URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Семенов Ю.И. Введение в науку философии. В 7 книгах. Книга 5: Современные проблемы теории познания, или логики разумного мышления (умозримый мир в себе и для нас, факты, проблема, понимание и объяснение, идея, интуиция, холия, гипотеза, теория) Обложка Семенов Ю.И. Введение в науку философии. В 7 книгах. Книга 5: Современные проблемы теории познания, или логики разумного мышления (умозримый мир в себе и для нас, факты, проблема, понимание и объяснение, идея, интуиция, холия, гипотеза, теория)
Id: 263128
999 р.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ, ИЛИ ЛОГИКИ РАЗУМНОГО МЫШЛЕНИЯ (умозримый мир в себе и для нас, факты, проблема, понимание и объяснение, идея, интуиция, холия, гипотеза, теория). Введение в науку философии. В 7 книгах. Книга 5. Кн.5. Изд. 3, сущ. перераб. и дополн.

Введение в науку философии. В 7 книгах. Книга 5: Современные проблемы теории познания, или логики разумного мышления (умозримый мир в себе и для нас, факты, проблема, понимание и объяснение, идея, интуиция, холия, гипотеза, теория) 2024. 328 с.
Типографская бумага
Умозримый мир в себе и для нас • Факты • Проблема • Понимание и объяснение • Идея • Интуиция • Холия • Гипотеза • Теория.

Аннотация

На основе марксистской методологии и огромного фактического материала известный российский ученый Ю. И. Семенов предлагает собственную цельную и логически стройную интерпретацию философии как универсальной системы человеческого знания, взятого в единстве абстрактного мышления и эмпирического опыта. Совокупность частей этого фундаментального труда составляет по сути подлинную энциклопедию гуманитарной и естественно-научной мысли, отличительные... (Подробнее)


Оглавление
top
Оглавление3
Часть 1. Задача и предпосылки познавательной деятельности9
Глава 1. Умозримый мир в себе и для нас. Основные типы словопонятий9
1. Снова мир в себе и мир для нас9
2. Проблема типологии словопонятий10
3. Первый основной тип, или род, словопонятий — сингулатно-универсатные (сингулоуниверсатные) словопонятия12
4. Второй основной тип (род) словопонятий — универсатно-универсатные (униуниверсатные) словопонятия16
5. Общее и сущность. Этажи мира. Виды сущности19
6. Третий основной тип (род) словопонятий — пуриунверсатно-универсатные словопонятия21
Глава 2. Мышление: словопонятийная и пунктолинейная энграммная корковая сети24
1. Проблема связи между понятиями24
2. Словопонятийная сеть и пунктолинейная корковая энграммная сеть27
3. Мыслительный процесс: мыслеручьи и мыслепоток. Активное и субактивное мышление32
4. Психологи и психология о двух видах мышления38
Глава 3. Ментофизиологическая проблема: мышление и мозговые нервно-физиологические процессы42
1. Проблема отношения между мыслительными и мозговыми нервно-физиологическими процессами42
2. Первое предлагаемое решение названной выше проблемы: мыслительные и мозговые нервно-физиологические процессы суть одно и то же43
3. Второе предлагаемое решение рассматриваемой проблемы: мыслительные и нервно-мозговые процессы не одно и то же45
4. Ильенков versus Дубровский46
5. Еще одна из попыток найти выход из положения48
6. Мышление как единство объектального (дубльидеального) процесса и субъективной человеческой деятельности, и тем самым как идеальный (иконидеальный) процесс50
Глава 4. Создание чувствоумозримого мира для нас как воссоздание в сознании человека мира в себе, объективной реальности61
1. Вступительные замечания61
2. Учение И. Канта о чувствоумозримом мире для нас61
3. Познание как единство творчества и отражения: что открыл и чего не смог открыть И. Кант63
4. Чувства и мысли: в чем И. Кант ошибался и в чем был прав65
5. Диалектика априорного и апостериорного знания67
6. Мир для нас и мир для меня (персономир)67
Глава 5. Язык, речь, лингвофонд. Мышление, концептофонд, ментофонд69
1. Неогумбольдтианство. Концепция лингвистической относительности (гипотеза Сепира—Уорфа)69
2. Язык, речь и лингвофонд. Концептофонд, мышление и ментофонд73
3. Проблема детерминации концептофонда77
4. Основные этапы развития концептофондов и языков79
5. Наука и новоментальные языки84
6. Россия, XVIII век – первая половина XIX века: от староментального языка к новоментальному86
7. Языковая проблема до и после распада СССР89
Глава 6. Структура мира для нас93
1. Еще раз об отношении между чувствозримым и умозримым мирами для нас93
2. Мир для нас вообще,этномиры и персономиры95
Глава 7. Проблема отношения рассудка и разума к языку и речи96
1. Проблема взаимоотношения мысли и слова в философии, психологии мышления и лингвистике96
2. Лингвотекст, рациотекст и разумотворения (идеи и теории). Текстуализация и интеллектуализация103
Часть 2. Познание объективного мира (мира в себе) как процесс создания разумным мышлением мира для нас109
Глава 1. Факт как исходная категория теории разумного мышления109
1. Понятие факта109
2. Обретение житейских и научных фактов114
3. Критика источников как способ нахождения фактов в исторической науке117
4. Единичные факты — первичные, элементарные единицы объективного содержания мышления. Факты единичные и факты общие. Роль общих фактов в познании125
Глава 2. Проблема понимания и объяснения фактов128
1. Проблема понимания и объяснения в философии и науке128
2. Герменевтика и понятие понимания (истолкования, интерпретации)130
3. Ученые о необходимости объединения фактов134
4. Объединение (унитаризация) фактов. Идея136
5. Первый вид унитаризации фактов — холизация137
6. Второй вид унитаризации фактов — эссенциализация139
7. Еще один (дополнительный) вид унитаризации — системно-типологическая холизация141
8. Теория и теоротекст. Проблема трактовки понимания и его отношения к объяснению в области теоретического знания143
Глава 3. Место и роль идеи в системе разумного мышления150
1. Идея — главная, ключевая форма разумного мышления150
2. Идея и истина154
3. Идея эссенциальная и идея холическая156
4. Проблема и идея157
5. Рождение идеи. Озарение (инсайт) и интуиция (наитие)160
6. А. Пуанкаре, В. А. Стеклов, Л. де Бройль, А. Эйнштейн, Э. Мах и Е. Л. Фейнберг о двух видах мышления164
7. Проблема интуиции в истории философской мысли171
8. Проблемно-фактуальная интуиция как необходимый момент разумного мышления175
9. Разум и рассудок: проблема их «приручения», «окультуривания», «одомашнивания»181
Глава 4. Житейская и расследовательская идея и холизация188
1. Житейская стихийная (бессознательная, имплицитная) холизация188
2. Житейская сознательная холизация193
3. Професионально-специализированная (расследовательская) холизация199
Глава 5. Холизация в науке210
1. Проблема специфики исторического знания210
2. Идея (система идей) и холия в исторической науке213
3. Концепция «вживания» в образы исторических деятелей как пути к пониманию истории222
4. Универсатная холия и теория в исторической науке224
Глава 6. Проблема научного знания в истории философской и научной мысли Нового и Новейшего времени228
1. Проблема научного знания в философии и естествознании XVII–XIX вв.228
2. Проблема научного знания вообще, теоретического в частности, в позитивистской философии XX века234
Глава 7. Эссенциализация. Факты, идея, гипотеза, теория246
1. Идея, гипотеза, теория246
2. Установление истинности гипотезы и превращение ее в теорию249
3. Эссенциализация как способ познания общего254
Глава 8. Проблема познания чувствонедоступных явлений. Еще два вида единичных фактов: медиафакты и ментофакты явлений257
Глава 9. Теория и факты. Структура теории и развитие теоретического знания260
1. Теория статичная и теория динамичная260
2. Проблема соответствия фактов теории262
3. Проблема «теоретической нагруженности» фактов266
4. Теоретическая триада274
Глава 10. Проблема научного познания вообще, теории прежде всего в советской и постсоветской «философии науки»280
Глава 11. Проблема рациональности познания290
Глава 12. Теорозримый мир в себе и для нас. Проблема возникновения нового знания297
1. Мышление как отражательное творчество, творческое отражение297
2. Отделение в сознании человека чистоумозримого (теорозримого) мира от чувствоумозримого мира. Проблема «физической реальности»299
3. Проблема отношения «физической реальности» и природы304
4. Структура мира для нас, появление нового знания и обогащение концептофонда312
Именной указатель315

Об авторе
top
photoСеменов Юрий Иванович
Доктор исторических наук (1963), профессор кафедры философии Московского физико-технического института (где работал до последних лет жизни). Много лет работал по совместительству старшим, ведущим, главным научным сотрудником сектора истории первобытного общества Института этнографии АН СССР (позднее — Институт этнологии и антропологии РАН) и профессором кафедры социальной философии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Специалист по теории познания, философии и общей теории истории, этнологии, истории первобытного и раннего классового общества.

Автор около 500 печатных научных работ, среди которых книги: «Возникновение человеческого общества»; «Как возникло человечество» (выходила в Токио и Будапеште); «Происхождение брака и семьи» (URSS; выходила в Пекине, Гаване, Ханое, в Москве на финском языке); «На заре человеческой истории» (выходила в Токио); «Философия истории» (неоднократно переиздавалась, каждое новое издание дополнялось); «Введение во всемирную историю» (вып 1–3); «Политарный („азиатский“) способ производства» (URSS); «Происхождение и развитие экономики» (URSS); «Происхождение и развитие религии, мифологии, теологии и религиозной философии» (URSS); «Общественная власть» (URSS); «Введение в науку философии» (URSS; в 7 книгах) и другие.

Будучи не только философом, но и специалистом в области конкретных наук, Ю. И. Семенов приобрел богатый опыт решения основных задач научного познания, таких как отбор и интерпретация фактов, создание и проверка гипотез и теорий. Это позволило ему предложить оригинальные решения целого ряда проблем теории познания, связанных с совершением научного открытия, выявить и описать новые, ранее неизвестные формы разумного мышления.