Оглавление | 3
|
Глава 1. Истина: что это такое | 7
|
1. Объект познания (познаваемое), знание и проблема соответствия между ними | 7
|
2. Истина как соответствие между миром и его мыслекартинами | 14
|
3. Истина, истинное, истинность | 18
|
4. Заблуждение и ложь. Истина и правда. Ошибки и ошибочность | 26
|
5. Проблема критерия истинности истинонесущих мыслетворений | 28
|
Глава 2. Основные субъективистские концепции истины. Антиверитизм скрытый и антиверитизм открытый | 31
|
1. Вводное замечание | 31
|
2. Концепция очевидности | 31
|
3. Авторитарная концепция истины | 32
|
4. Концепция общезначимости | 34
|
5. Конвенционализм | 36
|
6. Концепции простоты и «экономии мышления» | 38
|
7. «Концепция» красоты | 40
|
8. Концепция когерентности (согласованности, непротиворечивости) | 42
|
9. Прагматическая концепция истины (концепция полезности) | 43
|
10. Скрытый и открытый антиверитизм | 49
|
Глава 3. Истина как процесс. Диалектика абсолютной и относительной истины | 54
|
1. Проблема суверенности человеческого познания | 54
|
2. Житейское, описательное человеческое знание и способ его роста | 59
|
3. Особенности развития теоретического знания и связанные с ними трудности понимания такого познавательного процесса | 61
|
4. Возникновение и развитие нового понимания истины | 65
|
5. Диалектика абсолютной и относительной истины | 69
|
6. Подведение итогов: формы роста теоретического знания | 77
|
Глава 4. Истина и заблуждение: многообразие форм их отношений | 80
|
1. Конкретность истины | 80
|
2. Граничность (ограниченность), или предельность истины | 85
|
3. Диалектика истинного и ложного | 88
|
4. Истинное и ложное в развитии мировой философской мысли. Ложноистинные концепции | 96
|
Глава 5. Объективность, субъективизм, мыслительные иллюзии | 102
|
1. Объективность и субъективизм | 102
|
2. Мыслительные иллюзии как вид искаженного отображения реальности | 106
|
Глава 6. Религия как иллюзорное отображение мира | 108
|
1. Сущность и основные компоненты религии | 108
|
2. Возникновение религии | 110
|
3. Религия в классовом обществе | 117
|
Глава 7. Иллюзология как превратное, иллюзорное отражение социальной реальности | 122
|
1. Введение | 122
|
2. Охранительные иллюзологии | 124
|
3. Преобразовательные иллюзологии | 126
|
4. Разработка проблемы иллюзологии в марксистской литературе | 129
|
5. Агитация, пропаганда, «пиар», средства массовой информации (СМИ) | 131
|
Глава 8. Познание и партийность | 136
|
1. Партийность и объективность | 136
|
2. Проблема партийности науки в советской философской литературе 20–40-х годов | 137
|
3. Проблема партийности в общественных науках | 141
|
4. Объективность и объективизм | 155
|
Глава 9. Специфика отражения мира в искусстве, главным образом в художественной литературе, и проблема истинности литературных произведений | 163
|
1. Произведение искусства. Виды искусства и его сущность | 163
|
2. Эмоции и эмоциональный мир человека | 165
|
3. Искусство слова. Накопление писателем единичных фактов, превращение их в общие, выявление типического, возникновение идеи и создание системно-типологической холии | 169
|
4. Рождение замысла литературного произведения и создание художественной идеефактуальной картины | 172
|
5. Проблема истинности идеефактуальной картины | 180
|
6. Текстуализация художественной идеефактуальной картины | 183
|
7. Ревитализация читателем текста литературного произведения | 186
|
8. Общественная роль искусства | 188
|
Именной указатель | 192
|
Семенов Юрий Иванович Доктор исторических наук (1963), профессор кафедры философии Московского физико-технического института (где работал до последних лет жизни). Много лет работал по совместительству старшим, ведущим, главным научным сотрудником сектора истории первобытного общества Института этнографии АН СССР (позднее — Институт этнологии и антропологии РАН) и профессором кафедры социальной философии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Специалист по теории познания, философии и общей теории истории, этнологии, истории первобытного и раннего классового общества.
Автор около 500 печатных научных работ, среди которых книги: «Возникновение человеческого общества»; «Как возникло человечество» (выходила в Токио и Будапеште); «Происхождение брака и семьи» (URSS; выходила в Пекине, Гаване, Ханое, в Москве на финском языке); «На заре человеческой истории» (выходила в Токио); «Философия истории» (неоднократно переиздавалась, каждое новое издание дополнялось); «Введение во всемирную историю» (вып 1–3); «Политарный („азиатский“) способ производства» (URSS); «Происхождение и развитие экономики» (URSS); «Происхождение и развитие религии, мифологии, теологии и религиозной философии» (URSS); «Общественная власть» (URSS); «Введение в науку философии» (URSS; в 7 книгах) и другие.
Будучи не только философом, но и специалистом в области конкретных наук, Ю. И. Семенов приобрел богатый опыт решения основных задач научного познания, таких как отбор и интерпретация фактов, создание и проверка гипотез и теорий. Это позволило ему предложить оригинальные решения целого ряда проблем теории познания, связанных с совершением научного открытия, выявить и описать новые, ранее неизвестные формы разумного мышления.