений речи изучено и чем глубже они изучены, тем полнее и достовернее картина состояния языка, воссоздаваемая лингвистами. Добытые наукой знания о системе того или иного конкретного языка фиксируются в грамматиках и словарях. Валентин Николаевич ПЕРЕТРУХИН (1928–1985) Родился 1 июля 1928 г. в селе Клинцовка Саратовской области. После окончания филологического факультета Саратовского университета начал преподавательскую работу в Ишимском пединституте, где проработал десять лет. Последующие четверть века работал в Белгородском педагогическом институте, из них многие годы – в должности заведующего кафедрой русского языка. В 1959 г. защитил кандидатскую диссертацию, а в 1981 г. – докторскую. Перу В.Н.Перетрухина принадлежат большое количество академических статей, газетных публикаций, несколько книг и учебников по вопросам современного русского языка и общего языкознания. |