URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Хомяков А.И. Обратная перспектива: Антология мемориально-музейной архитектуры
Id: 263649
599 р.

Обратная перспектива:
Антология МЕМОРИАЛЬНО-МУЗЕЙНОЙ АРХИТЕКТУРЫ

Обратная перспектива: Антология мемориально-музейной архитектуры URSS. 2021. 184 с. ISBN 978-5-9710-8075-6.
Белая офсетная бумага
Белая плотная офсетная бумага. С многочисленными рисунками самого автора.

Аннотация

В предлагаемом издании рассматривается история становления и эволюции мемориально-музейной архитектуры.

Существует множество изданий, посвященных отдельно музеям, паркам, монументальному искусству и другим компонентам, составляющим феномен мемориально-музейной архитектуры. Но в своем целостном состоянии мемориально-музейный комплекс как памятное пространство оказался по целому ряду объективных причин незаслуженно забытым и неизученным. Особенно... (Подробнее)


Содержание
top
Пространства памяти: антология в обратной перспективе3
Преамбула5
Глава 1. Краткая история мемориальной архитектуры: первообразы памятных пространств13
Доисторическая эпоха15
Древние царства и античный мир21
Другие цивилизации31
Раннее христианство и Средневековье34
Возрождение39
Просвещение и Великая французская революция41
Романтизм45
Идеологии XX века48
Современные социально-культурные стратегии51
Глава 2. Становление и эволюция феномена53
Вальгалла54
Памятник Битве народов58
Бородино62
Ватерлоо64
Статуя Свободы66
Начало Новейшего времени70
Вими74
Верден78
Танненбергский мемориал80
Советские военные мемориалы85
Эмоции из бетона94
Модернистские мемориалы98
Глава 3. Новое поколение мемориалов103
Вьетнамский мемориал104
«Кретто»108
Памятник сожженным книгам112
Парки Мира116
Тюремный парк118
Парк Четырех континентов122
Пуэбла124
Сценарный подход128
Мемориалы президенту130
Катынь138
Мемориал на Соколе142
Береговая батарея148
Завернутый Рейхстаг154
Холокост Берлина158
11 сентября162
Рана памяти166
Осетровский плацдарм170
Будущее пространств памяти: тенденции и гипотезы174

Предисловие
top

Взяв в руки эту книгу, многие подумают, что имеют дело с еще одним типологическим трудом на знакомую тему, и... ошибутся. Книга эта, по сути, первая в своем роде, поскольку о феномене мемориально-музейной архитектуры отдельных всеобъемлющих аналитических публикаций, как за рубежом, так и у нас, не создавалось.

Автор увидел то, на что смотрят все, но уловил и понял нечто, бывшее в неопознанном и невнятном состоянии, придал ему четкие очертания, дал имя, определил время и место рождения, составил биографию и описал генеалогию.

Мемориально-музейный комплекс (ММК) по Хомякову не просто объект нового типа, стоящий в одном ряду с церковью, театром, школой и больницей, но «метаобъект», сверхобъект, вобравший самую сущность архитектуры. Это «чистая» архитектура, без прагматических примесей и добавок, не имеющая жестких технологических обязательств, не следующая прототипам, стандартам и нормам. По краткому и точному авторскому определению ММК — «светский храм». Это не нейтральное и политкорректное экуменическое пространство, не храм всех религий, но, в идеале, убедительное и волнующее сочетание смысла и его физического воплощения. ММК предъявлен как хронотоп, убедительный сплав времени и пространства. Это послание на не требующем перевода языке архитектуры, собравшей вокруг себя скульптуру, живопись, театр, музыку и литературу. ММК — уникальное и характерное явление современной культуры, вобравшее и вечные архетипические ценности, и актуальные художественные открытия. Это неповторимая принадлежность локального мира, признак и символ его идентичности, и пропуск в глобальный, общечеловеческий мир. Это сочетание образов и знаков, понятий и метафор, жестких фактов и поэтических обобщений.

Изложенная здесь концепция ММК создает особую оптику,позволяющую увидеть историю архитектуры как драматичный процесс накопления, утрат и нового обретения выразительных средств. Автор связывает судьбу ММК, как «храма на земле», с великим наследием древнего, пантеистического, дохристианского мира, с интерпретацией этого наследия Ренессансом и Просвещением и указывает на принципиальное отличие ММК от обращенных к небу храмов мировых религий. При этом подчеркивается «человеческая», гуманистическая сущность ММК, их принадлежность не культам, но культуре с ее объединительной миссией.

Эта книга написана человеком, владеющим и словом, и изображением, архитектором, успешно практикующим и продуктивно мыслящим, человеком с выраженными взглядами и ясными художественными предпочтениями. Хомяков не беспристрастен, не скрывает этого, а потому может вызывать и сочувствие, и несогласие. Ощущение личности автора — скорее достоинство книги, которую интересно и читать, и разглядывать и которую легко представить в любой библиотеке, публичной и персональной. Того заслуживают и тема труда, и ее исследователь.

А. В. Боков, доктор архитектуры, народный архитектор России


Об авторе
top
photoХомяков Александр Иванович
Кандидат архитектуры, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), профессор кафедры «Архитектура общественных зданий» Московского архитектурного института (МАРХИ). Член Союза архитекторов России (САР), архитектурной палаты Берлина (AK-B), общества ландшафтной архитектуры Америки (ASLA). Автор более 30 статей в научных журналах и электронных ресурсах на тему становления, эволюции и развития мемориальной и музейной архитектуры, вопросов паркостроения и ландшафтного дизайна. Автор ряда проектов и построенных в России и за рубежом масштабных объектов и комплексов культуры. Лауреат первых премий международных (Япония 1985, 1987; Германия 1990) и отечественных (федеральные смотры «Зодчество» 2005, 2007) архитектурных конкурсов. Авторская архитектурная графика хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге, Пушкинском музее и Третьяковской галерее в Москве, Центре Помпиду в Париже, Музее современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке.