Обложка Пилясов А.Н. Предпринимательство в Арктике
Id: 262380

Предпринимательство в Арктике

URSS. 2020. ISBN 978-5-396-01015-4.
  • Твердый переплет

Аннотация

На фоне мощно проработанной темы предпринимательства и предпринимателя в зарубежной региональной науке слой работ по предпринимателю Арктики предельно тонок. Что еще хуже — наработки мирового общественного мейнстрима оказываются для исследования арктического предпринимательства непригодными.

При изучении арктического предпринимательства исследователь встречает множество парадоксов. Повсеместно в мире этническое предпринимательство — это ...(Подробнее)предпринимательство мигрантов. Но в Арктике, наоборот, это предпринимательство коренных жителей. Приоритеты роста, привычные для предпринимателей освоенной зоны, в Арктике трансформируются в ценности «бизнес как стиль жизни», как служение местному сообществу. На «материке» малый бизнес привычно называют агентом конкуренции, а на изолированных рынках Арктики малый бизнес, наоборот, мгновенно превращается в локальную монополию.

В этих условиях единственный выход для исследователя — встать на зональную парадигму и признать Арктику анти-материком, а арктического предпринимателя полным антиподом материкового собрата. Приверженность зональной парадигме снимает все противоречия и вооружает исследователя сравнительным методом для отбивки всех граней арктической исключительности в фигуре предпринимателя. Предприниматель здесь понимается как близкий родственник коренным малочисленным народам Севера и всей арктической экономике, вбирающий в себя их специфические черты поведения и стратегии адаптации к природным и экономическим экстремальностям.

В этой книге проводится именно такая идея предпринимателя как составной части очень специфичной арктической экономики. Она обобщает многолетние исследования и наблюдения автора, начатые еще в 1990-е годы в период работы в магаданском Северо-Восточном комплексном научно-исследовательском институте, потом в Госкомсевере России, Совете по изучению производительных сил и Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова. В ней предпринята попытка посмотреть на арктического предпринимателя с разных уровней: в масштабе Арктики в целом, ее отдельных регионов и городов, наконец, отдельных физических лиц и предприятий малого бизнеса. Отдельно охарактеризованы типичные для Арктики предприниматели в сфере бизнес-услуг и предприниматели-кочевники (оленеводы ЯНАО).

Книга представляет интерес для тех, кто интересуется современными проблемами Арктики России, российского предпринимательства (в его особенной зональной версии), неожиданными парадоксами в изучении развития регионов, когда очевидные, казалось бы, истины, вдруг подвергаются сомнению. Автор надеется, что книга будет полезна преподавателям, студентам и аспирантам российских вузов, работникам муниципального управления, органов федеральной исполнительной и законодательной власти, коллегам-ученым — всем, кто сегодня участвует в захватывающем процессе теоретического и практического обустройства российской Арктики.

Entrepreneurship in the Arctic

When studying Arctic entrepreneurship, a researcher encounters many paradoxes. Against the background of the powerful theme of entrepreneurship and entrepreneurship in foreign regional science, the layer of work on the entrepreneur of the Arctic is extremely thin. To make matters worse, development of the global public mainstream turns out to be unsuitable for the study of Arctic entrepreneurship.

In the extremely unsteady environment of the Arctic, in the small markets of its villages, towns and cities, small business ceases to be an agent of competition, on the contrary, it instantly turns into a local monopoly. The whole viability of the Arctic entrepreneur stems from his ability to extract a modest monopoly rent in the specific circumstances of the place and time. The growth priorities familiar to entrepreneurs in the developed zone in the Arctic are transforming into the values of “business as a lifestyle,” as serving the local community.

Throughout the world, ethnic entrepreneurship is the entrepreneurship of migrants. But in the Arctic, on the contrary, it is the entrepreneurship of the indigenous people. Non-market exchanges play a huge role in the success of small business: today you do, and tomorrow I shall help you to successfully survive in the natural and socially turbulent environment of the Arctic. What is it not to put all your eggs in one basket? For an Arctic entrepreneur, this means combining different types of activities, stretches of space, lengths of time in the name of their economic viability.

Under these conditions, the only way for the researcher is to embark on the zonal paradigm and recognize the Arctic as an anti-mainland, and the Arctic entrepreneur as the full antipode of the mainland counterpart. Adherence to the zonal paradigm removes all contradictions and equips the researcher with a comparative method to beat off all the facets of Arctic exclusivity in the figure of an entrepreneur. The entrepreneur here is understood as a close "relative" to the indigenous peoples of the North and the entire Arctic economy, incorporating their specific behaviors and strategies for adapting to natural and economic extremes.

The answer of the Arctic entrepreneur to the challenges “far and cold” consists of unprecedented organizational flexibility, which is manifested in the mass prevalence of external (entrepreneurs themselves) and internal (due to the involvement of employees under contracts) second jobs, a larger share of own products in sales volumes, unprecedented mobility and filigree accounting for the properties of a particular place in their business activities.

The most important factors in the development of entrepreneurship in the Arctic, which create a mosaic picture of situations in the Arctic territories, are in the island or quasi-continental situation, the presence of large resource corporations and the specific stage of exploitation of the resource field, and the institutional structure of the local economy in terms of the degree of its nationalization. The combined effect of these factors creates a variegated picture when the Murmansk region is at one pole of the extreme favorable conditions for entrepreneurship, and the Chukotka Autonomous Region is at the other extreme marginal rigidity. However, favorable factors alone do not guarantee the active development of entrepreneurship. The example of the Murmansk region demonstrates the opposite: the conditions for entrepreneurs are so comfortable that they prefer to slip south, where there is no need to bear the burden of northern guarantees and compensations for the employee and from there conduct their business activities.

Ethnic entrepreneurship of nomads is not isolated from ordinary Arctic entrepreneurship, as is customary in world literature, but, on the contrary, is understood as the quintessence of small business in the Arctic zone. Using the methodology of Elinor Ostrom and the ideas about the economics of private reindeer husbandry of Erik Reinert, a concrete path of reforms in the Yamal reindeer husbandry is proposed, which will ensure not a half but a decisive transition to an entrepreneurial model in the industry. For this, the existing system of state support should cease to see in the family business of reindeer herders simply a reduced copy of the previous large enterprise, and recognize the essential features of the new economic interests, motivations and economic behavior of the Yamal tundra entrepreneurs.

Ключевые слова: арктическое предпринимательство, кочевники-предприниматели, предпринимательская система,

предприниматель Арктики, Arctic entrepreneurship, nomad entrepreneurs, entrepreneurial system, Arctic entrepreneur.


Об авторе
Пилясов Александр Николаевич
Доктор географических наук, профессор географического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, генеральный директор АНО «Институт регионального консалтинга». Председатель российской секции Европейской ассоциации региональной науки. Сфера научных интересов: освоение российского Севера и Арктики в глобальном контексте, проблемы инновационной модернизации экономики российских городов и регионов, европейский опыт (теория и практика) пространственного развития и региональной политики. Разработал несколько курсов для студентов высших учебных заведений Москвы и Санкт-Петербурга: институциональные факторы регионального развития, проблемы развития ресурсных регионов, алгоритм разработки стратегий и программ социально-экономического развития регионов и муниципальных образований России. Многие годы является председателем / заместителем председателя социально-экономической секции Экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Автор более 200 научных работ, посвященных проблемам социально-экономического развития северных и российских регионов и городов в условиях постиндустриальной трансформации.