Вместо введения. Два вида мышления: рассудок и разум и две науки о мышлении: логика формальная и логика содержательная (диалектика) | 8
|
Глава 1. Формальная логика — наука о мышлении как человеческой деятельности | 12
|
1. Основные формы рассудочного мышления | 12
|
2. Законы формальной логики | 15
|
3. Чего не дает и не может дать формальная логика | 18
|
4. Современная формальная логика | 20
|
Глава 2. Создание объективной логики разумного мышления и преобразование ее из идеалистической в материалистическую | 25
|
1. Научное познание как объективный процесс | 25
|
2. Открытие Г. Гегелем мышления как объективного процесса | 30
|
3. Преобразование К. Марксом и Ф. Энгельсом диалектики из идеалистической в материалистическую | 42
|
Глава 3. Объективная логика разумного мышления | 47
|
Глава 4. Проблемы субъективной логики разумного мышления | 56
|
1. Г. Гегель и субъективная логика разумного мышления | 56
|
2. Проблема рассудочного и разумного мышления в марксистской литературе | 59
|
3. Проблема гностических форм разумного мышления в марксистской литературе | 65
|
4. Развитие теоретического познания и становление понятийного аппарата субъективной логики разумного мышления | 69
|
Глава 5. Вопрос о природе понятий и проблема общего и отдельного | 71
|
1. Проблема природы понятий. Мышление и язык. Язык как знаковая система | 71
|
2. Знак, его значение и его смысл | 72
|
3. Слово (имя) и понятие. Словопонятие | 73
|
4. Общее как содержание понятия | 75
|
5. Проблема существования общего | 76
|
6. Постановка проблемы общего и отдельного в истории философской мысли | 78
|
Глава 6. Основные решения проблемы общего и отдельного: номинализм, реализм и объектализм | 80
|
1. Номинализм: крайний (собственно номинализм) и умеренный (концептуализм) | 80
|
2. Крайний реализм (ультрареализм) | 87
|
3. Крайний и умеренный реализм: сходство и различие | 90
|
4. Возможно ли какое-либо иное решение проблемы общего и отдельного, кроме реалистического и номиналистического? | 96
|
5. Последовательно-материалистическое решение проблемы общего и отдельного | 98
|
6. Проблема терминов для обозначения существующих решений проблемы общего и отдельного | 101
|
7. Предпосылки возникновения материалистического универсизма | 103
|
Глава 7. Проблема общего и отдельного в философской и научной мысли XX–XXI вв. | 109
|
1. Постановка и решение проблемы общего и отдельного в советской философской мысли | 109
|
2. Проблема общего и отдельного в работах западных философов, логиков и естествоиспытателей XX – начала XXI вв. | 121
|
Глава 8. Понятие как образ внешнего объективного мира | 130
|
1. Две формы бытия общего: в мире самом по себе и в мире для нас | 130
|
2. Открытие Платоном понятий и общего | 136
|
3. Проблемы, которые еще нужно решить | 140
|
Глава 9. Проблема отношения чувственного и умственного познания в истории философской мысли | 141
|
1. Вводные замечания | 141
|
2. Два вида сенсуализма и противостоящий им рационализм | 144
|
3. Крайний сенсуализм и проблема познания общего и сущности | 146
|
4. Рационализм: основные значения слова. Главные разновидности рационализма | 154
|
5. Проблема перехода от чувств к мысли вообще, проникновения общего из внешнего мира в мышление в частности в истории философской мысли | 158
|
6. Познание общего и сущности и проблема активности мышления | 163
|
Глава 10. От разума чистого к разуму практическому. Проблема свободы и необходимости | 167
|
1. Еще одна, новая разновидность активности мышления — целепланирующая воля | 167
|
2. От проблемы свободы воли к проблеме свободы человека и тем самым проблеме свободы и необходимости | 170
|
3. Телеология | 172
|
4. Детерминизм | 173
|
5. Возникновение абсолютного детерминизма. Левкипп и Демокрит | 174
|
6. Эпикур и Тит Лукреций Кар | 175
|
7. Проблема свободы и необходимости в философии стоиков | 178
|
8. Абсолютный детерминизм и индетерминизм: третьего не дано? | 182
|
Глава 11. Проблема свободы и необходимости в классической западноевропейской философии Нового времени | 183
|
1. Абсолютный детерминизм в философии и естествознании Нового времени | 183
|
2. Возникновение статистики и теории вероятностей | 186
|
3. Концепция причинности и случайности О. Курно | 190
|
4. Проблема свободы и необходимости в философии Нового времени | 194
|
5. Индетерминизм и свобода. Крайности сходятся | 197
|
6. Г. Гегель о случайности и необходимости | 199
|
Глава 12. Императивы практического разума. Дух как социальное явление. Проблема сущности социоидеального | 201
|
1. Постановка проблемы | 201
|
2. Императивы деятельности животного | 202
|
3. Императивы человеческого поведения — явления человеческого духа | 204
|
4. Снова основной вопрос философии | 210
|
Глава 13. Кризис материализма в конце XVIII – начале XIX вв. Социоисторический идеализм — ахиллесова пята натурматериализма | 213
|
Именной указатель | 225
|
Семенов Юрий Иванович Доктор исторических наук (1963), профессор кафедры философии Московского физико-технического института (где работал до последних лет жизни). Много лет работал по совместительству старшим, ведущим, главным научным сотрудником сектора истории первобытного общества Института этнографии АН СССР (позднее — Институт этнологии и антропологии РАН) и профессором кафедры социальной философии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Специалист по теории познания, философии и общей теории истории, этнологии, истории первобытного и раннего классового общества.
Автор около 500 печатных научных работ, среди которых книги: «Возникновение человеческого общества»; «Как возникло человечество» (выходила в Токио и Будапеште); «Происхождение брака и семьи» (URSS; выходила в Пекине, Гаване, Ханое, в Москве на финском языке); «На заре человеческой истории» (выходила в Токио); «Философия истории» (неоднократно переиздавалась, каждое новое издание дополнялось); «Введение во всемирную историю» (вып 1–3); «Политарный („азиатский“) способ производства» (URSS); «Происхождение и развитие экономики» (URSS); «Происхождение и развитие религии, мифологии, теологии и религиозной философии» (URSS); «Общественная власть» (URSS); «Введение в науку философии» (URSS; в 7 книгах) и другие.
Будучи не только философом, но и специалистом в области конкретных наук, Ю. И. Семенов приобрел богатый опыт решения основных задач научного познания, таких как отбор и интерпретация фактов, создание и проверка гипотез и теорий. Это позволило ему предложить оригинальные решения целого ряда проблем теории познания, связанных с совершением научного открытия, выявить и описать новые, ранее неизвестные формы разумного мышления.