URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Ефименко А.Я. Исследования народной жизни: Обычное право Обложка Ефименко А.Я. Исследования народной жизни: Обычное право
Id: 262949
778 р.

Исследования народной жизни:
Обычное право. № 115. Изд. стереотип.

URSS. 2020. 398 с. ISBN 978-5-397-07448-3.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга выдающегося русского и украинского историка, этнографа и педагога А.Я.Ефименко (1848–1918), представляющая собой сборник работ по обычному праву. Автор рассматривает народные юридические воззрения на брак, изучает вопрос о положении женщины в крестьянской семье с точки зрения обычного народного права, а также проблему семейных разделов. Исследуется трудовое начало в народном обычном... (Подробнее)


Оглавленiе
top
Предисловiе
I. Народныя юридическiя воззренiя на бракъ
II. Женщина въ крестьянской семье:
 I. Задруга и великорусская семья
 II. Крестьянская женщина
III. Семейные разделы
IV. Трудовое начало въ народномъ обычномъ праве
V. Субъективизмъ въ русскомъ обычномъ праве
VI. Крестьянское землевладенiе на крайнемъ Севере

Из предисловiя
top

Въ предлагаемомъ выпуске собраны работы мои по обычному праву, печатавшiяся втеченiи последнихъ десяти летъ, въ различныхъ журналахъ, И такъ, интереса новизны оне не имеютъ. Чемъ же могла бы я оправдать ихъ вторичное появленiе въ светъ?

Некоторыя изъ предлагаемыхъ работъ обратили на себя въ свое время вниманiе публики и спецiалистовъ: вниманiе, частью благосклонное, частью не благосклонное, но въ общемъ гораздо более лестное для меня, чемъ я могла и смела разсчитывать. Но то было время, а теперь другое. Тогдашнее вниманiе читающей публики еще не даетъ права разсчитывать на теперешнее. И если я решилась на отдельное изданiе, то руководствовалась въ своемъ решенiи совсемъ иными соображенiями. А именно вотъ какими. Разработка народнаго обычнаго права за последнее время мало подвинулась впередъ. Даже фактическiй матерiалъ накопляется туго – ужь не говоря объ обобщающихъ или хотя бы даже лишь сводящихъ трудахъ. Поэтому мои работы – хотя, можетъ быть, и устарелыя въ некоторыхъ частностяхъ – въ целомъ должны иметь почти тоже самое значенiе, какое имели и въ моменть своего перваго появленiя въ светъ.

Хотя понятiе народнаго обычнаго права и получило уже въ общественномъ сознанiи известное право гражданства, но едва-ли все-таки будетъ лишнимъ, если я здесь отмечу несколькими чертами его значенiе, теоретическое и практическое.

Научное значенiе обычнаго права теперь уже стоитъ вне всякаго сомненiя. Эволюцiонный принципъ, въ его примененiи къ изученiю общественныхъ, а, следовательно, и правовыхъ явленiй, необходимо отводитъ должное – и очень важное – место знакомству съ теми разнообразными стадiями правоваго развитiя, которыя известны подъ общимъ именемъ обычнаго права. Важнее сказать несколько лишнихъ словь о томъ практическомъ значенiе, какое имеетъ изученiе обычнаго права.

Наше общерусское стремленiе къ народу находитъ свое естественное выраженiе въ желанiи изучать народъ, знать его. Изученiя эти до-сихъ-поръ складывались въ две главныя группы – этнографическую и экономическую. Этнографическая первенствуетъ и давностью происхожденiя, и богатствомъ матерiала, и научностью прiемовъ разработки; экономическая возникла недавно, но уже представляетъ собой въ некоторомь роде особую литературу, хотя, надо признаться, литература эта страдаетъ грубой, сырой фактичностью и, – что еще важнее, – такими методологическими недостатками, которые крайне затрудняютъ научную разработку ея матерiала. Особнякомъ отъ этихъ двухъ главныхъ группъ стоятъ изученiя народнаго мiровоззренiя, т.-е. представленiй народа о нравственномъ и справедливомъ, выражающiяся, съ одной етороны, – въ сектанстве, съ другой – въ обычномъ праве. Этимъ изученiямъ посчастливилось гораздо меньше, особенно обычному праву.

Справедливо-ли это?

И да, и нетъ, смотря потому, съ какой посмотреть точки зренiя. Если видеть въ народе только пассивный элементъ, служащiй лишь для воздействiя на него сверху, то конечно, изученiе формъ его быта, а въ особенности экономическаго положенiя – все, что требуется. Но если смотреть на народъ, какъ на активный элементъ, способный, въ той или другой форме, участвовать въ общегосударственной жизни – положенiе меняется: знакомство съ душей народа – скромнее говоря, съ его взглядами на право и нравственность – становится вопросомъ настоятелъной необходимости. Какая же правильнее изъ этихъ двухь точекъ зренiя? Хотя авторъ, въ нижеследующихъ статьяхъ, и не высказывается нигде прямо по этому поводу, но его тенденцiя очевидна: народъ долженъ быть признаваемъ за активный элементъ. Но съ того времени, какъ была писана большая часть этихъ статей, прошло пять, десять летъ – много времени, для интеллигентнаго русскаго человека. И вотъ авторъ, умудренный годами и опытомъ, уже не осмеливается больше прибегать къ категорическимъ утвержденiямъ, а лишь скромно спрашиваетъ: можетъ-ли у насъ народъ не быть признаваемымъ за активный элементъ? у насъ – когда мы ежеминутно, ежесекундно чувствуемь на себе страшное давленiе этой народной массы? у насъ – где это давленiе совершенно парализуетъ интеллигенцiю, ставя ее въ положенiе, можно сказать, безвыходное? Скажутъ, можетъ быть: народъ въ данномъ случае не является активнымъ деятелемъ, а слепой, пассивною силой. Пусть такъ; но фактъ на лицо: не мы, интеллигенцiя, на него воздействуемъ, а онъ на насъ. Можемъ-ли мы не интересоваться душой этого народа, но стараться проникнуть во все особенности его нравственныхъ и правовыхъ воззренiй?..


Об авторе
top
photoЕфименко Александра Яковлевна
Выдающийся русский и украинский историк, этнограф, педагог; первая в России женщина — почетный доктор российской истории (1910). Родилась в селе Варзуга Архангельской губернии, в семье чиновника. В 1863 г. окончила гимназию в Архангельске. Была учительницей в Холмогорах, где вышла замуж за ссыльного студента П. С. Ефименко. Занималась историко-этнографическим исследованием населения Севера России, а с 1879 г. (когда переехала в Харьков) и Украины. В 1896 г. заняла первое место в конкурсе на лучший учебник по истории Украины; также написала «Элементарный учебник русской истории», выдержавший с 1911 по 1918 гг. семь изданий. В 1907–1917 гг. преподавала на Бестужевских женских курсах в Санкт-Петербурге; с 1910 г. — профессор.

Согласно теории, разработанной А. Я. Ефименко, первоначально основным типом землевладения на Юге России было так называемое дворище, которому на Севере соответствовало печище; именно эти типы землевладения и положили начало общине. Это учение отличалось как от народнической теории об исконности русской общины, так и от теории государственной школы об искусственном насаждении общины государством. А. Я. Ефименко предвидела неизбежное развитие капитализма в России; с демократических позиций рассматривала роль народных масс и личности в истории; подчеркивала взаимосвязь социальных и экономических процессов. Ее работы по истории общественных отношений и землевладения в России привлекли внимание К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина.