URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Перетрухин В.Н. Введение в языкознание: Курс лекций Обложка Перетрухин В.Н. Введение в языкознание: Курс лекций
Id: 263811
799 р.

Введение в языкознание:
Курс лекций. Изд. стереотип.

URSS. 2020. 360 с. ISBN 978-5-397-07532-9.
Типографская бумага

Аннотация

Предлагаемая читателю книга крупного отечественного лингвиста В.Н. Перетрухина (1928–1985) представляет собой курс лекций, в которых рассматриваются звуковая система языка, словарный состав и грамматический строй языка, классификация языков. Книга ценна также обилием интересных примеров, живостью и доступностью языка изложения.

Рекомендуется студентам и аспирантам филологических факультетов, а также всем, кто интересуется проблемами языкознания.... (Подробнее)


Содержание
top
Введение
Лекция I.Языкознание как наука
 1.Объект и предмет языкознания. Речь и язык
 2.Синхрония и диахрония
 3.Научное изучение отдельных языков и общее языкознание
 4.Основные проблемы общего языкознания
 5."Введение в языкознание" как элементарный курс общего языкознания
Лекция II.Общественная сущность языка и проблема его специфики
 1.Язык – явление общественное
 2.Основные функции языка
  Язык – важнейшее средство общения людей. Язык – средство формирования и выражения мысли. Другие функции языка
 3.Структура языка
Происхождени е языка и его историческое развитие
Лекция III.Происхождение языка
 1.К постановке вопроса
 2.Марксистское учение о происхождении языка
 3.Наиболее распространенные идеалистические теории происхождения языка
  Индивидуалистические теории. Звукоподражательная теория. Теория междометий. Социальные теории. Теория общественного договора. Теория трудовых выкриков
Лекция IV.Закономерности исторического развития языка
 1.История общества и развитие языка
 2.Понятие о внутренних законах развития языка. Общие и частные лингвистические законы
 3.Локальная, социальная и жанрово-стилистическая дифференциация языка. Понятие о литературном языке
 4.Взаимодействие языков
Лекция V.Особенности развития языков и диалектов в различные исторические эпохи
 1.Взаимоотношения языков и диалектов в эпоху первобытнообщинного родового строя
 2.Зарождение классового общества, образование народностей и их языков
 3.Взаимодействие языков и диалектов в эпоху феодализма
 4.Образование наций и национальных языков при капитализме
 5.Особенности развития языков при социализме и в период развернутого строительства коммунизма
Звуковая сис тема языка
Лекция VI.Звуки речи и их классификация
 1.Предмет и содержание фонетики как науки
 2.Понятие о звуке речи. Акустическая характеристика звука
 3.Артикуляция звука и артикуляционная база языка
 4.Классификация звуков речи. Гласные и согласные
  Принципы классификации гласных. Принципы классификации согласных
Лекция VII.Фонетическое членение речи
 1.Звуки и слоги. Слоговые и неслоговые звуки. Типы слогов по их структуре
 2.Фонетические слова. Ударение и его типы. Проклитики и энклитики
 3.Речевые такты и фразы. Интонация и ее элементы
Лекция VIII.Понятие о фонеме и системе фонем
 1.Фонология как специальный раздел фонетики
 2.Понятие фонемы. Яву к и фонема, вариации и варианты фонем
 3.Содержание фонемы и система фонем
Фонетические процессы
 1.Комбинаторное изменения фонем
  Аккомодация. Ассимиляция. Диссимиляция. Другие типы комбинаторных изменений
 2.Позиционные изменения фонем
Лекция IX.Историческое развитие звуковой системы языка
 1.Изменения в фонемном составе слов и в фонематической системе языка
 2.Понятие о звуковом законе
 3.О причинах фонетических изменений
Транскрипция и ее типы
Понятие об орфоэпии
Словарный со став языка
Лекция X.Слово как предмет лексикологии и семасиологии
 1.Место слова в структуре языка. Слово как предмет изучения
 2.Основные признаки слова
 3.Лексическое значение слова, предмет и понятие
 4.Полисемия слова. Прямое и переносное значения слова
 5.Виды переноса значений слова
Лекция XI.Основные лексико-семантические разряды слои
 1.Термины и терминология
 2.Омонимы и паронимы
 3.Синонимы, их типы и источники. Явление табу и эвфемизмы
 4.Антонимы
 5.Понятие о фразеологизмах. Основные типы фразеологических единиц
Лекция XII.Стилистическое расслоение словарного состава языка
 1.Общеупотребительная лексика
 2.Стилистически ограниченная лексика
  Устно-разговорная лексика. Книжно-литературная лексика
Этимология и явления "народной" этимологии
 1.Принципы научной этимологии
 2.Случаи деэтимологизации
 3.Явления "народной" этимологии
Лекция XIII.Исторические изменения в словарном составе языка
 1.Пути обогащения лексики
  Словообразование и его типы. Переосмысление слов. Заимствование слов из,других языков. Калькирование иноязычных слов
 2.Устаревшие слова и их типы
  Историзмы. Архаизмы
Грамматическ ий строй языка
Лекция XIV.Грамматика как наука
 1.Лексические и грамматические значения слов
 2.Грамматические формы слов и грамматическая категория
 3.Грамматика как наука. Составные части грамматики
Структура слова
 1.Понятие о морфеме. Основные типы морфем
 2.Классификация аффиксов по положению в слове и по значению
 3.Основа слова
Лекция XV.Грамматические способы
 1.Порядок слов
 2.Ударение и интонация
 3.Повторы
 4.Служебные слова
 5.Сложения
 6.Аффиксация
  Внешняя флексия и ее типы. Внутренняя флексия и ее типы
 7.Апофония
 8.Супплетивизм
Лекция XVI.Части речи и принципы их разграничения
 1.Принципы разграничения чаьтей речи
 2.Система частей речи. Характеристика некоторых частей речи
Предложение и его основные признаки
 1.Предложение и суждение. Двусоставные и односоставные предложения. Актуальное членение предложения
 2.Основные признаки предложения
 3.Члены предложения и части речи. Главные члены предложения
 4.Типы предложений по их структуре
Лекция XVII.Словосочетание как специфическая синтаксичекая единица в составе предложения
 1.Словосочетание и предложение
 2.Словосочетание, слово и фразеологизм
 3.Значение и форма словосочетания
 4.Границы словосочетания. Классификация словосочетаний по их объему
 5.Типы словосочетаний по грамматической природе главного члена
Лекция XVIII. Историческое развитие грамматического строя языка
 1.Основные факторы развития грамматического строя языка
 2.Историческая изменяемость строя предложения
 3.Развитие морфологического строя языка
  Формирование частей речи и отдельных морфологических категорий. Из истории морфологической структуры слова. Основные морфологические процессы
Классификаци я языков
Лекция XIX.Типологическая (морфологическая) классификация языков
 1.Краткие сведения из истории разработки морфологической классификации языков
 2.Основные типы языков по характеру их грамматического строя
  Изолирующий тип. Полисинтетический тип. Агглюнативный тип. Флективный тип
 3.Языки аналитического и синтетического строя
Лекция XX.Сравнительно-исторический метод изучения языков и основы генеалогической их классификации
 1.Зарождение сравнительно-исторического метода
 2.Сравнительно-исторический метод как совокупность научно-исследовательских приемов
 3.Достоинства и недостатки метода
 4.Основные понятия генеалогической классификации языков
 5.Лингвистическая карта мира
Лекция XXI.Письмо
 1.Письмо и язык
 2.Фразография
 3.Логография и морфемография
 4.Силлабография и фонография
 5.Графика и орфография. Принципы орфографии
Указатели
 1.Предметный указатель
 2.Именной указатель
Принятые сокращения

Из введения. Лекция I. Языкознание как наука
top

I. Объект и предмет языкознания. Речь и язык

Различают объект и предмет науки. Объектом научного изучения может быть то или иное явление действительности, взятое в целом. Будучи по своей природе очень сложным, такое явление обычно служит объектом нескольких смежных наук. Например, Земля – объект изучения географии, геодезии, геологии, геофизики, геохимии и других наук. В едином объекте эти науки выделяют разные стороны, разные аспекты и находят свой предмет изучения. Так, география описывает рельеф земной поверхности, природные условия, животный и растительный мир, размещение производства в разных странах и районах. Геодезия изучает формы и размеры Земли (высшая геодезия) и занимается измерениями на местности чтобы отразить земную поверхность на планах и картах (топография). Геология исследует строение земной коры и историю ее образования, историю органической жизни на Земле и месторождения полезных ископаемых. Геофизика – наука о физических свойствах Земли и происходящих в ней физических процессах. Геохимия выявляет химический состав Земли и законы сочетания и распространения химических элементов на ней.

Объектом изучения языкознания, языковедения или лингвистики является речь как специфическая форма человеческой деятельности, которая непосредственно связана с мышлением другими психическими процессами. Однако речевая деятельность человека изучается не только языкознанием, но и другими науками, например психологией, физиологией и логопедией2. Языкознание имеет право на самостоятельное существование потому, что в едином объекте – речевой деятельности (речи) – оно выделяет свой предмет. Этим предметом является язык как таковой. Стало быть, разграничение объекта и предмета языкознания сводится к различению речи и языка.

Такое различение было намечено выдающимся немецким теоретиком языкознания Вильгельмом фон Гумбольдтом (1767–1835), а позже обосновано швейцарским языковедом Фердинандом де Соссюром (1857–1913) в его знаменитом "Курсе общей лингвистики" (1-е издание вышло в 1916 г.) Приобретшая широкую популярность концепция де Соссюра не отличалась последовательностью и четкостью. Он противопоставлял язык речи, как социальное (общественное) индивидуальному, но переключал социальное в психическое, утверждая, что язык всецело психичен. Все это порождало путаницу и толкало языкознание в омут идеализма. Поэтому некоторым лингвистам противопоставление языка речи стало представляться принципиально неверным и недопустимым.

Различать язык и речь необходимо, потому что они действительно очень существенно отличаются друг от друга и без учета этого различия немыслимо современное языкознание. Ясно, что психологи, например, имеют дело с речью, а не с языком. В школе учителя-словесники вооружают своих учеников знанием системы того или иного языка (прежде всего литературного), а работают над развитием культуры речи учащихся.

Язык – важнейшее средство общения людей, орудие выражения их мыслей и чувств. Речь – это разные виды и акты использования языка как средства общения и орудия выражения мыслей.

Выделяют две стороны речи: сам процесс говорения-восприятия и создаваемые в процессе речевой деятельности произведения речи (тексты, предложения).

Речь (речевая деятельность) может осуществляться в двух формах – внутренней и внешней. Внутренняя речь – необходимая форма самого процесса мышления. При посредстве внешней речи мы делаем наши мысли достоянием других людей, передаем им определенную информацию. Внешняя речь, в свою очередь, может быть устной или письменной, а устная – диалогической или монологической.

При устной общении процесс говорения и процесс восприятия-понимания протекают одновременно, а время существования произведений речи совпадает' с моментом самой речевой деятельности. Как только прекращается речевая деятельность (говорение), перестают существовать и создаваемые в процессе этой деятельности произведения (тексты, предложения). Они исчезают, "как сон, как утренний туман".

При письменном общении процесс говорения и процесс восприятия-понимания разорваны во времени. Произведения речи создаются в одно время, а воспринимаются в другое. Время существования этих произведений (текстов) оказывается во много раз больше, чем время, затраченное на их создание. Такого рода тексты иногда существуют столетия, даже тысячелетия и многократно воспринимаются людьми разных поколений.

Язык объективно существует именно в речи, в ее произведениях. Лингвистические единицы (прежде всего слова) и законы (правила) их сочетаемости непосредственно даны в ней. Язык – важнейшая составная часть речи, ее материал. Лишь благодаря языку речь приобретает характер специфически человеческой деятельности.

Язык только потому и является важнейшим средством общения людей, что он представляет собой систему единиц, которые регулярно, в общественном масштабе воспроизводятся в речи по определенным законам. С помощью ограниченной системы языка (материальные ресурсы и выразительные возможности даже самых богатых и развитых языков не безграничны) его носители создают бесконечное множество разнообразных произведений речи. Опираясь на знание языковой системы, мы понимаем каждое новое произведение речи без предварительного знакомства с ним. Ведь всякий раз мы обнаруживаем в таком произведении знакомые нам лингвистические единицы, связанные по известным нам правилам. Если мы плохо владеем системой какого-либо языка, то для понимания созданных на нем произведений речи нам приходится обращаться за помощью к соответствующим словарям и грамматикам. Речь же на незнакомом языке вовсе не понятна нам и кажется "нечленораздельным бормотанием".

Специфические особенности речи не исчерпываются традиционным (соссюровским) противопоставлением ее индивидуального характера социальной природе языка. В речи индивидуальное сочетается органически с социальным. Уже сам процесс говорения-восприятия, будучи двусторонним, не является сугубо индивидуальным. К тому же и способность говорения обусловлена социальной природой человека. А в произведениях речи социальное проявляется еще отчетливее и явно преобладает над индивидуальным, потому что абсолютное большинство используемых здесь элементов заимствовано из ранее накопленного носителями данного языка. В языке же можно обнаружить проявление индивидуального момента. Так, индивидуальным является, например, процесс словотворчества. Однако это ни в коей мере не подрывает социальной основы языка.

По замечанию проф. А.И.Смирницкого, если вычесть из речи языковой материал, то полученный "сверхъязыковой" остаток и будет характеризовать особенности речи как таковой. Это индивидуальные особенности интонации, ритм и темп, ошибки в произношении, особый подбор звуков для достижения большей выразительности и пр.

Речь, ее произведения и языковая система находятся в сложном диалектическом единстве и взаимодействии. Акад. В.В.Виноградов подчеркивает: "Языковая система не только "порождает" речь, не только сдерживает ее поток в известных берегах и пределах, но и питается ею, применяется под ее сильным воздействием". Человек овладевает речью на базе того или иного языка, и система этого языка ограничивает речевую деятельность человека. Чтобы быть понятым, человек должен создавать произведения речи, сообразуясь с требованиями данной конкретной языковой системы. Языковая система, в свою очередь, испытывает на себе сильное воздействие речи и обогащается за счет речи. Появление новых языковых норм – это следствие изменения правил использования языка в речи, правил его функционирования. Всё, что обогащает язык и содействует совершенствованию его системы, зарождается и первоначально утверждается в речи.

Таким образом, необходимо различать речь и язык, хотя соответствующие термины нередко употребляются как синонимы. Произведения речи (устные и письменные тексты) составляют объект (материал) языкознания. Но это – "именно материал, а не сам предмет языковедческого исследования, т.е. не сам язык; последний должен быть извлечен из этого материала, как металл из руды". Чем больше разнообразных произведений речи изучено и чем глубже они изучены, тем полнее и достовернее картина состояния языка, воссоздаваемая лингвистами. Добытые наукой знания о системе того или иного конкретного языка фиксируются в грамматиках и словарях.


Об авторе
top
Валентин Николаевич ПЕРЕТРУХИН (1928–1985)

Родился 1 июля 1928 г. в селе Клинцовка Саратовской области. После окончания филологического факультета Саратовского университета начал преподавательскую работу в Ишимском пединституте, где проработал десять лет. Последующие четверть века работал в Белгородском педагогическом институте, из них многие годы – в должности заведующего кафедрой русского языка. В 1959 г. защитил кандидатскую диссертацию, а в 1981 г. – докторскую. Перу В.Н.Перетрухина принадлежат большое количество академических статей, газетных публикаций, несколько книг и учебников по вопросам современного русского языка и общего языкознания.