Въ этой книге я хочу дать сжатый очеркъ художественной и религiозно-моральной деятельности Толстого. Въ основу очерка положена мысль о цельности и строгое психологической последовательности творчества Толстого – отъ раннихъ повестей и до предсмертныхъ писемъ.-Противоречiя въ его мысляхъ, настроенiи и самой жизни не опровергаютъ, а скорее подтверждаюсь положенiе, что Толстой былъ человекомъ aus einem Guss, натура цельная и какъ бы замкнутая въ себе самой. Я хотелъ показать, какъ съ годами росла и выявлялась эта цельность натуры, столь ярко сказавшаяся въ изумительной деятельности великаго писателя русской земли и одного изъ величайшихъ людей, человечества. Глубокое уваженiе къ нему обязываетъ насъ – не лицемерить и не скрывать своего отрицательнаго отношенiя къ темъ или другимъ идеямъ его или сторонамъ его деятельности. Толстой былъ однимъ изъ самыхъ искреннихъ людей какъ въ своемъ творчестве, такъ л въ жизни. Ужъ это одно требуетъ искренности и прямоты отъ всякаго, кто берется писать о немъ. Толстой строго исполнялъ заповедь: не сотвори себе кумира. Плохую дань воздадимъ мы памяти великаго человека, если изъ его идей и изъ его ошибокъ сотворимъ себе кумиръ.-Идеи Толстого, какъ все человеческое, подлежатъ критике. Овсянико-Куликовский Дмитрий Николаевич Известный отечественный филолог, психолог, почетный академик Петербургской академии наук. Родился в имении Каховка Таврической губернии. Учился в Петербургском и Новороссийском университетах, в Праге и Париже. Преподавал в Новороссийском, Казанском, Харьковском и Петербургском университетах. Им написаны работы по синтаксису русского языка, санскриту и ведийской мифологии. Будучи последователем школы А. А. Потебни, Д. Н. Овсянико-Куликовский придерживался идеи изначальной образности языка и разрабатывал вопросы теории и психологии творчества, подчеркивая значение наблюдательного и экспериментального метода в искусстве. Известны труды Д. Н. Овсянико-Куликовского о творчестве И. С. Тургенева, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, Г. Гейне, И. В. Гёте.
|