Основную задачу изследованiя составляетъ выясненiе понятiя интереса по ученiю современной психологiи и педагогики, т.е. психологiи и педагогики 19 в. и нашего времени. Побужденiе къ такому изследованiю обусловливается соображенiями, исходящими изъ педагогической области. Интересъ въ педагогике является однимъ изъ основополагающихъ понятiй, а между темъ онъ принадлежитъ тамъ къ наиболее неяснымъ и неопределеннымъ. Последнее утвержденiе, на нашъ взглядъ, не нуждается въ доказательстве, оно неоспоримо для всякаго, кто хотя сколько-нибудь знакомъ съ современной педагогикой. Въ ней интересъ выступаетъ то какъ цель, то какъ средство воспитанiя, то ему приписывается одна природа, то другая и т.д., то даже, пользуясь понятiемъ, иные вовсе обходятъ вопросъ о существе интереса и пр. Такое положенiе дела по отношенiю къ основному понятiю всей науки не можетъ не вызывать желанiя изследовать и выяснить его на почве данныхъ современной психологiи и педагогики, первой, конечно, потому, что все значенiе интереса въ педагогике обусловливается его психологической стороной. Вообще, педагогике пора уже подойти къ решенiю вопроса объ интересе, такъ какъ ни одна наука не должна опираться и строиться на понятiи столь смутнаго характера, и первымъ шагомъ къ этому является выясненiе современнаго положенiя даннаго вопроса. Задача труда, следовательно, обладаетъ двумя сторонами: психологической и педагогической. Первая заключаетъ въ себе вопросъ о существе и природе интереса, объ условiяхъ его возникновенiя, о роли и значенiи его для психической жизни человека, вторая – о значенiи его при воспитанiи. Этимъ определяется въ общихъ чертахъ и самый ходъ изследованiя. При выясненiи перваго вопроса предварительно пришлось привести въ известность все важнейшiя направленiя въ воззренiяхъ на существо интереса и классифицировать ихъ; эта классификацiя затемъ послужила руководящимъ началомъ для всего изследованiя. Все ученiя о природе интереса могутъ быть разделены на две группы: на теорiи интереса психологическiя и бiолого-психологическiя. Первыя разсматриваютъ интересъ преимущественно, какъ психологическiй феноменъ, вторыя – какъ бiолого-психологическiй. Въ свою очередь первая группа ученiй распадается на две, въ зависимости отъ того: признается ли интересъ феноменомъ простой или сложной природы. Ученiя о простой природе интереса разделяются на три группы, смотря по тому, принимается ли интересъ за состоянiе интеллектуалистическаго, эмоцiональнаго или волевого характера. По отношенiю къ каждой изъ упомянутыхъ отдельныхъ группъ мы, выделивъ наиболее характерныя и типическiя ученiя, старались уяснить те вопросы, о которыхъ уже шла речь выше. И психическая и педагогическая сторона ученiй объ интересе подвергнуты критике, преимущественно имманентной, какъ обезпечивающей большую возможность объективности. Вследствiе того, что въ настоящее время вопросы детской психологiи начинаютъ прiобретать самостоятельное значенiе, мы, поскольку то не противоречило общей задаче труда, уделили особое место детскимъ интересамъ, какъ таковымъ. Всему изследованiю предпосланъ краткiй, историческiй обзоръ, содержащiй указанiя на положенiе вопроса объ интересе въ психологiи и педагогике, вообще, философiи, до 19 в. Это краткое введенiе мы должны закончить обращенiемъ со словомъ благодарности и признательности къ проф. Сорбонны Брюно за сообщенiе имъ ценныхъ сведенiй по исторiи примененiя термина – интересъ во французской речи, проф. Кiевскаго Университета А.И.Сонни за такiя же сведенiя относительно латинскаго языка и особенно проф. того же Университета А.Н.Гилярову, не оставлявшему все время автора своими советами и указанiями. Было бы несправедливо не упомянуть и проф. Iенскаго Университета Рейна, съ готовностью поделившагося сведенiями библiографическаго характера. Ананьин Степан Андреевич Психолог, педагог, философ. Родился в городе Змиеве Харьковской губернии, в учительской семье. Учился на юридическом факультете Харьковского университета (окончил в 1897 г.) и на историко-филологическом факультете Киевского университета (окончил в 1905 г.). С 1912 г. — приват-доцент Киевского университета; преподавал курсы детской и педагогической психологии. В 1909–1918 гг. также преподавал философию, педагогику и историю педагогики на Киевских высших женских курсах, во Фребелевском женском педагогическом институте. В 1915 г. была опубликована магистерская диссертация С. А. Ананьина — капитальный труд «Интерес по учению современной психологии и педагогики». В 1923 г. ему было присвоено звание профессора. В 1925 г. он тяжело заболел и вернулся в Змиев, где до самой смерти в 1942 г. работал над философско-педагогическими трудами.
Научный интерес С. А. Ананьина привлекали проблемы функционирования философского знания в педагогике, преобразование психологических и этических категорий в теориях воспитания и обучения. Для его творчества характерно стремление к совершенствованию отечественной педагогической культуры через приобщение как к лучшим образцам западной философской и педагогической мысли, так и к высоким стандартам научных исследований в области образования. В своих работах он вплотную приблизился к осознанию необходимости перехода к новой ступени институционализации педагогической науки — философии воспитания и образования. |
2023. 720 с. Твердый переплет. 16.9 EUR
Книга «Зияющие высоты» – первый, главный, социологический роман, созданный интеллектуальной легендой нашего времени – Александром Александровичем Зиновьевым (1922-2006), единственным российским лауреатом Премии Алексиса де Токвиля, членом многочисленных международных академий, автором десятков логических... (Подробнее) URSS. 2024. 800 с. Мягкая обложка. 37.9 EUR
ВЕРСАЛЬ: ЖЕЛАННЫЙ МИР ИЛИ ПЛАН БУДУЩЕЙ ВОЙНЫ?. 224 стр. (ТВЁРДЫЙ ПЕРЕПЛЁТ) 11 ноября 1918 года в старом вагоне неподалеку от Компьеня было подписано перемирие, которое означало окончание Первой мировой войны. Через полгода, 28 июня 1919 года, был подписан Версальский договор — вердикт, возлагавший... (Подробнее) 2023. 696 с. Твердый переплет в суперобложке. 119.9 EUR
Опираясь на новейшие исследования, историк Кристофер Кларк предлагает свежий взгляд на Первую мировую войну, сосредотачивая внимание не на полях сражений и кровопролитии, а на сложных событиях и отношениях, которые привели группу благонамеренных лидеров к жестокому конфликту. Кларк прослеживает... (Подробнее) URSS. 2024. 704 с. Твердый переплет. 26.9 EUR
В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее) URSS. 2024. 344 с. Мягкая обложка. 18.9 EUR
Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее) URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR
Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее) URSS. 2024. 576 с. Мягкая обложка. 23.9 EUR
Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире. Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее) URSS. 2024. 248 с. Мягкая обложка. 14.9 EUR
В книге изложены вопросы новой области современной медицины — «Anti-Ageing Medicine» (Медицина антистарения, или Антивозрастная медицина), которая совмещает глубокие фундаментальные исследования в биомедицине и широкие профилактические возможности практической медицины, а также современные общеоздоровительные... (Подробнее) URSS. 2024. 240 с. Твердый переплет. 23.9 EUR
Предлагаемая вниманию читателей книга, написанная крупным биологом и государственным деятелем Н.Н.Воронцовым, посвящена жизни и творчеству выдающегося ученого-математика, обогатившего советскую науку в области теории множеств, кибернетики и программирования — Алексея Андреевича Ляпунова. Книга написана... (Подробнее) 2023. 416 с. Твердый переплет. 19.9 EUR
Вам кажется, что экономика — это очень скучно? Тогда мы идем к вам! Вам даже не понадобится «стоп-слово», чтобы разобраться в заумных формулах — их в книге нет! Все проще, чем кажется. Автор подаст вам экономику под таким дерзким соусом, что вы проглотите ее не жуя! Вы получите необходимые... (Подробнее) |