Оглавление | 3
|
Часть 1. Задача и предпосылки познавательной деятельности | 9
|
Глава 1. Умозримый мир в себе и для нас. Основные типы словопонятий | 9
|
1. Снова мир в себе и мир для нас | 9
|
2. Проблема типологии словопонятий | 10
|
3. Первый основной тип, или род, словопонятий — сингулатно-универсатные (сингулоуниверсатные) словопонятия | 12
|
4. Второй основной тип (род) словопонятий — универсатно-универсатные (униуниверсатные) словопонятия | 16
|
5. Общее и сущность. Этажи мира. Виды сущности | 19
|
6. Третий основной тип (род) словопонятий — пуриунверсатно-универсатные словопонятия | 21
|
Глава 2. Мышление: словопонятийная и пунктолинейная энграммная корковая сети | 24
|
1. Проблема связи между понятиями | 24
|
2. Словопонятийная сеть и пунктолинейная корковая энграммная сеть | 27
|
3. Мыслительный процесс: мыслеручьи и мыслепоток. Активное и субактивное мышление | 32
|
4. Психологи и психология о двух видах мышления | 38
|
Глава 3. Ментофизиологическая проблема: мышление и мозговые нервно-физиологические процессы | 42
|
1. Проблема отношения между мыслительными и мозговыми нервно-физиологическими процессами | 42
|
2. Первое предлагаемое решение названной выше проблемы: мыслительные и мозговые нервно-физиологические процессы суть одно и то же | 43
|
3. Второе предлагаемое решение рассматриваемой проблемы: мыслительные и нервно-мозговые процессы не одно и то же | 45
|
4. Ильенков versus Дубровский | 46
|
5. Еще одна из попыток найти выход из положения | 48
|
6. Мышление как единство объектального (дубльидеального) процесса и субъективной человеческой деятельности, и тем самым как идеальный (иконидеальный) процесс | 50
|
Глава 4. Создание чувствоумозримого мира для нас как воссоздание в сознании человека мира в себе, объективной реальности | 61
|
1. Вступительные замечания | 61
|
2. Учение И. Канта о чувствоумозримом мире для нас | 61
|
3. Познание как единство творчества и отражения: что открыл и чего не смог открыть И. Кант | 63
|
4. Чувства и мысли: в чем И. Кант ошибался и в чем был прав | 65
|
5. Диалектика априорного и апостериорного знания | 67
|
6. Мир для нас и мир для меня (персономир) | 67
|
Глава 5. Язык, речь, лингвофонд. Мышление, концептофонд, ментофонд | 69
|
1. Неогумбольдтианство. Концепция лингвистической относительности (гипотеза Сепира—Уорфа) | 69
|
2. Язык, речь и лингвофонд. Концептофонд, мышление и ментофонд | 73
|
3. Проблема детерминации концептофонда | 77
|
4. Основные этапы развития концептофондов и языков | 79
|
5. Наука и новоментальные языки | 84
|
6. Россия, XVIII век – первая половина XIX века: от староментального языка к новоментальному | 86
|
7. Языковая проблема до и после распада СССР | 89
|
Глава 6. Структура мира для нас | 93
|
1. Еще раз об отношении между чувствозримым и умозримым мирами для нас | 93
|
2. Мир для нас вообще,этномиры и персономиры | 95
|
Глава 7. Проблема отношения рассудка и разума к языку и речи | 96
|
1. Проблема взаимоотношения мысли и слова в философии, психологии мышления и лингвистике | 96
|
2. Лингвотекст, рациотекст и разумотворения (идеи и теории). Текстуализация и интеллектуализация | 103
|
Часть 2. Познание объективного мира (мира в себе) как процесс создания разумным мышлением мира для нас | 109
|
Глава 1. Факт как исходная категория теории разумного мышления | 109
|
1. Понятие факта | 109
|
2. Обретение житейских и научных фактов | 114
|
3. Критика источников как способ нахождения фактов в исторической науке | 117
|
4. Единичные факты — первичные, элементарные единицы объективного содержания мышления. Факты единичные и факты общие. Роль общих фактов в познании | 125
|
Глава 2. Проблема понимания и объяснения фактов | 128
|
1. Проблема понимания и объяснения в философии и науке | 128
|
2. Герменевтика и понятие понимания (истолкования, интерпретации) | 130
|
3. Ученые о необходимости объединения фактов | 134
|
4. Объединение (унитаризация) фактов. Идея | 136
|
5. Первый вид унитаризации фактов — холизация | 137
|
6. Второй вид унитаризации фактов — эссенциализация | 139
|
7. Еще один (дополнительный) вид унитаризации — системно-типологическая холизация | 141
|
8. Теория и теоротекст. Проблема трактовки понимания и его отношения к объяснению в области теоретического знания | 143
|
Глава 3. Место и роль идеи в системе разумного мышления | 150
|
1. Идея — главная, ключевая форма разумного мышления | 150
|
2. Идея и истина | 154
|
3. Идея эссенциальная и идея холическая | 156
|
4. Проблема и идея | 157
|
5. Рождение идеи. Озарение (инсайт) и интуиция (наитие) | 160
|
6. А. Пуанкаре, В. А. Стеклов, Л. де Бройль, А. Эйнштейн, Э. Мах и Е. Л. Фейнберг о двух видах мышления | 164
|
7. Проблема интуиции в истории философской мысли | 171
|
8. Проблемно-фактуальная интуиция как необходимый момент разумного мышления | 175
|
9. Разум и рассудок: проблема их «приручения», «окультуривания», «одомашнивания» | 181
|
Глава 4. Житейская и расследовательская идея и холизация | 188
|
1. Житейская стихийная (бессознательная, имплицитная) холизация | 188
|
2. Житейская сознательная холизация | 193
|
3. Професионально-специализированная (расследовательская) холизация | 199
|
Глава 5. Холизация в науке | 210
|
1. Проблема специфики исторического знания | 210
|
2. Идея (система идей) и холия в исторической науке | 213
|
3. Концепция «вживания» в образы исторических деятелей как пути к пониманию истории | 222
|
4. Универсатная холия и теория в исторической науке | 224
|
Глава 6. Проблема научного знания в истории философской и научной мысли Нового и Новейшего времени | 228
|
1. Проблема научного знания в философии и естествознании XVII–XIX вв. | 228
|
2. Проблема научного знания вообще, теоретического в частности, в позитивистской философии XX века | 234
|
Глава 7. Эссенциализация. Факты, идея, гипотеза, теория | 246
|
1. Идея, гипотеза, теория | 246
|
2. Установление истинности гипотезы и превращение ее в теорию | 249
|
3. Эссенциализация как способ познания общего | 254
|
Глава 8. Проблема познания чувствонедоступных явлений. Еще два вида единичных фактов: медиафакты и ментофакты явлений | 257
|
Глава 9. Теория и факты. Структура теории и развитие теоретического знания | 260
|
1. Теория статичная и теория динамичная | 260
|
2. Проблема соответствия фактов теории | 262
|
3. Проблема «теоретической нагруженности» фактов | 266
|
4. Теоретическая триада | 274
|
Глава 10. Проблема научного познания вообще, теории прежде всего в советской и постсоветской «философии науки» | 280
|
Глава 11. Проблема рациональности познания | 290
|
Глава 12. Теорозримый мир в себе и для нас. Проблема возникновения нового знания | 297
|
1. Мышление как отражательное творчество, творческое отражение | 297
|
2. Отделение в сознании человека чистоумозримого (теорозримого) мира от чувствоумозримого мира. Проблема «физической реальности» | 299
|
3. Проблема отношения «физической реальности» и природы | 304
|
4. Структура мира для нас, появление нового знания и обогащение концептофонда | 312
|
Именной указатель | 315
|