Введение | 6 |
Глава 1. | Постановка проблемы. Как говорить о специфике науки? | 12 |
Глава 2. | Практики и их отношения | 17 |
| 2.1. | Типы практик | 17 |
| 2.2. | Критика натуралистических объяснений | 23 |
| | 2.2.1. | Редукция к утилитарным практикам. Объяснение и понимание | 23 |
| | 2.2.2. | Границы натуралистических объяснений | 25 |
| | 2.2.3. | Редукция деонтических практик и смысл морального действия | 28 |
| | 2.2.4. | Редукция исследовательских практик и смысл научного познания | 31 |
Глава 3. | Научные и утилитарные дискурсы | 34 |
| 3.1. | Общее понятие о дискурсе | 34 |
| 3.2. | Дескрипция, нарратив, миф | 35 |
| 3.3. | Замечания о религиозном дискурсе | 48 |
Глава 4. | Образы удивления | 51 |
| 4.1. | Первоначальный набросок | 51 |
| 4.2. | Удивление и целесообразность в критической философии | 52 |
| 4.3. | Объект и инструмент. Первое сопоставление | 59 |
| 4.4. | Удивление и теоретическое исследование. Единство многообразного в научной теории | 60 |
| 4.5. | Надежда на единство и ее источник | 68 |
| 4.6. | Удивление и семейные сходства. Новый образ единства | 71 |
| | 4.6.1. | Семейное сходство в картине мира | 71 |
| | 4.6.2. | Разрывы семейных сходств. Удивление и бытие | 80 |
Глава 5. | Объекты и инструменты | 84 |
| 5.1. | Теоретическое знание и превращение объекта в инструмент | 84 |
| 5.2. | Объект как "прафеномен" | 88 |
| 5.3. | Превращение инструмента в объект: история атома | 98 |
| 5.4. | Превращение инструмента в объект: экскурс в античную науку | 108 |
Глава 6. | Тема удивления у Платона | 115 |
| 6.1. | Объект, инструмент и предпосылки в платоновских диалогах | 115 |
| 6.2. | Созерцание и конструирование | 118 |
| 6.3. | Удивление как столкновение с бытием. Эротическая природа удивления | 124 |
Глава 7. | Замечания о структуре научного дискурса | 135 |
| 7.1. | Характер дискурса в диалоге "Тимей" | 135 |
| 7.2. | Дискурс "Начал" Евклида. Платонический контекст | 136 |
| | 7.2.1. | Мысль и воображение, созерцание и созидание (замечания к "Введению" Прокла) | 136 |
| | 7.2.2. | Созерцание и конструирование в определениях, постулатах и аксиомах первой книги "Начал" | 139 |
| | 7.2.3. | Созерцание и конструирование в предложениях первой книги "Начал" | 143 |
| 7.3. | Созерцание и конструирование в научных текстах Нового времени | 148 |
Глава 8. | Удивление как экзистенциал | 152 |
| 8.1. | Вопрос о картине мира | 152 |
| 8.2. | Бытие-в-мире. Подручное и объект | 156 |
| 8.3. | Объект и ничто | 161 |
| 8.4. | Удивление и ужас. Казус Декарта | 163 |
| 8.5. | Удивление и ужас. Казус Эйнштейна | 168 |
| 8.6. | Натуралистическая интерпретация "экзистенциальной аналитики". Замечания к антропологической концепции К. Гирца | 173 |
Заключение. Образы удивления | 191 |
Библиография | 197 |
Гутнер Григорий Борисович Доктор философских наук. Много лет работал в Институте философии РАН, занимая в последние годы должность ведущего научного сотрудника, и заведовал кафедрой философии и гуманитарных дисциплин в Свято-Филаретовском православно-христианском институте. Преподавал в различных вузах философию, историю философии, философию и методологию науки, логику. Автор более 140 научных статей и монографий.
Сфера научных интересов Г. Б. Гутнера — философия науки, методология и онтология естествознания и гуманитарных наук, мотивация научной деятельности и ее влияние на методологические основания науки. Г. Б. Гутнера чрезвычайно интересовала проблематика открытого в ХХ веке коммуникативного характера познания, он написал целый ряд работ, посвященных философии субъективности и философским проблемам коммуникации. В этом русле он занимался вопросами языка и дискурса, взаимодействия религиозных и секулярных дискурсов в постсекулярную эпоху, исследовал трансформацию языковой семантики в идеологии и др. Наиболее известная монография Г. Б. Гутнера — «Риск и ответственность субъекта коммуникативного действия».