URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Жуков Л.Б. Философская cхема Лумана: Опыт философской интерпретации общей теории систем Никласа Лумана Обложка Жуков Л.Б. Философская cхема Лумана: Опыт философской интерпретации общей теории систем Никласа Лумана
Id: 262857
899

Философская cхема Лумана:
Опыт философской интерпретации общей теории систем Никласа Лумана. Изд. стереотип.

2025. 248 с.
Белая офсетная бумага

Аннотация

Самореференция, лежащая в основе существования общества, согласно Никласу Луману, лежит, в частности, в основе существования системы науки, а значит, в основе существования научного знания, которое таким образом нам следует числить социальным знанием — идет ли речь о строении атома, живого существа или сознания. Другими словами, знание интерсубъективно, знание зависит от людей. А как же быть с истиной, от людей независимой?... (Подробнее)


Содержание
top
Наблюдатель сложности (В. И. Аршинов)6
Предисловие8
Часть 1. Феномен12
Глава 1. Введение. Неопределенность (феномен как поле неопределенности)12
1. Целостность, простота и тревога (эссе)12
2. К определению философии: логика, система, тип18
3. Принцип дополнительности как дискретно-аналоговая схема смысла29
4. Два шага наблюдения37
5. Принцип функционального анализа38
6. К проблеме происхождения38
7. По ту сторону39
8. Двойная контингенция как универсальный принцип (к физической интерпретации принципа двойной контингенции)40
Глава 2. Манифестация. Наблюдатель сложности (манифест философии сложности)48
1. Сложность и простота48
2. Сложностность48
3. Философия сложности — философия «ничто»49
4. «Староевропейская» онтология49
5. Парадокс50
6. Ничто51
7. Неопределенность51
8. Суперсимметрия53
9. Квантовая метафора54
10. Дискретно-аналоговая схема55
11. Рекурсия56
12. Операционная закрытость58
13. Принцип функционального анализа59
14. Схема: смысл и природа, логика и интуиция61
15. Философствование посередине64
16. Медиа65
17. Двойная контингентность67
18. Закон самоорганизации («порядок из хаоса»)69
19. Дифференциация70
20. Многозначная логика72
21. Наблюдатель76
22. Язык82
23. Социальное измерение смысла92
24. Философия vs. теория (схема многозначной логики)94
25. Словарь103
26. Математическая экспликация106
27. Принцип синхронности109
28. Формы предметной идеализации119
Часть 2. Схема: система многозначной логики; логическая феноменология; феномен логики121
1. О дисциплине мышления — 1: феноменология121
2. О дисциплине мышления — 2: схема124
3. О дисциплине мышления — 3: генерализация128
4. О дисциплине мышления — 4: красота133
5. О дисциплине мышления — 5: многозначная логика137
6. О дисциплине мышления — 6: модель147
Часть 3. Позиция: верификация157
1. Природа и смысл — 1: более или менее связные заметки о «философии парадокса»157
2. Природа и смысл — 2: сказка о бароне Мюнхгаузене165
3. Природа и смысл — 3: основания смысла170
4. Природа и смысл — 4: как это работает177
5. Природа и смысл — 5: заметки об интуиции180
6. Природа и смысл — 6: интуиция сложности185
Часть 4. «Ничто» (парадокс)203
Глава 1. Практика ожиданий: логические приложения203
1. Дизъюнкция, момент, понимание (смысл)203
2. Очевидность как абсолютное завершение204
3. Диалектика vs диалогика204
4. Поле и баланс (всеобщий закон сохранения)205
5. О понятии физического «объективного смысла»207
6. Двустороннее различение — математическая экспликация210
7. К развитию математической символики Спенсера Брауна210
Глава 2. Практика действий: практические приложения211
1. Рекурсивное консультирование211
2. Сложностное консультирование как компетентное незнание212
3. Глобальная сложность индивидуального общества (о роли тематических групп)213
4. К классификации философий217
5. Re-entry217
6. Перспективы трансгуманизма219
7. Понятие биосемиотики220
8. Словарь232
Глава 3. Практика переживаний: психологические приложения236
1. Мистика или антропология236
2. Логос vs хаос241
3. Мистика логики242
4. «Закон чайника»244
5. «Черный лебедь» логики244
Литература245

Предисловие
top

Настоящая книга представляет собой ряд статей, написанных на протяжении 2013 года (датировка кое-где сохранена). Они родились в коммуникации трех человек, два из которых, Владимир Аршинов и автор настоящей книги, беседовали очно, а третий, Никлас Луман, заочно — серией своих текстов, находящихся в фокусе нашего внимания. Они связаны общей темой или, может, лучше сказать, — интенцией, но не структурированы жестко. Они обозначают определенный взгляд на, как говорили раньше, «природу вещей». Как любой философский подход, это дом, в котором много входов, но нет ни одного выхода. По большому счету, каждая статья самостоятельна и может быть прочитана отдельно, вне контекста книги. Вместе с тем, в каждой статье, как в осколке голограммы, содержится образ всего текста. Таковая структура сложилась оттого, что текст рождался как исследование — вот почему в отдельных местах он может противоречить сам себе. Попытка же свести его воедино из настоящей точки зрения мне представляется бессмысленной в силу того, что настоящее постоянно меняется.

Тут я хотел бы заметить, что начало и конец, какими бы они не были, уже реализуют собой некую логику (в принципе реализующуюся также и в каждой отдельной части): от чего-то неопределенного — к определенному — далее к жестко необходимому — и, наконец, к сугубо конкретному, которое, в числе прочего, призвано оттенить первоначальную неопределенность, которую теперь уже, пожалуй, можно счесть за абсолютное «ничто». Последнее находится за гранью рациональности и служит основой в принципе неописуемого опыта человеческого переживания. А попытки его описания сверх рациональных конструкций приводят к указаниям на веру, мистическим переживаниям и чувствам, с которым имеет дело религия, психо-терапевтическая практика и философская антропология.

Итак, я начинаю с неопределенности, представление о которой дает часть 1 «Феномен», включающая в себя Введение, Пролегомены и Манифестацию (Наблюдатель сложности). «Введение» обращает внимание на феномен базовой тревоги, лежащий в основе любопытства и любой познавательной активности; тревоги, с которой человек справляется благодаря иллюзорным, но необходимым данностям целостности и простоты — того, что дано, дано первоначально целостным и простым. «Пролегомены» позволяют заметить в изначальной целостности структуру и наметить некоторые узловые точки перехода от неопределенной тотальности к рабочей схеме, всегда локально конкретной. В частности, речь идет о логике, системе и типе как самостоятельных философских основаниях, о дискретно-аналоговой схеме, о наблюдении и наблюдателе, о принципе функционального анализа, о проблеме происхождения и «двойной контингенции» как универсальном механизме трансформации эмерджентных качеств в субстанциональные. Наконец, в «Наблюдателе сложности» я предпринимаю попытку дать краткое описание основных представлений и понятий того, что можно было бы назвать «философией сложности». Это текст, претендующий на роль манифеста философии сложности или, если угодно, манифеста конструктивизма, поскольку философия сложности предполагает работу с конструктивистской парадигмой.

Часть 2 «Схема» по сути представляет собой артикуляцию устройства сложностной логики (которую в тексте я позиционирую как многозначную) — логики, соединяющей в себе формальную и неформализуемую части любого описания подобно тому, как конструктивистский подход, артикулируя «третью» позицию, пытается объединить естественнонаучное и гуманитарное знание. Схему, пожалуй, можно представить как практику, соединяющую в себе науку и искусство, если науку отождествить с интеллектуальной (абстрактной, категориальной), а искусство с чувственной (конкретной, явленной) составляющей опыта. Как писал о схеме Иммануил Кант: «Ясно, что должно существовать нечто третье, однородное, с одной стороны, с категориями, а с другой — с явлениями и делающее возможным применение категорий к явлениям».

Если «Схема» показывает как работает многозначная (сложностная) логика, то часть 3 — «Позиция» — показывает, почему она невозможна. Дело в том, что многозначность неизбежно приходит к однозначности, которая к тому же предстает как ее, многозначности, фундаментальное основание. Выражаясь языком физики, суперпозиция смыслов, с которыми имеет дело многозначная логика, схлопывается в один-единственный смысл в тот самый момент как замечает свою многозначность (сложностность). Следующий шаг — возникновение классической логики (и ее модификации, — диалектики), основывающихся на законе исключенного третьего («либо — либо» и «третьего не дано»). Данное исключенное «третье» и есть «позиция» или слепое пятно наблюдения, которое вкупе со своим уже определенно неопределенным основанием (обозначаемым как «ничто») вновь при-водит к схеме многозначной (сложностной) логики.

Жизнь, между тем, продолжается даже, когда заходит в тупик — этому посвящена последняя часть 4 «Ничто (Парадокс)». Логика ищет оснований даже тогда, когда основание оказывается вынужденным основывать себя само. «Самообоснованное основание» парадоксально, но не таково ли в конечном счете и первоначально простое и целостное «что-то», как его ни назови — явление, факт, феномен и т. д. Эти целостности, построенные по принципу гештальта оттененного фоном, ищут и находят в фоне, как в окружающем мире, свои основания. Но взятые вместе с фоном, оказываются парадоксально неукоренными и тогда на помощь приходит схема многозначной (сложностной) логики, для которой парадокс — норма. В завершающей части представлены отдельные приложения, изложенных ранее абстрактных схем, которые в то же время можно рассматривать и как самостоятельные данности, способные к конструированию своих собственных оснований. Примеры разбиты на три группы: логические или тематические (глава 1 «Практика ожиданий»), практические (глава 2 «Практика действий») и психические (глава 3 «Практика переживаний»). Примеры всегда практичны. А практике может ничто не соответствовать в логическом (тематическом) дискурсе (хотя может и соответствовать). Практика, таким образом, косвенно указывает на «ничто», о котором мы ничего не можем сказать.

Наконец, я хотел бы заметить, что выстраивание данной последовательности статей стоило мне известного труда и не оставляет, даже уже состоявшись, после себя чувства удовлетворения. Так что с одной стороны, в ней есть смысл, и я бы даже сказал, известная логика, которую я попытался изобразить в настоящем введении. Но с другой, данная последовательность статей остается чисто случайным феноменом, данным таким, какой он есть сам по себе. При желании можно было бы составить иную последовательность с иной логикой.

Эта работа была бы невозможна без поддержки окружающих меня людей, так же как и я увлеченных вопросами философского осмысления окружающего мира и нас самих. В первую очередь, я хотел бы поблагодарить Владимира Аршинова, многие часы бесед с которым, вылились в создание данных текстов. Это общение было для меня настолько важным, что я без какого-либо внутреннего дискомфорта мог бы поставить его имя в качестве соавтора этого текста.

Хочу также поблагодарить Сергея Чебанова, типологические интенции которого, не может, конечно, никак потеснить системный подход, которого я здесь придерживаюсь, следуя Луману. Не менее важны для меня были и размышления о реальности в контексте гештальт подхода Даниила Хломова, директора Московского гештальт института. Наконец, я хотел бы поблагодарить участников семинара «У Аршинова» Андрея Шелудякова, Владислава Тарасенко, Дмитрия Реута, Виталия Найшуля, Григория Глазкова, Игоря Москалева, Аврору Пружинину, Елену Ярославцеву, Вадима Чеклецова, Виктора Голикова, Бориса Джегериса, Дмитрия Сухоручкина, Сергея Широкова, Ирину Бойко, Ирину Тимошенко, Татьяну Ноздрачеву, обсуждение с которыми позволило мне сформировать более объемный взгляд на затронутые вопросы. Еще один человек, необычайно важный для меня, который хотя и не участвовал в тематической стороне дела, но без чьей под-держки не обошлось, — моя жена Ирина Жукова, ей отдельная благодарность. По сути, эту книгу я мог бы считать завершающим текстом семинара в ИФ РАН, который я имел счастье модерировать с организационной стороны в течение нескольких лет в середине двухтысячных.


Об авторе
top
photoЖуков Леонид Борисович
Окончил биологический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова и факультет журналистики МГУ. Член Ассоциации практикующих психологов гештальт-подхода, сертифицированный психотерапевт и супервизор, член Союза писателей Москвы. Накануне «перестройки» создал творческое объединение «Клуб „Поэзия“», и далее, в 80–90-е годы ХХ века, руководил Всесоюзным гуманитарным фондом имени А. С. Пушкина, издавал газету «Гуманитарный фонд». В настоящее время работает директором Международного института генеалогических исследований; является со-ведущим вместе с Владимиром Аршиновым семинара «Философия сложностности» в Институте философии РАН; со-ведущим вместе с Ириной Семеновой литературной студии «Московский диван»; со-ведущим вместе с Еленой Калитеевской Теоретического семинара Московского гештальт-института.