URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Аксельрод Л.И. (Ортодокс) Душевная трагедия Л.Н.Толстого как основа его вероучения Обложка Аксельрод Л.И. (Ортодокс) Душевная трагедия Л.Н.Толстого как основа его вероучения
Id: 263036
433 р.

Душевная трагедия Л.Н.Толстого как основа его вероучения №206. Изд. стереотип.

2020. 158 с.
Типографская бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

Предлагаемая читателю книга включает статьи известного отечественного философа и литературоведа Л.И.Аксельрод (1868–1946), содержащие общую критическую оценку Льва Николаевича Толстого как мыслителя и художника. Центральное место в книге занимает работа "Душевная трагедия Л.Н.Толстого как основа его вероучения", в которой автор анализирует нравственно-социальную теорию писателя на примере героев его произведений, в том числе Николеньки... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие
1. Душевная трагедия Л.Н. Толстого, как основа его вероучения
2. "Воскресение" Л.Н. Толстого
3. Л. Толстой и социал-демократия
4. О посмертных художественных произведениях Л.Н.Толстого

Предисловие
top

Предлагаемый сборник состоит из четырех статей, написанных в разное время и напечатанных в различных периодических изданиях. Несмотря на это, сборник представляет собою единое целое, связанное марксистским мировоззрением автора и общей критической оценкой Л.Н.Толстого, как мыслителя и художника.

Так как вероучение Л.Н.Толстого проникает собою все его произведения без всякого исключения, то повторение основных положений при разборе различных сторон его творчества было неизбежно. Надеюсь, однако, что читатель не поставит мне в упрек это повторение, так как все повторенные места приобретают новый оттенок в каждой отдельной статье благодаря тому обстоятельству, что они находятся в различной связи с тем или иным элементом творчества художника-мыслителя.

АВТОР.

Москва, 13 марта 1922 г.


Об авторе
top
photoАксельрод Любовь Исааковна
(литературный псевдоним ОРТОДОКС)

Известный философ и литературовед, видный деятель революционного движения в России, теоретик марксизма. Родилась в местечке Тунимовичи Виленской губернии, в семье раввина. С 1884 г. примкнула к нелегальному революционному движению. В 1887–1906 гг., после неудачного покушения народовольцев на императора Александра III, жила в эмиграции, где в 1892 г. вошла в марксистскую группу «Освобождение труда». В 1900 г. окончила Бернский университет со степенью доктора философии и вскоре стала одним из основных авторов статей на философские темы в социал-демократических газетах «Искра» и «Заря». В 1906 г. вернулась по амнистии в Россию, продолжая работать в РСДРП. В начале революции 1917 г. состояла членом ЦК партии меньшевиков. В 1920 г. была избрана профессором I Московского государственного университета. В 1921–1923 гг. преподавала в Институте красной профессуры, позднее работала в Институте научной философии России, Ассоциации научно-исследовательских институтов АН СССР (РАНИОН) и в Государственной академии художественных наук.

В период революции 1905 г. Л. И. Аксельрод была одним из наиболее ярких представителей ортодоксального крыла русской социал-демократии в борьбе против философского ревизионизма. В этом отношении значительную роль сыграли ее блестяще написанные «Философские очерки» (1906), в которых подверглись критике экс-марксисты Н. А. Бердяев, П. Б. Струве и др. В этой же работе давалась оригинальная критика Канта. Все эти статьи являются прекрасным образцом применения марксистского метода в деле борьбы с идеализмом и пропаганды марксизма как мировоззрения. Той же цели служили статьи Ортодокс против эмпириокритиков и А. А. Богданова, собранные в вышедшем после революции сборнике «Против идеализма» (1922). В работе «Критика основ буржуазного обществоведения и материалистическое понимание истории» (1925) она критиковала буржуазную социологию и методологию общественных наук О. Конта, Г. Спенсера и Г. Риккерта. Кроме этого, Л. И. Аксельрод известна и в качестве литературного критика-марксиста своими работами о Л. Н. Толстом и О. Уайльде.