Обложка Шустров Д.Г. Живое конституционное право России в решениях Конституционного Суда РФ. В 7 томах. Том 5: Федеративное устройство. Местное самоуправление
Id: 263737
2699 руб.

ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО.
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ. Живое конституционное право России в решениях Конституционного Суда РФ. В 7 томах Т.5
Живое конституционное право России в решениях Конституционного Суда РФ. В 7 томах. Том 5: Федеративное устройство. Местное самоуправление

URSS. 2020. 968 с. ISBN 978-5-9710-7882-1.
  • Твердый переплет
Белая офсетная бумага

Аннотация

Пятый том научно-практического пособия «Живое конституционное право России в решениях Конституционного Суда РФ» посвящен федеративному устройству и местному самоуправлению. В первой части содержатся правовые позиции Конституционного Суда РФ о принципах федеративного устройства, статусе субъектов РФ, компетенции РФ и ее субъектов, федеральном вмешательстве. Во второй части, посвященной местному самоуправлению, содержатся правовые позиции ...(Подробнее)Конституционного Суда РФ о соотношении административно-территориального деления субъектов РФ и местного самоуправления, природе местного самоуправления, в том числе его отличиях от государственной власти и взаимоотношениях с ней, целях деятельности, содержании вопросов местного значения, об уставе муниципального образования, территориальной организации местного самоуправления, компетенции местного самоуправления, статусе органов и должностных лиц местного самоуправления, экономической основе местного самоуправления, контроле и надзоре в сфере местного самоуправления.

Научно-практическое пособие может быть полезно самому широкому кругу читателей, интересующихся вопросами конституционного права. Однако своими непосредственными адресатами оно имеет студентов, аспирантов, преподавателей, научных работников, занимающихся изучением, преподаванием, исследованием конституционного права России в рамках общих образовательных курсов и специализированных программ бакалавриата и магистратуры, а также практикующих юристов, в том числе судей, адвокатов, работников органов власти.


Содержание
Принятые сокращения27
Общее предисловие к 7 томам30
Введение к тому 538
Часть 139
Федеративное устройство 39
А. Принципы федеративного устройства39
а. Суверенитет Российской Федерации39
б. Равноправие субъектов РФ63
в. Государственная целостность РФ. Право народов на самоопределение в Российской Федерации73
 г. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации83
д. Свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств на территории Российской Федерации95
Б. Субъекты Российской Федерации96
а. Республики (государства)96
б. Автономные округа и края, области, в состав которых входят автономные округа106
в. Города федерального значения123
i. Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения123
ii. Особенности административной ответственности в городах федерального значения139
 г. Принятие в Российскую Федерацию и образовани в её составе нового субъекта РФ146
д. Территория Российской Федерации и её субъектов. Установление границ между субъектами174
В. Компетенция Российской Федерации и её субъектов181
а. Источники правового регулирования разграничения компетенции между Российской Федерацией и её субъектами181
i. Федеративный договор. Договоры между РФ и её субъектами181
ii. Федеральный закон184
iii. Соглашения186
б. Разграничение компетенции между Российской Федерацией и её субъектами: общие вопросы197
i. Нормативное правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации197
ii. Разграничение полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов198
iii. Право Российской Федерации осуществлять регулирование по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и её субъектов путём принятия подзаконных нормативных актов 213
iv. Остаточный принцип и нормативное правовое регулирование по предметам ведения субъектов Российской Федерации216
в. Разграничение полномочий между Российской Федерацией и её субъектами в конкретных сферах222
i. Разграничение полномочий в сфере административной ответственности222
ii. Разграничение полномочий в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния234
iii. Разграничение полномочий в сфере градостроительной деятельности235
iv. Разграничение полномочий по регулированию статуса депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации238
v. Разграничение полномочий в сфере законности256
vi. Разграничение полномочий в сфере избирательного права (выборных процедур)256
vii. Разграничение полномочий в сфере лицензирования275
viii. Разграничение полномочий в сфере организации системы органов местного самоуправления277
ix. Разграничение полномочий в сфере налогов и сборов286
x. Разграничение полномочий в сфере нотариата298
xi. Разграничение полномочий по установлению принципов организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации301
xii. Разграничение полномочий в сфере использования и охраны окружающей среды316
xiii. Разграничение полномочий в сфере использования и охраны природных ресурсов319
xiv. Разграничение полномочий в сфере прав и свобод человека и гражданина327
xv. Разграничение полномочий в сфере рекламной деятельности 336
xvi. Разграничение полномочий в сфере санитарно-карантинного и фитосанитарного контроля343
xvii. Разграничение полномочий в сфере государственной службы346
xviii. Разграничение полномочий в сфере муниципальной службы362
xix. Разграничение полномочий в сфере социального обеспечения367
xx. Разграничение полномочий и разграничение публичной собственности415
xxi. Разграничение полномочий в сфере установления судебной системы441
xxii. Разграничение полномочий в сфере регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса457
xxiii. Разграничение полномочий в сфере противодействия терроризму и экстремизму462
xxiv. Разграничение полномочий в сфере транспортного обслуживания населения467
xxv. Разграничение полномочий в сфере уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства477
xxvi. Разграничение полномочий в сфере финансового регулирования480
xxvii. Разграничение полномочий в сфере гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций507
xxviii. Разграничение полномочий в языковой сфере516
Г. Федеральное вмешательство517
а. Обеспечение государственной целостности Российской Федерации. Возможность использования Вооруженных Сил при разрешении внутренних конфликтов517
б. Досрочное прекращение полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти и высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации548
Д. Административно-территориальное деление субъектов Российской Федерации и местное самоуправление574
Е. Федеральные территории и города — места постоянного пребывания отдельных федеральных органов государственной власти603
Часть 2607
Местное самоуправление607
А. Природа местного самоуправления: отличие от государственной власти и взаимоотношения с ней, цели деятельности, вопросы местного значения607
Б. Устав муниципального образования640
В. Территориальная организация местного самоуправления647
Г. Компетенция местного самоуправления694
а. Разграничение компетенции между органами государственной власти и органами местного самоуправления в конкретных сферах694
i. Разграничение полномочий в сфере земельных отношений694
ii. Разграничение полномочий по вопросам социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей696
iii. Разграничение полномочий в сфере охраны окружающей среды701
iv. Разграничение полномочий в сфере электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом704
v. Разграничение полномочий в сфере пенсионного обеспечения муниципальных служащих713
vi. Разграничение полномочий в сферах обращения с отходами и лесных отношений718
vii. Разграничение полномочий по предоставлению земельных участков бесплатно в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях государственной поддержки семей, имеющих детей)736
б. Полномочия местного самоуправления в конкретных сферах743
i. Полномочия местного самоуправления в сфере благоустройства743
ii. Полномочия местного самоуправления в сфере обеспечения жильём752
iii. Полномочия местного самоуправления в сфере обеспечения охраны здоровья населения756
iv. Полномочия местного самоуправления в сфере земельных отношений758
v. Полномочия местного самоуправления в сфере определения кадастровой стоимости недвижимости760
vi. Полномочия местного самоуправления в сфере капитального ремонта домов768
vii. Полномочия местного самоуправления в сфере налогов и сборов774
viii. Полномочие местного самоуправления в сфере образования777
ix. Полномочия местного самоуправления в сфере опеки и попечительства803
x. Полномочия местного самоуправления в сфере приватизации804
в. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями805
 г. Участие выборных лиц местного самоуправления в выдвижении кандидатов на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации808
Д. Институты непосредственной демократии на местном уровне [См.: Том 3/2]811
Е. Выборы органов и должностных лиц местного самоуправления [См.: Том 6]811
Ж. Органы и должностные лица местного самоуправления811
а. Термины «органы местного самоуправления» и «должностные лица местного самоуправления»811
б. Структура органов местного самоуправления812
в. Представительный орган муниципального образования844
 г. Глава муниципального образования867
д. Глава местной администрации893
е. Иные органы895
ж. Досрочное прекращение полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления896
З. Экономическая основа местного самоуправления946
а. Муниципальная собственность [См.: Том 3/1]946
б. Муниципальные финансы946
И. Контроль и надзор в сфере местного самоуправления Местное самоуправление959

Общее предисловие к 7 томам

Уверен, что читатель, взяв в руки сей том и прочитав его название, сразу задастся вопросом: почему именно «живое» конституционное право?

«Кажется определенным, что живая конституция лучше, чем ее противоположность, — мертвая конституция. С этим может не согласиться лишь некрофил», — с такими воодушевляющими словами к студентам-юристам Школы Права Техасского Университета обратился в 1976 г. с актовой лекцией Председатель Верховного Суда США Уильям Х. Ренквист . А ведь он был прав. Каждый нормальный гражданин желает видеть конституцию своего отечества действующей, сильной, связывающей и приручающей «левиафана» — то есть живой. Такие люди являются друзьями конституции. Лишь враги конституции и отечества жаждут ее бездействия, слабости и декларативности — то есть смерти.

Юристы достаточно давно употребляют эпитет «живое» применительно к слову «право». Само понятие «живое право» было введено в юридический дискурс известным австрийским юристом Ойгеном Эрлихом в 1911–1913 гг., под которым он понимал «право, не закрепленное в правовых предложениях» . На год раньше О. Эрлиха, известный американский юрист Роско Паунд опубликовал статью, в которой противопоставил «право в книгах» «праву в действии» .

Примерно в это же время юристы заговорили о живой конституции.

В своей речи перед Торгово-промышленной палатой в 1907 г., известный американский государственный деятель Чарльз Эванс Хьюз, занимавший многие государственные должности, в том числе Председателя Верховного Суда США, выразил мысль, которая стала «крылатой»: «Мы связаны Конституцией, но Конституция есть то, что о ней говорят судьи, а судебная власть является гарантией нашей свободы и нашей собственности в соответствии с Конституцией» . «Конституция есть то, что о ней говорят судьи», — именно эти слова, во многом, определяют облик Конституции в век конституционного контроля.

Свой авторский след в теории живой конституции оставил и Вудро Вильсон. Он полагал, что «власть не машина, а нечто живое. Она подвластна не теории вселенной, но органической теории. Она подчиняется Дарвину, а не Ньютону. Она изменяется под влиянием окружающей ее среды, как того требуют неотложные задачи, изменяет свои функции в результате давления жизни. …Живые конституции должны быть дарвинистскими по своей структуре и на практике. Общество — живой организм, оно должно подчиняться законам жизни, а не механики; оно должно развиваться. Все эти прогрессивные взгляды и чаяния являются основой — во времена, когда слова „развитие“, „эволюция“ являются научными словами — толкования Конституции в соответствии с дарвиновским принципом; все они требуют признания того факта, что нация — это живой организм, а не машина».

В своем мнении по делу Missouri v. Holland , судья Верховного Суда США Оливер Уэнделл Холмс (младший) выразил позицию, которую исследователи «живой конституции» считают первым определением этого понятия: «Когда мы имеем дело с таким документом, который в то же время является конституирующим актом, как Конституция США, мы должны отдавать себе отчет в том, что было создано нечто, развитие чего не могли предусмотреть даже самые одаренные из его авторов. Им было достаточно осознания или надежды на то, что они создали организм; их преемникам понадобилось около века и пролито было много пота и крови для того, чтобы доказать, что была создана нация».

Семью годами позже, академическую интерпретацию понятия «живая конституция» дал американский политолог и юрист Ховард Ли МакБэйн, с точки зрения которого «отличительная особенность… [американской конституции] состоит в том, что несмотря на неизменную форму, ее содержание изменялось и продолжает изменяться» .

С тех пор конституционалисты заговорили о живой конституции, понимая под ней «конституцию, которая развивается, изменяется с течением времени, и адаптируется к новым обстоятельствам, не будучи формально изменена» .

Конечно, нельзя отрицать, что данная концепция, будучи порождением места (США) и времени (кон. XIX – нач. XX в.), отражающая юридические особенности конкретного документа (Конституция 1787 г.) и историческое развитие конкретного народа, не может быть одинаково полезной для всех стран и всех правопорядков, однако она показывает, что конституция, путем ее умелой судебной интерпретации, может действовать неограниченно долгий срок и оставаться такой же живой как в день своего вступления в силу. Кроме того, эта концепция помогает понять почему органы конституционного контроля могут и должны создавать нормы права .

Среди отечественных ученых также есть сторонники «живой конституции».

Как полагает Председатель Конституционного Суда РФ В. Д. Зорькин, необходимо, чтобы «право действовало („живое право“), а не сводилось к „свернутому“ состоянию юридических текстов книг и папок, пылящихся на полках, и не превращалось в конечном счете в „мертвое право“» . Используя библейские метафоры, он заявляет: «Конституция — не мертвый текст, не пыльный манускрипт, лежащий на полке. Она… — Слово в его изначальном библейском понимании, т. е. Слово действующее и творящее. И то, что оно действующее и творящее… нужно доказывать ежедневно и ежечасно. …Конституция живет и творит в сложном контексте культуры и идеологий, которые не могут не влиять на его творящее действие. Соприкосновение этого текста с целостной жизнью, и в том числе с политической, экономической, социальной реальностью, — в его интерпретациях. А суть этих интерпретаций — в практическом правотворчестве и правоприменении» .

С точки зрения Судьи Конституционного Суда РФ Н. С. Бондаря, живой конституционализм вырабатывается посредством конституционного правосудия, на основе правовых позиций Конституционного Суда РФ, относящихся как к нормам и институтам конституционного и других отраслей права, так и к практике их реализации .

Кто же придает жизнь конституции, делая ее живой?

Ответ достаточно прост — гарант и хранитель конституции . В США это Верховный Суд, а у нас в России — Конституционный Суд РФ.

Именно Конституционный Суд РФ, осуществляя полномочие по конституционному нормоконтролю, гарантирует и сохраняет жизнь Конституции РФ 1993 г. В процессе разрешения споров, Конституционный Суд РФ не только принимает окончательное решение о конституционности или неконституционности акта или его части, но высказывает свое мнение относительно конституционного смысла той или иной нормы, того или иного юридического института, облекая его в свою правовую позицию.

Знание таких правовых позиций крайне важно для профессионального юриста — как для будущего, еще только обучающегося премудрости юриспруденции, так и для состоявшегося, активно участвующего в правоприменении. В первом случае, такое знание будет воспитывать в нем конституционный патриотизм и верность конституционным ценностям . Во втором случае, помимо конституционного патриотизма и верности конституционным ценностям, оно сможет гарантировать на практике верховенство, высшую юридическую силу и прямое действие Конституции РФ, и тем самым обеспечить реальную конституционализацию всего российского права.

Поэтому мне кажется крайне важным опубликование данной книги, именуемой «Живое конституционное право России в решениях Конституционного Суда РФ». Ее цель — познакомить читателя с совершенно особым пластом «норм» — правовых позиций Конституционного Суда РФ.

Если попытаться дать какое-то элементарное рабочее определение живого конституционного права России, то оно, возможно, будет выглядеть так: это совокупность правовых позиций, выраженных в решениях Конституционного Суда РФ, применительно к тем или иным вопросам конституционного права России.

Отраженный в данном определении подход прослеживается и в структуре книги, в основу которой положены выработанные в науке конституционного права представления о содержании предмета отрасли конституционного права. Правовые позиции Конституционного Суда РФ систематизируются применительно к основным элементам предмета конституционного права. После этого они распределяются внутри данного элемента по все более и более узким его составным элементам.

В соответствии с этим, научно-практическое пособие «Живое конституционное право России в решениях Конституционного Суда РФ» включает в себя 7 томов:

Том 1. Конституционное правосудие.

Том 2. Конституция РФ и другие источники российского права.

Том 3. Основы конституционного строя. Общественные институты. Институты непосредственной демократии.

Том 4. Конституционный статус личности.

Том 5. Федерализм. Местное самоуправление.

Том 6. Избирательное право.

Том 7. Разделение властей и система государственных органов.

Каждый из томов имеет подробную разноуровневую структуру, которая должна помочь читателю легко найти ответ на искомый вопрос.

В самом жанре книги — научно-практическое пособие — прослеживается ее двойное предназначение.

Во-первых, эта книга подготовлена в помощь изучающим, преподающим и занимающимся наукой конституционного права. Студент, аспирант, преподаватель, ученый, открыв книгу, легко сможет найти ответ Конституционного Суда РФ на многие вопросы, поставленные в его деятельности, увидеть конституционное понимание того или иного института. Изучение, преподавание, исследование конституционного права России в части, касающейся решений Конституционного Суда РФ, обретает мощный исследовательский инструмент. Сказанное касается научного предназначения пособия.

Во-вторых, эта книга написана и для самой взыскательной (с точки зрения угождения ей результатами научного творчества) части юридического сообщества — правоприменителей, которые не любят тратить время попусту и стараются получить точный ответ на искомый практический вопрос. Идея состояла в том, чтобы практикующие юристы, в том числе судьи, адвокаты, работники органов власти, всегда имели под рукой книгу, в которой они могли бы найти правовую позицию Конституционного Суда РФ относительно понимания того или иного института, его конституционной интерпретации, а главное — единственно верного, то есть конституционного — применения нормативных положений. Сказанное касается практического предназначения пособия.

Необходимо сказать несколько слов и об особенностях оформления книги.

Во-первых, в книге достаточно много принятых сокращений. Это обусловлено как большим объемом научно-практического пособия, так и стремлением сделать удобовоспринимаемыми предложения, перегруженные специальными словами. Настоятельно рекомендуем читателю изучить и обращаться к списку принятых сокращений.

Во-вторых, приводимые в книге правовые позиции и решения Конституционного Суда РФ даются в сокращении. Читатель не должен бояться символов «[…]» и «…», означающих пропуск слов, предложений или целых абзацев в тексте решения, а также моих слов и предложений, заключенных в квадратные скобки — [ ], обобщающих или поясняющих текст решения. Их цель состоит в том, чтобы беречь время, силы и зрение читателя, избавляя его от всего «лишнего».

В-третьих, под текстом приводимых правовых позиций или решений, если это с очевидностью не следует из самих выдержек, может содержаться точное указание на пункт или абзац пункта мотивировочной или резолютивной части приводимого решения.

В-четвертых, даже в сокращенном тексте можно выделить из главного — самое главное, чему служат сделанные по тексту выделения полужирным шрифтом.

В-пятых, научно-практическое пособие не является официальным источником решений Конституционного Суда РФ, поэтому, при официальных ссылках на ту или иную найденную в нем правовую позицию, правоприменителю необходимо давать ссылки и цитирование по официальным источникам опубликования решений Конституционного Суда РФ, специально указанным нами к каждому решению, без сокращений, выделений и иных вмешательств в ее официальный текст.

В-шестых, не все приведенные в научно-практическом пособии решения в форме определений были официально опубликованы. Во всех случаях, когда под наименованием решения содержится оговорка «Текст Определения официально опубликован не был», текст приводится на основе данных справочных правовых систем «КонсультантПлюс» и «Гарант».

В-седьмых, научно-практическое пособие включает в себя не только выдержки из решений Конституционного Суда РФ, но и выдержки из некоторых особых мнений его судей. Несмотря на то, что последние не имеют юридического значения, они бывают крайне важны для правоприменения с точки зрения понимания процесса формирования решения или правовой позиции по конкретному делу. Кроме того, некоторые тома включают в себя выдержки из заключений и иных актов Комитета конституционного надзора СССР, действовавшего в период с 1989 по 1991 гг. Сделано это скорее с исторической точки зрения, хотя действие некоторых правовых позиций Комитета конституционного надзора СССР было подтверждено Конституционным Судом РФ в процессе разрешения споров .

На этом официальная часть предисловия завершена. Остались самые приятные — личные его части.

Читателю иногда бывает интересно узнать историю возникновения книги, причину ее появления, мотивы, побудившие автора к ее написанию, а также другие вопросы, которые часто остаются наедине с автором.

Идея данной книги появилась у меня достаточно давно. Будучи студентом 5 курса юрфака МГУ и слушая спецкурсы по проблемам конституционного и муниципального права, я испытывал острую нужду в книге, которая бы максимально полно и систематизировано излагала правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам, составляющим предмет конституционного права России. Так у меня родилась мечта…

Шли годы… Я окончил Университет, аспирантуру, защитил диссертацию, остался преподавать на кафедре конституционного и муниципального права юрфака МГУ, опубликовал две монографии , стал соавтором двух фундаментальных учебных пособий, не знающих себе аналогов в отечественной науке конституционного права: трехтомной «Хрестоматии по конституционному праву» и первого в России кейсбука — «Сравнительное конституционное право в доктрине и судебных решениях» .

И вот, по прошествии шести лет с момента окончания Университета, мне наконец удалось воплотить заветную мечту в семь желанных томов.

Долгую и кропотливую работу по подготовке книги увенчала непосредственная апробация полученных результатов в рамках чтения одноименного книге спецкурса «Живое конституционное право России в решениях Конституционного Суда РФ» для студентов 4 курса бакалавриата юрфака МГУ. Это позволило мне еще раз убедиться в необходимости такой книги.

Завершить общее предисловие ко всем семи томам считаю возможным путем публичного признания в любви и уважении к людям, которые всячески способствовали завершению данного труда. Им он и посвящается.

Во-первых, моим любимым родителям, чья любовь, молитва и поддержка являются важными предпосылками моего успеха.

Во-вторых, моим замечательным родственникам, которые словом и делом помогают мне на протяжении всей жизни.

В-третьих, моим верным друзьям, с которыми всегда можно обсудить текущий момент, его роль, влияние и последствия.

В-четвертых, моим добрым коллегам, с которыми весьма комфортно творить науку конституционного права и продвигать знание о нем в широкие студенческие массы.

В-пятых, моим студентам, которые помогают всегда быть на академической высоте и постоянно придумывать что-то новое в науке и преподавании.

Дмитрий Шустров

г. Москва, 28 августа 2015 г.


От издательства

Представляем вниманию читателей уникальное, не знающее себе аналогов в отечественной юридической литературе научно-практическое пособие по судебной практике Конституционного Суда РФ «Живое конституционное право России», подготовленное научным сотрудником юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, кандидатом юридических наук, ведущим специалистом по конституционному правосудию Д. Г. Шустровым.

Цель книги — познакомить читателя с совершенно особым пластом юридических «норм» — правовыми позициями Конституционного Суда РФ, представив их полнейшую предметную систематизацию. Эти правовые позиции, выраженные в решениях Конституционного Суда, и составляют живое конституционное право России. Конституционный Суд РФ гарантирует и сохраняет жизнь российской конституции с 1993 г. Знание и применение его правовых позиций крайне важно для профессионального юриста, поскольку гарантирует на практике верховенство, высшую юридическую силу и прямое действие Конституции и обеспечивает целостность всего российского права.

Научно-практическое пособие адресовано, с одной стороны, студентам, преподавателям и ученым, которые смогут легко найти ответы КС РФ на многие важные правовые вопросы и обретут мощный исследовательский инструмент, а с другой стороны — практикующим юристам: судьям, адвокатам и работникам органов власти, которые будут всегда иметь под рукой книгу, где смогут найти правовую позицию КС РФ относительно понимания того или иного института и единственно верного — конституционного — применения нормативных положений.

Книга — результат шестилетней кропотливой работы автора и воплощение заветной мечты талантливого юриста и истинного гражданина своего отечества, желающего видеть конституцию России действующей, сильной, связывающей и приручающей «левиафана» — то есть живой. Лишь враги конституции и отечества, по мысли автора, жаждут ее бездействия, слабости и декларативности — то есть смерти. Подлинные же друзья конституции и справедливости, напротив, стремятся всеми силами поддержать, оживить и укрепить основной закон государства, и немалое подспорье в этом — изучение непосредственного правового материала, широко и полно представленного в пособии.

Издание включает в себя 7 томов, посвящённых основным разделам конституционного права России:

Том 1: Конституционное правосудие

Том 2: Конституция РФ и другие источники российского права

Том 3: Основы конституционного строя. Общественные институты. Институты непосредственной демократии

Том 4: Конституционный статус личности

Том 5: Федерализм. Местное самоуправление

Том 6: Избирательное право

Том 7: Разделение властей и система государственных органов


Об авторе
Шустров Дмитрий Германович
Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Лауреат премии имени И. И. Шувалова.

Область научных интересов: теория и методология конституционного права; история науки конституционного права и конституционно-правовых учений; сравнительное и наднациональное конституционное право; теория конституции; теория государства в конституционном праве; права человека; конституционное правосудие; живое конституционное право; пропорциональность и взвешивание в конституционной судебной аргументации.

Автор монографий «Прирученный Левиафан: Государство как объект конституционно-правового регулирования», «Принцип пропорциональности в конституционном праве Израиля» (М.: URSS), «Сущность конституции: основные теории», «Прирученный Левиафан: Конституция и Государство», «Пределы изменения конституции и конституционный контроль за их соблюдением в России и постсоветских государствах: сравнительно-правовое исследование», ряда научных статей по проблемам конституционного права, многотомного научно-практического пособия «Живое конституционное право России в решениях Конституционного Суда РФ» (М.: URSS), составитель (вместе с Н. А. Богдановой) «Хрестоматии по конституционному праву» (в 3-х тт.), хрестоматий «История, теория и методология конституционного права в трудах классиков науки конституционного права», «Учение о конституции в трудах классиков науки конституционного права», автор (вместе с И. П. Кененовой, А. А. Троицкой) первого в России кейсбука «Сравнительное конституционное право в доктрине и судебных решениях» (М.: URSS). Победитель академических конкурсов и лауреат академических премий и наград.