Обложка Гутнер Г.Б. Начало и мотивация научного познания: Рассуждение об удивлении
Id: 262792
639 руб.

Начало и мотивация НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ:
Рассуждение ОБ УДИВЛЕНИИ Изд. 3, стереотип.
Начало и мотивация научного познания: Рассуждение об удивлении

URSS. 2020. 200 с. ISBN 978-5-9710-7739-8.
  • Твердый переплет

Аннотация

В книге обсуждается тема начала научного познания, понятая как философская проблема. Начало рассматривается не как чисто исторический процесс или хронологически фиксируемый исток науки. Речь идет об особом акте мысли, который совершается всякий раз, когда человек обращается к научному творчеству. Без такого акта наука рискует выродиться в какую-то иную практику, перестать быть собственно наукой. Основное содержание названного акта составляет ...(Подробнее)удивление. Обращаясь к известному тезису Платона из диалога «Теэтет», повторенному Аристотелем в «Метафизике», автор прослеживает тему удивления в философских и научных текстах разных эпох. Само удивление рассматривается не как психологическое состояние, а как способ мышления.

Сущностный момент удивления — конституирование объекта, т. е. выделение из совокупности «подручного» (М. Хайдеггер) предмета особого интереса, требующего специального изучения. В книге подробно рассматриваются два типа предметности, связанные с понятиями «объект» и «инструмент». Каждый тип предметности тесно связан с определенным употреблением языка и онтологией. Иными словами, в книге предлагается рассмотреть дискурс удивления, составляющий необходимую часть научного дискурса. Этот дискурс противопоставлен дискурсу инструментальному, или утилитарному. При этом показано сложное взаимодействие обоих типов дискурса, возможное превращение одного в другой.

Книга адресована как философам, так и всем, чьи интересы связаны с философией и историей науки, теорией познания, в том числе и ученым разных областей.


Оглавление
Введение6
Глава 1.Постановка проблемы. Как говорить о специфике науки?12
Глава 2.Практики и их отношения17
 2.1.Типы практик17
 2.2.Критика натуралистических объяснений23
  2.2.1.Редукция к утилитарным практикам. Объяснение и понимание23
  2.2.2.Границы натуралистических объяснений25
  2.2.3.Редукция деонтических практик и смысл морального действия28
  2.2.4.Редукция исследовательских практик и смысл научного познания31
Глава 3.Научные и утилитарные дискурсы34
 3.1.Общее понятие о дискурсе34
 3.2.Дескрипция, нарратив, миф35
 3.3.Замечания о религиозном дискурсе48
Глава 4.Образы удивления51
 4.1.Первоначальный набросок51
 4.2.Удивление и целесообразность в критической философии52
 4.3.Объект и инструмент. Первое сопоставление59
 4.4.Удивление и теоретическое исследование. Единство многообразного в научной теории60
 4.5.Надежда на единство и ее источник68
 4.6.Удивление и семейные сходства. Новый образ единства71
  4.6.1.Семейное сходство в картине мира71
  4.6.2.Разрывы семейных сходств. Удивление и бытие80
Глава 5.Объекты и инструменты84
 5.1.Теоретическое знание и превращение объекта в инструмент84
 5.2.Объект как "прафеномен"88
 5.3.Превращение инструмента в объект: история атома98
 5.4.Превращение инструмента в объект: экскурс в античную науку108
Глава 6.Тема удивления у Платона115
 6.1.Объект, инструмент и предпосылки в платоновских диалогах115
 6.2.Созерцание и конструирование118
 6.3.Удивление как столкновение с бытием. Эротическая природа удивления124
Глава 7.Замечания о структуре научного дискурса135
 7.1.Характер дискурса в диалоге "Тимей"135
 7.2.Дискурс "Начал" Евклида. Платонический контекст136
  7.2.1.Мысль и воображение, созерцание и созидание (замечания к "Введению" Прокла)136
  7.2.2.Созерцание и конструирование в определениях, постулатах и аксиомах первой книги "Начал"139
  7.2.3.Созерцание и конструирование в предложениях первой книги "Начал"143
 7.3.Созерцание и конструирование в научных текстах Нового времени148
Глава 8.Удивление как экзистенциал152
 8.1.Вопрос о картине мира152
 8.2.Бытие-в-мире. Подручное и объект156
 8.3.Объект и ничто161
 8.4.Удивление и ужас. Казус Декарта163
 8.5.Удивление и ужас. Казус Эйнштейна168
 8.6.Натуралистическая интерпретация "экзистенциальной аналитики". Замечания к антропологической концепции К. Гирца173
Заключение. Образы удивления191
Библиография197

Об авторе
Гутнер Григорий Борисович
Доктор философских наук. Много лет работал в Институте философии РАН, занимая в последние годы должность ведущего научного сотрудника, и заведовал кафедрой философии и гуманитарных дисциплин в Свято-Филаретовском православно-христианском институте. Преподавал в различных вузах философию, историю философии, философию и методологию науки, логику. Автор более 140 научных статей и монографий.

Сфера научных интересов Г. Б. Гутнера — философия науки, методология и онтология естествознания и гуманитарных наук, мотивация научной деятельности и ее влияние на методологические основания науки. Г. Б. Гутнера чрезвычайно интересовала проблематика открытого в ХХ веке коммуникативного характера познания, он написал целый ряд работ, посвященных философии субъективности и философским проблемам коммуникации. В этом русле он занимался вопросами языка и дискурса, взаимодействия религиозных и секулярных дискурсов в постсекулярную эпоху, исследовал трансформацию языковой семантики в идеологии и др. Наиболее известная монография Г. Б. Гутнера — «Риск и ответственность субъекта коммуникативного действия».