Взяв в руки эту книгу, многие подумают, что имеют дело с еще одним типологическим трудом на знакомую тему, и... ошибутся. Книга эта, по сути, первая в своем роде, поскольку о феномене мемориально-музейной архитектуры отдельных всеобъемлющих аналитических публикаций, как за рубежом, так и у нас, не создавалось. Автор увидел то, на что смотрят все, но уловил и понял нечто, бывшее в неопознанном и невнятном состоянии, придал ему четкие очертания, дал имя, определил время и место рождения, составил биографию и описал генеалогию. Мемориально-музейный комплекс (ММК) по Хомякову не просто объект нового типа, стоящий в одном ряду с церковью, театром, школой и больницей, но «метаобъект», сверхобъект, вобравший самую сущность архитектуры. Это «чистая» архитектура, без прагматических примесей и добавок, не имеющая жестких технологических обязательств, не следующая прототипам, стандартам и нормам. По краткому и точному авторскому определению ММК — «светский храм». Это не нейтральное и политкорректное экуменическое пространство, не храм всех религий, но, в идеале, убедительное и волнующее сочетание смысла и его физического воплощения. ММК предъявлен как хронотоп, убедительный сплав времени и пространства. Это послание на не требующем перевода языке архитектуры, собравшей вокруг себя скульптуру, живопись, театр, музыку и литературу. ММК — уникальное и характерное явление современной культуры, вобравшее и вечные архетипические ценности, и актуальные художественные открытия. Это неповторимая принадлежность локального мира, признак и символ его идентичности, и пропуск в глобальный, общечеловеческий мир. Это сочетание образов и знаков, понятий и метафор, жестких фактов и поэтических обобщений. Изложенная здесь концепция ММК создает особую оптику,позволяющую увидеть историю архитектуры как драматичный процесс накопления, утрат и нового обретения выразительных средств. Автор связывает судьбу ММК, как «храма на земле», с великим наследием древнего, пантеистического, дохристианского мира, с интерпретацией этого наследия Ренессансом и Просвещением и указывает на принципиальное отличие ММК от обращенных к небу храмов мировых религий. При этом подчеркивается «человеческая», гуманистическая сущность ММК, их принадлежность не культам, но культуре с ее объединительной миссией. Эта книга написана человеком, владеющим и словом, и изображением, архитектором, успешно практикующим и продуктивно мыслящим, человеком с выраженными взглядами и ясными художественными предпочтениями. Хомяков не беспристрастен, не скрывает этого, а потому может вызывать и сочувствие, и несогласие. Ощущение личности автора — скорее достоинство книги, которую интересно и читать, и разглядывать и которую легко представить в любой библиотеке, публичной и персональной. Того заслуживают и тема труда, и ее исследователь. А. В. Боков, доктор архитектуры, народный архитектор России
Хомяков Александр Иванович Кандидат архитектуры, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), профессор кафедры «Архитектура общественных зданий» Московского архитектурного института (МАРХИ). Член Союза архитекторов России (САР), архитектурной палаты Берлина (AK-B), общества ландшафтной архитектуры Америки (ASLA). Автор более 30 статей в научных журналах и электронных ресурсах на тему становления, эволюции и развития мемориальной и музейной архитектуры, вопросов паркостроения и ландшафтного дизайна. Автор ряда проектов и построенных в России и за рубежом масштабных объектов и комплексов культуры. Лауреат первых премий международных (Япония 1985, 1987; Германия 1990) и отечественных (федеральные смотры «Зодчество» 2005, 2007) архитектурных конкурсов. Авторская архитектурная графика хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге, Пушкинском музее и Третьяковской галерее в Москве, Центре Помпиду в Париже, Музее современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке.
|