Логика развития науки и путь ученого. (Вместо введения) | 5
|
Глава I. Годы учения | 15
|
Детство и отрочество | 15
|
Инженерное училище | 16
|
Московский университет | 22
|
Увлечение психологией | 27
|
Знакомство с передовой биологией | 35
|
В физиологических лабораториях за рубежом | 39
|
Первые замыслы физиологического решения психологических вопросов | 43
|
Интерес к методологии и истории науки | 46
|
Глава II. Начало русской физиологической школы | 51
|
Медико-хирургическая академия | 51
|
«Тезы» | 53
|
Лекции о «животном электричестве» | 55
|
Приглашение в Академию наук | 57
|
Физиологическая лаборатория | 58
|
Публичные лекции «о растительных актах» | 60
|
В борьбе за женское образование | 66
|
Глава III. Новая схема работы головного мозга | 69
|
Философско-психологическая дискуссия начала 60-х годов | 69
|
Кризис в учении о рефлексе | 73
|
Открытие центрального торможения | 79
|
«Рефлексы головного мозга» | 89
|
Принцип «машинности мозга» | 94
|
Функции «мозговой машины» | 96
|
Новое понимание психики | 102
|
Проблема воли и этика «новых людей» | 105
|
Сеченов и герои «Что делать?» | 118
|
Глава IV. Нейрофизиология и принцип саморегуляции | 122
|
Скрытая полемика с Германом | 124
|
Дискуссия с А. А. Герценом и М. Шиффом. Проблема торможения | 135
|
«Физиология нервной системы» | 147
|
Саморегуляция и обратные связи | 151
|
Сеченов и Шеррингтон | 162
|
Глава V. Рефлекторный принцип в работе органов чувств | 167
|
«Физиология органов чувств» | 167
|
Скрытая полемика с Фиком | 174
|
Предвосхищение принципа сенсорного кодирования | 179
|
Органы чувств и родственные им аппараты | 181
|
Сеченов и Гельмгольц | 186
|
Противоречия в учении об органах чувств | 193
|
Работа глаза как модель интеллектуальной деятельности целостного организма | 197
|
Параллель между зрением и осязанием | 199
|
Второе издание «Рефлексов головного мозга» | 205
|
Уход из Медико-хирургической академии | 216
|
Зарождение идеи о чувствовании как универсальном регуляторе | 220
|
Глава VI. Реформа психологии | 225
|
Идеи медицинской психологии | 226
|
Отношение к Гербарту и его школе | 230
|
Отношение к новой «опытной школе» | 235
|
Полемика по поводу диссертации Струве | 241
|
Выступление Кавелина против Сеченова | 248
|
Позитивизм в психологии | 251
|
Социальная почва спора о задачах психологии | 253
|
Дискуссия с Кавелиным как скрытая критика опытной школы | 256
|
Стиль сеченовской мысли | 260
|
«Кому и как разрабатывать психологию?» | 268
|
Новое понимание предмета психологии | 274
|
Принцип интериоризации | 280
|
«Психологические этюды» за рубежом | 282
|
После полемики с Кавелиным | 287
|
Глава VII. От газов крови к физико-химии растворов | 289
|
Переход в Петербургский университет | 290
|
Мотивы выбора нового направления | 292
|
Главные достижения | 294
|
Глава VIII. Эволюционная биология и новое понимание нервно-психической организации | 299
|
Влияние дарвинизма на трактовку взаимодействия организма и среды | 303
|
Задача «согласить Гельмгольца со Спенсером» | 308
|
Новое понимание мыслительной активности | 314
|
Сеченов и Спенсер | 317
|
Глава IX. Физиология нервных центров и двигательных аппаратов | 322
|
«Гальванические явления на продолговатом мозгу лягушки» | 323
|
Сеченов и Введенский | 329
|
«Физиология нервных центров» | 334
|
«Очерк рабочих движений человека» | 339
|
Глава X. Психофизиология и теория познания | 342
|
Физиология как союзница материалистического учения о познании | 343
|
Плеханов и Сеченов | 351
|
Мышца как орган наиболее достоверного познания реальности | 355
|
Второе издание «Элементов мысли» | 358
|
Глава XI. Личность ученого | 372
|
Сеченов в XX столетии. (Вместо заключения) | 387
|
Основные вехи жизни и деятельности И. М. Сеченова | 405
|
Цитируемая литература | 412
|
Ярошевский Михаил Григорьевич Доктор психологических наук, почетный академик Российской академии образования. Крупнейший специалист в области истории, теории и методологии психологической науки.
В 1937 г. окончил Ленинградский государственный педагогический институт имени А. И. Герцена, учился в аспирантуре. Продолжив свою научную деятельность в Москве, защитил кандидатскую диссертацию на тему «Учение А. А. Потебни о языке и сознании» (1945). Позже уехал в Таджикистан, где подготовил докторскую диссертацию, защищенную в 1961 г., и издал книгу «Проблема детерминизма в психофизиологии XIX века». С 1965 г. работал в Институте истории естествознания и техники АН СССР (Москва), где создал и возглавил сектор психологических проблем научного творчества. В последние годы своей жизни активно сотрудничал с Психологическим институтом РАО.
Автор целого ряда книг, среди которых: «История психологии», «Иван Михайлович Сеченов», «Развитие и современное состояние зарубежной психологии» (в соавт. с Л. И. Анцыферовой), «Психология в ХХ столетии», «Школы в науке» (соавт. и ред.), «Сеченов и мировая психологическая мысль», «Историческая психология науки», «Наука о поведении: „Русский путь“ становления психологии», «Основы теоретической психологии» (в соавт. с А. В. Петровским).