Предлагаемая теперь читающей публике книга есть второе изданiе уже прежде напечатанныхъ авторомъ разборовъ двухъ сочиненiй гр. Толстого, вышедшихъ на французскомъ языке. Разборъ сочиненiя гр. Толстого, носящаго заглавiе: "Ма religion", былъ напечатанъ первоначально въ виде статьи въ издававшемся авторомъ въ 1886 г. журнале: "Философскiй Трехмесячникъ". Затемъ въ 1888 году та же статья изъ "Философскаго Трехмесячника" появилась въ виде отдельнаго изданiя подъ заглавiемъ: "Религiя гр. Л.Н.Толстого". Въ настоящее-же время, вследствiе разошедшагося перваго изданiя, то-же сочиненiе появляется теперь вторымъ изданiемъ съ самыми назначительными измененiями, но въ связи съ другимъ сочиненiемъ того-же автора, напечатаннымъ первоначально въ виде статей въ журнале: "Вопросы философiи и психологiи", въ книжкахъ: 5, 6, 7, 8, 1890 и 1891 годовъ. Такъ какъ отъ атихъ статей журнала было взято небольшое количество отдельныхъ оттисковъ, то поэтому настоящая перепечатка того-же сочиненiя имеетъ право быть названной вторымъ изданiемъ. Это второе сочиненiе представляетъ разборъ другой книги гр. Л.Н.Толстого, вышедшей также на французскомъ языке: "Comte Leon Tolstoi. De la vie. Seule traduction, revue, corrigee et annotee par l'auteur. Paris. С Marponet E.Flammarion, editeurs". Настоящiй-же разборъ книги "о жизни" представляетъ однако не простую перепечатку статей изъ журнала: "Вопросы философiи и психологiи", а некоторую переделку ихъ. Въ журнале этотъ разборъ имелъ форму писемъ двухъ лицъ, спорящихъ по поводу книги "О жизни". Одно изъ этихъ лицъ представлялось въ качестве безусловнаго поклонника нашего знаменитаго писателя, другое-же подвергало его сочиненiе критике. Такъ какь эта форма, по мненiю автора, удобная для журнала, казалась ему неудобною въ отдельномъ изданiи, то онъ и изменилъ ее въ форму монологическаго изложенiя. При этой перемене, конечно, было удержано все существенно нужное для всесторонней оценки сочиненiя гр. Толстого, что было высказано отъ обоихъ переписывавшихся лицъ. Этимъ необходимымъ объясненiемъ съ публикой мы и заканчиваемъ свое предисловiе. А.К.
1894 г. Сентября 30 дня. Козлов Алексей Александрович Известный русский философ. Родился в Москве. В 1850 г. поступил на математический факультет Московского университета; через год перевелся на историко-филологический факультет, который и окончил в 1856 г. В 1880 г. защитил магистерскую диссертацию "Метод и направление философии Платона", а в 1884 г. — докторскую диссертацию "Генезис теории пространства и времени Канта". Приват-доцент (с 1876 г.), профессор (с 1884 г.) Киевского университета. В 1887 г. по болезни вышел в отставку и переехал в Санкт-Петербург. Издатель первых в России философских журналов "Философский трехмесячник" (Киев, 1885–1887) и "Свое слово" (Санкт-Петербург, 1888–1898).
Свои философские взгляды, сложившиеся под влиянием немецких мыслителей Г. Лейбница, Р. Г. Лотце и Г. Тейхмюллера, А. А. Козлов называл панпсихизмом, утверждая, что все сущее имеет в основе психическое начало. Согласно его учению, мир представляет собой бесконечное множество самостоятельных духовных субстанций, непосредственно связанных с центральной субстанцией — Богом. Таким образом, А. А. Козлов был одним из первых в России представителей персонализма — направления философии, признающего личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью. Известность получили его работы "Философские этюды" (1876–1880), "Философия действительности" (1884), "Религия графа Л. Н. Толстого, его учение о жизни и любви" (1895). Идеи А. А. Козлова оказали влияние на творчество выдающихся российских философов — его сына и последователя С. А. Аскольдова, а также Н. А. Бердяева, Л. М. Лопатина, Н. О. Лосского. |