«Святое семейство, или Критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании» является первой совместной работой К. Маркса и Ф. Энгельса. В конце августа 1844 г. в Париже произошла встреча Маркса и Энгельса, положившая начало их творческому содружеству во всех областях теоретической и практической революционной деятельности. Маркс и Энгельс завершили к этому времени переход от идеализма к материализму и от революционного демократизма к коммунизму. Полемическое произведение «Святое семейство», написанное в Париже осенью 1844 г., отражает процесс дальнейшего формирования революционно-материалистического мировоззрения Маркса и Энгельса. В «Святом семействе» Маркс и Энгельс выступают как воинствующие материалисты, подвергая сокрушительной критике субъективистские взгляды младогегельянцев. Маркс и Энгельс также критикуют здесь идеалистическую философию самого Гегеля; отдавая должное тому рациональному, что было в диалектике Гегеля, они подвергают критике мистифицирующую сторону этой диалектики. В «Святом семействе» сформулирован ряд важнейших положений диалектического и исторического материализма. В этой работе Маркс уже подходит к основной идее исторического материализма о решающей роли способа производства в развитии общества. Опровергая господствовавшие ранее идеалистические взгляды на историю, Маркс и Энгельс доказывают, что сами по себе передовые идеи могут вывести общество лишь за пределы идей старого строя, что «для осуществления идей требуются люди, которые должны употребить практическую силу» (см. настоящее издание, стр. 127). Огромное значение имеет выдвинутое в «Святом семействе» положение о том, что масса, народ, является действительным творцом истории человечества. Маркс и Энгельс указывают, что чем шире и глубже происходящий в обществе переворот, тем многочисленнее массы, которые совершают этот переворот. Ленин особенно подчеркивал значение этой мысли, характеризуя ее как одно из самых глубоких и самых важных положений исторического материализма. В «Святом семействе» содержится почти сложившийся взгляд на всемирно-историческую роль пролетариата как класса, который в силу своего положения при капитализме «может и должен сам себя освободить», а вместе с тем уничтожить все бесчеловечные жизненные условия буржуазного общества, ибо пролетариат «не напрасно проходит суровую, но закаляющую школу труда. Дело не в том, в чем в данный момент видит свою цель тот иди иной пролетарий или даже весь пролетариат. Дело в том, что такое пролетариат на самом деле и что он, сообразно этому своему бытию, исторически вынужден будет делать» (стр. 41). Большое значение имеет раздел «Критическое сражение с французским материализмом», в котором Маркс, давая краткий очерк развития материализма в западноевропейской философии, показывает, что коммунизм является логическим выводом из материалистической философии. «Святое семейство» написано под значительным влиянием материалистических взглядов Л. Фейербаха, сыгравшего большую роль в переходе Маркса и Энгельса от идеализма к материализму; вместе с тем в этой работе уже содержатся элементы той критики метафизического и созерцательного материализма Фейербаха, которую Маркс дал весной 1845 г. в «Тезисах о Фейербахе». Впоследствии Энгельс, определяя место «Святого семейства» в истории марксизма, писал: «Надо было заменить культ абстрактного человека, это ядро новой религии Фейербаха, наукой о действительных людях и их историческом развитии. Это дальнейшее развитие фейербаховской точки зрения, выходящее за пределы философии Фейербаха, начато было в 1845 г. Марксом в книге «Святое семейство»» (Ф. Энгельс. «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»). В «Святом семействе» сформулированы некоторые исходные положения марксистской политической экономии. В отличие от социалистов-утопистов Маркс обосновывает объективную неизбежность победы коммунизма тем, что частная собственность в своем экономическом движении сама толкает себя к гибели. «Святое семейство» относится к периоду, когда процесс формирования марксизма не был еще завершен. Это отразилось и на употребляемой Марксом и Энгельсом терминологии. Научная марксистская терминология вырабатывалась и уточнялась Марксом и Энгельсом постепенно, по мере формирования и дальнейшего развития их учения. Настоящее издание печатается по тексту, опубликованному во 2-м томе второго издания Сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса. Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС
У реального гуманизма нет в Германии более опасного врага, чем спиритуализм, или спекулятивный идеализм, который на место действительного индивидуального человека ставит «самосознание», или «дух», и вместе с евангелистом учит: «Дух животворящ, плоть же немощна». Само собой разумеется, что этот бесплотный дух только в своем воображении обладает духовными, умственными силами. То в бауэровской критике, против чего мы ведем борьбу, есть именно карикатурно воспроизводящая себя спекуляция. Мы видим в ней самое законченное выражение христианско-германского принципа, делающего свою последнюю попытку — утвердить себя посредством превращения самой «критики» в некую трансцендентную силу. Наше изложение посвящено по преимуществу «Allgemeine Literatur-Zeitung» Бруно Бауэра, первые восемь выпусков которой лежали перед нами, — и это потому, что в ней бауэровская критика и вместе с ней вся бессмыслица немецкой спекуляции вообще достигли своей высшей точки. Критическая критика (критика, даваемая в «Literatur-Zeitung») тем более поучительна, чем больше она доводит до явной комедии искажение действительности философией. — Примером могут служить Фаухер и Шелига. — «Literatur-Zeitung» преподносит такой материал, на разборе которого можно помочь и более широкой публике составить себе ясное представление об иллюзиях спекулятивной философии. Это и является целью нашей работы. Наш способ изложения предмета обусловлен, естественно, характером самого предмета. Критическая критика во всех отношениях стоит ниже того уровня, которого уже достигло немецкое теоретическое развитие. Поэтому, если мы не входим здесь в дальнейшее обсуждение самого этого развития, то оправданием нам служит природа занимающего нас предмета. Более того: критическая критика вынуждает нас добытые уже результаты просто противопоставлять ей как таковые. Мы предпосылаем поэтому предлагаемую полемическую работу нашим самостоятельным произведениям, в которых мы изложим — разумеется, каждый из нас в отдельности — наши положительные взгляды и вместе с тем нашу положительную точку зрения по отношению к новейшим философским и социальным доктринам. Париж, сентябрь 1844 г. Энгельс. Маркс
Маркс Карл
Великий немецкий философ, экономист и политический мыслитель, основоположник научного коммунизма. Родился в Трире (Германия), в семье адвоката. В 1835–1841 гг. учился на юридическом факультете Боннского, затем Берлинского университета. С 1842 г. — редактор демократической «Рейнской газеты». В период революционных событий в Европе 1848–1849 гг. Маркс участвовал в работе международной организации «Союз коммунистов» и вместе с Фридрихом Энгельсом написал ее программу «Манифест Коммунистической партии» (1848). В 1849 г. переехал в Лондон, где прожил до конца жизни.
В 1867 г. вышел главный труд Маркса — «Капитал» (т. 1); работу над следующими томами он не завершил, их подготовил к изданию Энгельс (т. 2, 1885; т. 3, 1894). Научные труды и публикации Маркса сформировали в философии диалектический и исторический материализм, в экономике — теорию прибавочной стоимости, в политике — теорию классовой борьбы. Маркс исследовал развитие капитализма и выдвинул положение о неизбежности его гибели и перехода к коммунизму в результате пролетарской революции. Идеи Маркса оказали значительное влияние на социальную мысль и историю общества со второй половины XIX века до наших дней. Энгельс Фридрих Выдающийся немецкий философ, социолог, экономист, ближайший друг и соратник Карла Маркса. Родился в Бармене (современный Вупперталь), в семье текстильного фабриканта. В молодости примыкал к радикально-оппозиционному литературному направлению «Молодая Германия». В 1842 г. в Кёльне впервые встретился с Марксом. Принимал активное участие в работе Союза коммунистов, а также в массовых народных выступлениях конца 1840-х гг. В 1864 г. стал одним из руководителей 1-го Интернационала. После смерти Маркса подготовил к изданию 2-й и 3-й тома «Капитала».
Фридрих Энгельс является одним из основоположников материалистического понимания истории. Совместно с Марксом он предпринял диалектико-материалистическую переработку буржуазной политической экономии. Величайшей заслугой Энгельса является завершение, издание и пропаганда «Капитала» — труда всей жизни Маркса. Кроме того, он написал ставшие классическими работы по философии и социологии, в число которых входят «Анти-Дюринг» (1878), «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886), а также «Происхождение семьи, частной собственности и государства», впервые вышедшая в 1884 г. |