Показать ещё...
1 Современное европейское, а во многом и мировое человечество живет в социокультурной реальности особого рода, которая имеет набор специфических характеристик и жизненных вызовов, с ними связанных. С одной стороны, эта реальность описывается как техногенная цивилизация. Цивилизация такого рода уникальна. Ей нет прецедентов в истории человечества. Это само по себе вызывает следующие вопросы. Что представляет собой техногенность? Если культуру рассматривать как антропологическую систему, если техногенность является отличительным системным качеством новоевропейской культуры, то какую функцию в этой культуре выполняет техногенность? С другой стороны, новоевропейскую цивилизацию можно назвать наукогенной. Она пронизана наукой – и как знанием и как идеологией. Это вызывает свою группу вопросов. Что такое новоевропейская научность? Если наукогенность тоже является отличительным системным качеством новоевропейской культуры, то какую функцию в этой культуре она выполняет? Кроме того логично подразумевать, что культура представляет собой систему, а следовательно техногенность и наукогенность связаны друг с другом. Если это так, то в какого рода связи друг с другом они находятся? Третья сторона новоевропейской цивилизации – ее либерально-эгалитарный характер. Это цивилизация масс, цивилизация восстания масс. Группа вопросов, относящаяся к этой стороне новоевропейского мира, звучит так. Какую роль в специфике новоевропейского мира играет либерально-эгалитарный процесс? Как эта его сторона связана со сторонами техногенности и наукогенности? Не являются ли последние способом реализации либеральной антропологической геометрии новоевропейского мира? Европейское человечество преследует "рок инновационности". Порождение нового, объективация нового является его способом существования. Одновременно проступили и продолжают проступать границы, связанные с бесконечными инновациями. Это разнообразные "пределы роста", реальный и потенциальный техногенный катастрофизм. Что стоит за "роком инновационности" Новой Европы? Вытекает ли он из внутренних системных качеств новоевропейского мира? Если вытекает, то из каких именно? Европейское человечество глобализируется. То, что называют словом "глобализация", является непрекращающейся на протяжении нескольких веков экспансией новоевропейского мира на все остальное человечество. При этом создается социокультурное пространство с особой ценностной геометрией. В этой геометрии на первом плане стоят так называемые "общечеловеческие ценности", которые задают план земного мирного сосуществования различных исторических культур и субкультур, на которые новоевропейский мир распространял свое влияние. Ценностные миры неевропейских культур трансформируются в соответствии с этой "интеркультурной геометрией". Анализируя становление самого новоевропейского мира можно увидеть рождение той же самой "интеркультурной геометрии". Можно увидеть, что она является специфическим ценностным устройством, которого никогда не существовало в истории человечества. Логично предположить, что с этой "интеркультурной геометрией" должны быть связаны техногенная, наукогенная и эгалитарно-либеральная стороны новоевропейского мира. Связаны ли эти размерности новоевропейского мира в некое единое целое, которое можно было бы считать интегральным новоевропейским ответом на систему жизненных вызовов? Можно ли найти такую систему жизненных вызовов? Если она существует, то как она задает формирование системных качеств новоевропейского мира? Можно ли рассматривать наукогенность, техногенность и эгалитарную либеральность как размерности общего ответа? Как они могут быть связаны с "интеркультурной геометрией"? Или как "интеркультурная геометрия" связана с ними? Сейчас, в начале XXI века, очевиден кризис и европейского культурного мира и того мира, который был создан в результате его глобализации. Можно говорить о кризисе научности. Это выражается в том, что я называю антропологическим переворотом в науке. То "слишком человеческое" или попросту субъективное, которое тщательно изгонялось из когнитивного горизонта человека классической новоевропейской наукой, с конца XIX возвращается в этот горизонт. Ярче всего это выглядит как рождение гуманитарной научности, как ее развитие до степени, при которой субъективность становится необходимой составляющей научного знания. Если считать, что классическая новоевропейская наука – экспериментальное математическое естествознание – выражало в предельном варианте принципы интеркультурности, то рождение гуманитарных наук, их развитие будут выглядеть как некая ремиссия до-интеркультурного состояния. Такого рода ремиссией можно назвать и выражение антропологического переворота в естествознании – переход от классической к неклассической и постнеклассической науке. С каждой фазой перехода в естествознание проникает дух субъективности – и в содержание познаваемой реальности, и в содержание того, кто познает, и в способы познания. Все в той или иной мере наполняется иррационалистическим содержанием, тяготеет к тому, чтобы быть самоорганизующейся реальностью, над которой нет прямой организующей инстанции. Предельно очевиден кризис техногенности. Не менее очевиден кризис либерально-эгалитарной идеологии и практики новоевропейской глобализирующейся миросистемы. Слишком очевидной становится декоративность этой идеологии. Слишком очевидным становится неравноправное построение миросистемы, которая вполне описывается марксистским понятием капитализма. Можно говорить о кризисе интеркультуры и интеркультурных принципов. Можно говорить о том, что в ответ на этот системный кризис появляется множество интенций, которые я назвал бы "культурными ремиссиями" – способами возврата в тех или иных отношениях к до-интеркультурному состоянию. На фоне всего описанного серьезным вызовом становится рефлексия ученых и инженеров над своей деятельностью, а также направление философствование над наукой и техникой, которое можно было бы назвать идеологией науки и техники. Суть этой рефлексии и идеологии в попытке "поставить" научную и техногенную традиции как автономные, цель которых не зависит от способа использования научного знания и техники "внешним миром". Не весь контингент ученых и инженеров придерживается такой философии. Но это направление остается, и в определенном смысле остается сакральным. В идеологии науки это выглядит как стремление задать науку в качестве направленности к незаинтересованному знанию, сделать ее способом символического ухода от "слишком человеческой" реальности окружающего мира. В то же время, нарастающая техногенность современного европеизированного мира, основанная на науке, доказывает обратное. Как объяснить эту парадоксальность? Не связана ли "идеология науки" с "интеркультурной геометрией"? Если связана, то как? Исследования, направленные высказанными предположениями, попытки ответить на вызовы, которые бросает новоевропейский мир, и вывели меня на концепцию интеркультуры. Интеркультурой я назвал специфическое ценностно-антропологическое построение новоевропейского мира, а исследование, связанное с этим, можно по-кантовски назвать "Критикой интеркультурного разума". Беляев Вадим Алексеевич Кандидат философских наук, автор монографий «Антропология техногенной цивилизации на перекрестке позиций», «Проективная антропология», «Посюсторонняя эзотерика», «Путешествие в психодраму и социологию», «Рыночная экономика как социальный проект либерализма: Критический анализ технологий справедливости», «Проекты покорения человека против проекта покорения природы: К реконструкции новоевропейской рациональности», «Либерализированная Россия в поисках нравственной основы», «Глобализирующаяся цивилизация в контексте социокультурных стратегий», «Философия управления между теорией менеджмента и философией культуры», «Критика интеркультурного разума: Анализ ценностной структуры новоевропейского мира», «Феноменология и методология в контексте интеркультуры», «Интеркультура и философия», «Конструируем модерн: Посткультурный и интеркультурный аспекты. Проектно-системный подход», «Конструируем модерн: Методологический и диалектический аспекты», «„Вечный капитализм“ и логика модерна: Через критику концепции „Трех великих трансформаций глобального капитализма“» (в 2 кн.), вышедших в издательстве URSS. Занимается проблемами философской антропологии, исследует антропологические основания современной цивилизации, науки и либерализма, а также способы реализации эзотерической направленности, которые возможны внутри разнообразных традиций техногенного мира.
|
2023. 720 с. Твердый переплет. 16.9 EUR
Книга «Зияющие высоты» – первый, главный, социологический роман, созданный интеллектуальной легендой нашего времени – Александром Александровичем Зиновьевым (1922-2006), единственным российским лауреатом Премии Алексиса де Токвиля, членом многочисленных международных академий, автором десятков логических... (Подробнее) URSS. 2024. 800 с. Мягкая обложка. 37.9 EUR
ВЕРСАЛЬ: ЖЕЛАННЫЙ МИР ИЛИ ПЛАН БУДУЩЕЙ ВОЙНЫ?. 224 стр. (ТВЁРДЫЙ ПЕРЕПЛЁТ) 11 ноября 1918 года в старом вагоне неподалеку от Компьеня было подписано перемирие, которое означало окончание Первой мировой войны. Через полгода, 28 июня 1919 года, был подписан Версальский договор — вердикт, возлагавший... (Подробнее) 2023. 696 с. Твердый переплет в суперобложке. 119.9 EUR
Опираясь на новейшие исследования, историк Кристофер Кларк предлагает свежий взгляд на Первую мировую войну, сосредотачивая внимание не на полях сражений и кровопролитии, а на сложных событиях и отношениях, которые привели группу благонамеренных лидеров к жестокому конфликту. Кларк прослеживает... (Подробнее) URSS. 2024. 704 с. Твердый переплет. 26.9 EUR
В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее) URSS. 2024. 344 с. Мягкая обложка. 18.9 EUR
Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее) URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR
Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее) URSS. 2024. 576 с. Мягкая обложка. 23.9 EUR
Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире. Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее) URSS. 2024. 248 с. Мягкая обложка. 14.9 EUR
В книге изложены вопросы новой области современной медицины — «Anti-Ageing Medicine» (Медицина антистарения, или Антивозрастная медицина), которая совмещает глубокие фундаментальные исследования в биомедицине и широкие профилактические возможности практической медицины, а также современные общеоздоровительные... (Подробнее) URSS. 2024. 240 с. Твердый переплет. 23.9 EUR
Предлагаемая вниманию читателей книга, написанная крупным биологом и государственным деятелем Н.Н.Воронцовым, посвящена жизни и творчеству выдающегося ученого-математика, обогатившего советскую науку в области теории множеств, кибернетики и программирования — Алексея Андреевича Ляпунова. Книга написана... (Подробнее) 2023. 416 с. Твердый переплет. 19.9 EUR
Вам кажется, что экономика — это очень скучно? Тогда мы идем к вам! Вам даже не понадобится «стоп-слово», чтобы разобраться в заумных формулах — их в книге нет! Все проще, чем кажется. Автор подаст вам экономику под таким дерзким соусом, что вы проглотите ее не жуя! Вы получите необходимые... (Подробнее) |