|
|
Введение. Почему «Туманность Андромеды»? | 6
|
1. Роман Ефремова как «перекресток утопий» | 6
|
2. Три контекста «Туманности Андромеды» | 12
|
Часть 1. Утопия против природы | 25
|
1. Мир без холода и акул | 25
|
2. Дурные люди посреди инфернальной природы | 38
|
3. Спасение — в дисциплине | 46
|
4. Коммунистический аскетизм | 56
|
5. Против мещан и утилитаристов | 64
|
6. Диктатура наставников | 74
|
7. Человек облагороженного образа | 82
|
Часть 2. Утопический труд | 96
|
1. О естественной склонности к труду | 96
|
2. Труд как моральный долг | 105
|
3. Труд как удовольствие | 110
|
4. Наука как стержневой институт утопии | 119
|
5. Труд ученого как эталон труда вообще | 128
|
6. «Радость работать, жажда жертвовать…» | 137
|
7. Культ фронтира | 144
|
8. Проблема неприятного труда | 148
|
9. Наука — удел не всех | 163
|
Часть 3. Системные свойства утопического дискурса | 166
|
1. Утопия как великая интеграция | 166
|
2. Метафора братства | 175
|
3. Утопия как великое упрощение | 184
|
Подводя итоги: Утопия — одинаковая и эволюционирующая | 199
|
Фрумкин Константин Григорьевич Кандидат культурологии. Сотрудник Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ». Автор большого числа социально-философских и культурологических публикаций, в том числе ряда монографий: «Позиция наблюдателя: отстраненное созерцание и его культурные функции» (2003); «Философия и психология фантастики» (М.: URSS); «Соблазны „Туманности Андромеды“: Лейтмотивы коммунистической утопии от Томаса Мора до Ефремова и Стругацких» (М.: URSS); «Пассионарность: Приключения одной идеи» (М.: URSS); «Сюжет в драматургии: От античности до 1960-х годов» (2014) и др. Сфера научных интересов — культурология, социальная философия, теория фантастики, теория драмы. Инициатор создания Ассоциации футурологов и проекта круглых столов «Клуб проектирования будущего».
|
|
|
|