Отъ новаго времени мы имеемъ наибольшее количество политическихъ ученiй, представляющихъ самыя разнообразныя направленiя. Более чемъ въ какую-либо другую эпоху, мысль идетъ здесь различными ходами, то стараясь предвосхитить будушее, то обращаясь къ прошлому. Но среди этого разнообразiя взглядовъ и направленiй легко заметить один основной путь, около которого сосредоточивается все остальное. Этотъ путъ намечается историческимъ развитiемъ новых европейскихъ государствъ, приводящихъ все ихъ безъ исключенiя, по некоторому непреложному закону, къ одному и тому же идеалу правового государства. Развитiе этого идеала до сихъ поръ нельзя признать законченнымъ. Въ конце XIX столетiя правовое государство вступило въ новую фазу своей эволюции. Къ какимъ результатамъ приведетъ эта новая эволюцiя, совершающаяся на нашихъ глазахъ, трудно предвидеть. Во воякомъ случае многовековое предшествующее развитiе идеала правового государства выяснило его главныя основанiя. Его образъ, хотя и подлежащiй дальнейшей эволюцiи, ясенъ. Мы постараемся предотвратить здесь основныя черты этого образа въ той последовательности, въ которой они выяснились въ постепенномъ развитiи политической мысли. Идеалъ правового государства возникаетъ и развивается прежде всего въ противопоставленiи идеалу средневековой теократiи. Начиная отъ Макiавелли и вплоть до французскихъ политиковъ нашихъ дней основнымъ требованiемъ новаго идеала ставится, чтобы государство было светскимъ. В развитiи новаго идеала это требованiе является столь же существеннымъ, какъ и то, чтобы государство стало правовым. Можно сказать, что оба требованiя вытекаютъ изъ одного источника, – - изъ стремленiя къ единому и обязательному для всехъ правовому порядку. Тягостное раздвоенiе, внесенное въ христiанскiя общества борьбою духовной власти со светской, заставляет представителей новаго идеала стремиться къ единству подъ верховенствомъ светской власти. Марсилiй Падуанскiй въ своемъ "Defensor pacis" явился предвестникомъ этого теченiя, которое затемъ съ резкой крайностью нашло свое выраженiе у Макiавелли и явилось характерной особенностью такихъ выдающйхся политическихъ писателей новаго времени, какъ Боденъ и Гоббсъ, Локкъ и Руссо. Когда въ знаменитомъ месте "Общественнаго договора" Руссо мы встречаемъ похвалу Гоббсу за то, что онъ былъ "единственный изъ христiанскихъ авторовъ, который виделъ и зло, и средство къ его исцеленiю", и когда мы находимъ у него суровыя требованiя общественнаго единства, мы чувствуемъ, что и въ XVIII веке старая вражда къ раздвоенiю общества, порожденному борьбою за теократическiй идеалъ, сохранила свою силу... Новгородцев Павел Иванович Выдающийся русский правовед, философ, общественный деятель, один из представителей либерализма в России. Родился в городе Бахмуте Екатеринославской губернии (ныне Артёмовск, Украина). Окончил юридический факультет Московского университета. В 1897 г. защитил магистерскую, а в 1903 г. — докторскую диссертацию на тему «Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве». С 1896 г. — приват-доцент, а затем профессор юридического факультета Московского университета по кафедре энциклопедии права. С 1904 г. — член совета Союза освобождения, с 1905 г. — член кадетской партии. Депутат I-й Государственной Думы от Екатеринославской губернии. В 1906–1918 гг. — ректор Московского коммерческого института. В 1920 г. эмигрировал. Основатель и декан Русского юридического института (факультета) в Пражском университете.
Основные труды П. И. Новгородцева были посвящены определению роли метафизических принципов в истории правовых отношений, фундаментальной связи права и нравственности. Он последовательно развивал понимание метафизической природы личности, настаивая на том, что «проблема личности коренится не в культуре или общественных проявлениях личности, а в глубине ее собственного сознания, в ее морали и религиозных потребностях»; подвергал радикальной философской критике различные типы утопического сознания. Вокруг Новгородцева как ученого и его идей сложилась школа философии права и социальной философии; его учениками были известные философы И. А. Ильин и Б. П. Вышеславцев; идеи Новгородцева разрабатывались С. Л. Франком и другими мыслителями. |