Введение |
ГЛАВА I |
Массовая культура: |
| | Актуальна ли она в современном обществе? |
| 1.Функции массовой культуры в современном информационном обществе |
| 2.Масса как потребитель и презентант массовой культуры |
| 3.Массовая культура как феномен информационного общества |
ГЛАВА II |
Современное общество как информационное: |
| | Снимает ли массовая культура противоречия его развития? |
| 1.Информационная теория как составляющая цивилизационного подхода |
ГЛАВА III |
Искусство: |
| | Механизм адаптации или технология управления? |
| 1.Коммуникативность как основное качество массовой культуры |
| 2.Адаптационные механизмы массовой культуры |
| 3.Массовая культура: формирование каналов коммуникации |
ГЛАВА IV |
Массовая культура в эпоху технической воспроизводимости: |
| | Прав ли Вальтер Беньямин? |
| 1.Массовая культура – репродукция – традиция |
| 2.Искусство копии как высокое искусство |
| 3.Сфера "ауры" и пространство идеального |
ГЛАВА V |
Реальность – гиперреальность – виртуальная реальность: |
| | От традиционного общества – к информационному |
| 1."Культура слуха" – "культура книги" – "культура экрана" |
| 2.Платон и симулякр: идея порождающей среды |
| 3.Информационное общество и информационные войны |
ГЛАВА VI |
"Непочтительность" к медиа: |
| | Проблема устойчивости идеологических конструкций |
| 1."Виртуальное поколение" и техника |
| 2.Медиавирусы как носители идеологических кодов |
| 3.Средства массовой коммуникации как канал адаптации информации к массовому сознанию |
ГЛАВА VII |
Агенты распространения знания в медиа-среде: |
| | Эксперты или "игроки в бисер"? |
| 1.Наука и массовая культура: проблема медиаконтента |
| 2.Экспертократия: стремления и возможности |
| 3.Модель передачи познавательной информации |
| 4.Новости как основной медиаконтент |
ГЛАВА VIII |
Массовая культура и феномен удовольствия: |
| | От "Неудовлетворенности культурой" – к "Воле к истине" |
| 1.Современное состояние общества: удовлетворенность культурой |
| 2.Эмоциональные реакции как опредмеченная функциональность массовой культуры |
| 3.Ток-шоу как сфера осуществления власти-знания |
ГЛАВА IX |
Трансляция специализированного знания: |
| | Ретроспективный, оперативный и перспективный аспекты |
| 1.Модель трансляции специализированного знания в Античности: противостояние индивидуальности и толпы |
| 2.Модель трансляции специализированного знания эпохи Возрождения: формирование мыслящего человека как идеал гуманизма |
| 3.Модель трансляции специализированного знания эпохи модерна: через образование к свободе |
ГЛАВА X |
Трансляция науки в информационном обществе: |
| | Адаптация или производство интеллектуального фаст-фуда? |
| 1.Информационное общество и технология производства знания |
| 2.Специализированное и обыденное знание: преодоление разрыва |
| 3.Популяризация науки и ее социальные функции |
| 4.Профанация науки в массовой культуре |
ГЛАВА XI |
Перевод науки на язык обыденного сознания: |
| | Леонардо да Винчи для "чайников" |
| 1.Трансляция знания через процедуры его упрощения |
| 2.Мифологизация науки в массовой культуре |
| 3.Информация в СМИ: продуцирование алармистских настроений |
ГЛАВА XII |
Массовая культура как культура постмодернистского дискурса: |
| | "Следуй за белым кроликом" |
| 1.Эпоха постмодерна: особенности отражения в постмодернистских исследованиях |
| 2.Гипертекст и интертекстуальные игры |
| 3.Ризома: логика смысла |
ГЛАВА XIII |
Неомифологизм массовой культуры: |
| | Эпоха новой непрозрачности |
| 1.Массовая культура как современная мифология |
| 2.Миф как "форма" и "содержание" культуры |
| 3.Современная мифология: специфические черты |
ГЛАВА XIV |
Социально-психологический потенциал современной мифологии: |
| | Метафора героического |
| 1.Культурный герой в массовой культуре: основное назначение и смысл |
| 2.Псевдо-герои масс-медиа как симулякры |
| 3.Мифология индивидуальная: самораскрытие как самопрезентация |
ГЛАВА XV |
Социальный потенциал праздника: |
| | Мифологема Рождества и рождественские распродажи |
| 1.Праздники масс-культа: функция социальной гармонизации |
| 2.Архаическая природа праздника |
| 3.Рождество: архаическая природа и масс-культурное функционирование |
ГЛАВА XVI |
Информационное общество, традиция и массовая культура: |
| | Конструирование национальной идентичности |
| 1.Кризис идентичности как черта глобального информационного общества |
| 2.Идентичность и традиция |
| 3.Идентичность: сетевое пространство как сфера массовой культуры |
ГЛАВА XVII |
Национальные варианты массовой культуры: |
| | В универсальной форме – специфическое содержание |
| 1.Японская массовая культура: традиционность в информационном обществе |
| 2.Советская массовая культура: синтез традиционных ценностей и социалистических идеалов |
Заключение |
Костина Анна Владимировна
Доктор философских наук, доктор культурологии, профессор, академик Международной академии наук (IAS, Австрия). Проректор по научной, воспитательной и международной деятельности, директор Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета. Окончила в 1986 г. Уральскую государственную консерваторию имени М. П. Мусоргского (музыковедение), в 1995 г. — Московский институт молодежи (культурология). Автор монографий «Массовая культура как феномен постиндустриального общества» (М.: URSS), «Россия: путь к будущему. Технологии формирования нового общества» (М.: URSS), «Национальная безопасность современной России: Экономические и социокультурные аспекты» (М.: URSS; совм. с В. И. Костиным), «Диалектика массового и элитарного в современной культуре», «Национальная культура — этническая культура — массовая культура: баланс интересов в современном обществе» (М.: URSS), «Теоретические проблемы современной культурологии» (М.: URSS), «Культурная политика современной России» (М.: URSS; совм. с Т. М. Гудимой), «Соотношение традиционности и творчества как основа социокультурной динамики» (М.: URSS), «Интернет-сообщества: что обсуждается в Интернете?» (М.: URSS), «Конструктивный социальный потенциал массовой культуры» (М.: URSS; совм. с А. Р. Кожариновой).