Чем дальше от нас день рождения Владимира Ульянова-Ленина, пожалуй, самого крупного революционера и политика в истории человечества, тем острее идет борьба вокруг его духовного и политического наследия. Сегодня, когда последствия глобального экономического кризиса заставляют миллионы людей открыто проявлять недовольство системой капитализма, осмысление ленинского наследия приобретает особую актуальность. Никто не может отрицать, что Ленин сыграл ведущую роль в совершении Великой Октябрьской социалистической революции, изменившей ход истории в XX веке, открывшей людям труда дорогу к свободе и социальной справедливости. Как создатель и руководитель первого в мире Советскогогосударства, он сумел вывести Россию из хаоса мировой и гражданской войн, основать Союз независимых национальных республик, провести не в пример нынешним реформаторам в сжатые сроки нэповские реформы, давшие народу необходимое благосостояние и стабильность. Ленин всегда был в центре идейно-политической борьбы своего времени. Сегодня, как и в прошлом, отчетливо видны две крайности в освещении его места и роли в истории. Первая – когда его превращают в икону, больше почитая, чем читая. Вторая связана с очернением его имени, часто идущим от тех, кто еще недавно ему фанатично поклонялся. В этом же русле лежат современные попытки ликвидировать его Мавзолей, не считаясь с тем, что он стал определенным символом своего времени. Однако те, кто пытается таким способом избавиться от памяти великого революционера, на мой взгляд, лишь усиливают тягу людей к его идеям и главному делу его жизни – первому опыту создания социализма в России. Каким же был Ленин на самом деле? ![]() Известный политолог и публицист, доктор философских наук, профессор кафедры политологии Института истории и политики МПГУ, помощник президента Горбачев-фонда, действительный член Академии политической науки, главный редактор электронного журнала "Демократия и социализм ХХI". Автор более 300 научных работ по проблемам социальной философии, истории марксизма и социализма, современной политики и самоуправления, переведенных на разные языки мира. Его книги "Социализм после социализма...", "О социальном идеале Маркса" (М.: URSS), "Социализм и Россия" (М.: URSS), "Идеология возвращается", "Ленин против Сталина: Последний бой революционера" (М.: URSS), "Неоконченная история. Три цвета времени. (Беседы с М. С. Горбачевым)", "Марксизм: испытание будущим" (М.: URSS) получили положительный отклик в обществе. Б. Ф. Славин является редактором и соавтором таких известных коллективных монографий, как "Российская стратегия", "Диалог цивилизаций", "Демократия и рынок", "Социалистический идеал и реальный социализм: Ленин, Троцкий, Сталин", "СССР. Незавершенный проект", "Дорога к свободе", "Вершина Великой революции" и др.
Б. Ф. Славин работал заведующим кафедрой общественных наук Института усовершенствования учителей, заместителем директора Института теории и истории социализма ЦК КПСС, заведующим отделом политологии газеты "Правда", главным редактором газет "Новая жизнь" и "Социал-демократ". По своему мировоззрению и политическим взглядам он принадлежит к школе критического марксизма и левому крылу современной социал-демократии. |