Въ исторiи средневековой философiи следуетъ различать три теченiя, идущiя параллельно другъ другу. Это – христианская, арабская и еврейская философiи, съ которыми мы встречаемся въ среднiе века и которыя на протяженiи столетiй совершаютъ путь своего развитiя. Конечно въ восточно-римской имперiи среднихъ вековъ мы также сталкиваемся съ философскими стремленiями, но мы не находимъ тамъ оригинальнаго философскаго развитiя; упомянутыя стремленiя тамъ – единичны. Такимъ образомъ наша задача будетъ состоятъ въ томъ, чтобы, бросивъ краткiй взглядъ на эти разрозненныя стремленiя, проследить три главные пути развитiя средневековой философiи; мы будемъ поэтому трактовать въ особыхъ отделахъ о христiанской, арабской и еврейской философiи среднихъ вековъ, такъ однако, что, начавъ съ арабской философiи, мы перейдемъ затемъ къ еврейской и, наконецъ, разсмотримъ христианскую философiю. Взглядъ на греческую философiю среднихъ вековъ 1. Известно, что, начиная съ IX века, духъ самостоятельнаго изследованiя покинулъ грековъ. Въ философскихъ занятiяхъ они ограничились научнымъ и критическимъ продолженiемъ греческой, особенно аристотелевской философiи. Школа сирiйскихъ несторiанъ въ Эдессе была уже съ V века главной резиденцiей аристотелевской философiи. Древнейшимъ документомъ этой философiи у сирiйцевъ является комментарiй къ аристотелевскому сочиненiю "De interpretatione", составленный Пробомъ, современникомъ епископа Ивы Эдесскаго. Когда же школа въ Эдессе, вследствiе господствовавшаго въ ней несторiанства, была, по приказанiю императора Зенона, закрыта (489), то ея приверженцы бежали большею частью въ Персiю; тамъ, поддержанные сассанидами, они распространяли не только свои религiозныя, но также и философскiя воззренiя. Изъ развалинъ эдесской школы возникли школы въ Низибiи и Гандизапоре, въ которыхъ также культивировалась аристотелевская философiя. 2. Позже, однако съ меньшимъ рвенiемъ, чемъ несторiане, устремились къ изученiю Аристотеля сирiйскiе монофизиты, или якобиты. Въ Резайне (Rish'aina^) и Киннесрине (Kinnesrin) въ Сирiи находились школы, въ которыхъ господствовала аристотелевская философiя. Иницiаторомъ этого движенiя былъ въ VI в. Сергiй изъ Резайны, переводчикъ Аристотеля на сирiйскiй языкъ. Среди ученыхъ, вышедшихъ изъ Киннесрина, особенно заслуживаетъ упоминанiя Iаковъ Эдесскiй, переведшiй на сирiйскiй языкъ богословскiя и философскiя сочиненiя. Въ рукописи существуетъ его переводъ аристотелевскихъ Категорiй. 3. Собственно у грековъ выделился въ одиннадцатомъ столетiи, особенно какъ логикъ, Михаилъ Пселлъ. Кроме Введенiя въ философiю, Мненiй философовъ о душе и комментарiевъ: къ "Quinque voces" Порфирiя, къ аристотелевскимъ Категорiямъ и къ De interpretatione, онъ составилъ компендiй аристотелевской логики въ пяти книгахъ, изъ которыхъ пятая содержитъ топику по Темистiю. 4. Замечательною чертою этого компендiя служитъ первое появленiе въ ученiи о силлогизме искусственныхъ словъ, облегчающихъ запоминанiе, при чемъ alpha обозначаетъ общеутвердительное, epsilon – общеотрицательное, – частно-утвердительное и omicron – частно-отрицательное сужденiе... 5. Младшiй современникъ и соперникъ Пселла, наследникъ его титула, Iоаннъ Италъ комментировалъ логическiя сочиненiя Аристотеля. Одновременно съ нимъ жилъ Михаилъ Эфесскiй и – въ XII столетiи – Евстратiй, митрополитъ никейскiй; оба были также комментаторами аристотелевскаго Органона. Въ XIII веке выдвинулись Никифоръ Влеммидъ, Георгiй Анепонимъ, составившiй компендiй аристотелевской логики, и Абульфарагъ, которому принадлежитъ компендiй перипатической философiи (Butyrum sapientiae). Наконецъ въ XIV столетiи мы встречаемъ Георгiя Пахимера, написавшаго также компендiй аристотелевской логики, и Феодора Метохита, который составилъ парафразы къ физiологическимъ и психологическимъ трудамъ Аристотеля, а также сочиненiя о Платоне и другихъ философахъ. Штёкль Альберт Немецкий философ, теолог, историк философии. Родился в Баварии. В 1843–1848 гг. изучал философию и богословие в католическом лицее города Эйхштадт; в 1848 г. получил сан священника. С 1850 г. преподаватель философии в том же лицее, а с 1852 г. — профессор теоретической философии. В 1855 г. получил степень доктора философии в университете Вюрцбурга. С 1862 г. — профессор философии в академии города Мюнстер (Вестфалия). С 1872 г. — профессор практической философии, философии религии и педагогики в лицее Эйхштадта. Принимал активное участие в политике; с 1878 по 1881 гг. был членом нижней палаты рейхстага.
Альберт Штёкль — автор многих учебников по философии, в которых он охватил почти все разделы этой дисциплины и которые имели огромную популярность как в самой Германии, так и во многих других странах, в том числе России и США. Вместе с философами Й. Клойтгеном и К. Гутберлетом он во многом способствовал возрождению в Германии интереса к средневековой схоластике вообще и к учению Фомы Аквинского в частности. В 1865–1866 гг. А. Штёкль выпустил трехтомную «Историю средневековой философии», в которой обосновал происхождение так называемой арабско-аристотелевской философии. В 1889 г. на основе этой работы был издан учебник; в 1912 г. он был переведен на русский язык. |