Предмет математики настолько серьезен, что нужно
не упускать случая делать его немного занимательным.
Б.Паскаль Первое издание этой книги (1978) вышло под названием "Математические термины". Новое название должно подчеркнуть роль элементов истории математики в преподавании предмета. Вернее даже не "роль", а "роли", ибо в обучении важно и заинтересовать, и помочь запомнить (показав логику), и пробудить желание узнать... Идея книги возникла, когда обнаружилось, что исторические сведения рассеяны в огромном числе статей и книг, в предисловиях, примечаниях и сносках. Насколько удалось найти специальные публикации, это – несколько страниц в "Математике в школе" за 1941 г. (автор – Н.И.Шевченко), брошюра В.В.Никишова "Словник походження математичнiх термiнiв" (1935) и книга Ch.M\"ugler "Dictionnaire historique de la terminologie g\'eom\'etrique des grecs" (Paris, 1958). Теперь к ним можно добавить пособие "Математическая терминология" Е.А.Орловой (изд-во МГУ, 1989). Елена Алексеевна установила по словарям, когда именно и из какого языка тот или иной термин вошел в русский язык. История открытия – одно из средств (а может быть, и единственное средство) сделать аудиторию, хотя бы в какой-то степени, свидетелем открытия, что так интересно и так важно для понимания логики развития математики и логики самой математики. Можно сослаться на мнение А.Пуанкаре: "В ее строго логической форме математическая дисциплина принимает столь искусственный характер, что ставит в тупик любого. Забывая исторические истоки, мы видим, как вопросы могут быть разрешены, но перестаем понимать, как и почему они были поставлены". Исторический подход решает еще одну задачу – объяснить и сделать понятным определение, доказательство, решение. Ф.Клейн писал, что нет более доходчивого объяснения, чем обращение к истории предмета. Он щедро делился опытом в "Лекциях об истории развития математики в XIX веке". Книга такого жанра, естественно, не может быть полной и законченной. Увы, никто необъятного объять не может... Н.Александрова
Александрова Надежда Вячеславовна Окончила механико-математический факультет Томского университета и аспирантуру под руководством профессора И. Г. Башмаковой. Более 50 лет преподавала математику в вузах Москвы и читала лекции по истории математики на факультетах повышения квалификации преподавателей, а также в педагогическом университете.
|