URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Давиденко Е.Э., Фадеева И.Ю. Музыкальные странички для начинающих: Подготовительный и первый класс детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств Обложка Давиденко Е.Э., Фадеева И.Ю. Музыкальные странички для начинающих: Подготовительный и первый класс детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств
Id: 262197
879 р.

Музыкальные странички для начинающих:
Подготовительный и первый класс детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств. Изд. 3, стереот.

URSS. 2020. 140 с. ISBN 978-5-9710-7627-8. Энциклопедический альбомный формат. Полноцветная печать.
Белая офсетная бумага

Аннотация

«Музыкальные странички для начинающих» — пособие для обучения игре на фортепиано детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В книге собран материал для изучения клавиатуры, нотной грамоты, развития слуховых представлений, умения играть по слуху, с листа, транспонировать, аккомпанировать. Для приобретения творческих навыков даны простые попевки, мелодии, упражнения, ансамбли, песенки со словами, которые играют немалую роль в пробуждении... (Подробнее)


Пояснительная записка
top

В последние годы все большее число педагогов обращают внимание на проблему обучения детей дошкольного возраста. Раннее обучение игре на фортепиано имеет ряд значительных преимуществ: у маленьких детей пластичные мышцы, навыки координации движений легко формируются и закрепляются, так как еще неокончательно сформирована костно-мышечная система.

В этом возрасте отчетливо проявляются индивидуальные способности физического и интеллектуального развития памяти, внимания, фантазии, воображения. Приобщение к музыке с ранних лет позволяет своевременно обнаружить слабые стороны развития ученика, сделать процесс обучения нефорсированным, постепенным и спокойным.

Предлагаемый сборник рекомендуется для отделений раннего эстетического развития и подготовки детей к обучению в школе искусств. Цель настоящего пособия – привлечь к музыке широкий круг детей дошкольного возраста, путем постепенного знакомства их с музыкальным языком и средствами музыкальной выразительности, овладения начальными навыками игры на фортепиано в доступной художественно увлекательной для них форме.

Авторы, подбирая материал, исходили из психологических особенностей маленьких детей: крупный шрифт, выбор формата (альбомный лист), цветные ноты, клавиши, множество красочных иллюстраций, подобранных к содержанию песенок.

В сборнике предложена комплексная система музыкального воспитания и обучения игре на фортепиано. Авторы предлагают на начальном этапе применять ритмические слоги (ТА, ТИ-ТИ) и отказаться от принятого счета вслух (раз-и, два-и), такой счет у детей ассоциируется с подсчетом количества нот в такте, а не с ощущением длительности их звучания, что мешает развивать чувства ритмической пульсации. Пьесы расположены в порядке постепенной возрастающей трудности. На первых уроках ребенок осваивает ритм простых стихов, попевок, запоминает клавиши и ноты. Мелодии даны в определенной последовательности: поступенное движение вверх, вниз, звучание тонов и полутонов, мажора и минора, трезвучий и т.д.

"Музыкальные странички" запоминаются на слух, зрительно, тактильно. С первых уроков необходимо использовать метод подбора по слуху и транспонирования, применяя теоретические знания: звукоряд, тоника, трезвучие и др. Авторы используют детскую символику для заданий по транспонированию песенок ("машинка с нотами").

Для создания более полноценного музыкального образа составители рекомендуют педагогу музицировать вместе с учеником, подбирая аккомпанемент к исполняемым песням. Учитывая любовь детей к ансамблевому музицированию, авторы предлагают в пьесах вторую партию, которую может исполнять не только педагог, но и ученик.

Большое внимание уделяется развитию музыкально-слуховых представлений. Основной вид работы – игра по слуху и транспонирование выученных песенок от разных клавиш, в дальнейшем – знакомство с тональностями и основными гармоническими функциями. Это позволяет развивать не только мелодический слух, но и гармоническое чутье.

Раннее обучение практической гармонии мыслится не как самоцель, а как необходимый компонент, органично сочетающийся с традиционными формами инструментального обучения. Начинается оно с тонического баса (Т-органного пункта на сильных долях), затем усложняется тонической квинтой ("бурдон"), которая дана в упражнении "Слоник". В дальнейшем можно использовать термин "Слоник" в заданиях по транспонированию: "Сыграй мне песенку в "Слонике ДО", то есть в тональности до мажор или минор". Данные навыки закрепляются транспонированием сначала от разных клавиш, затем в разных тональностях. Занятия с детьми практической гармонией, подбором на слух, транспонированием вызывает у детей интерес, позволяет им более полно проявить себя в музыке. Отмечается интенсивное развитие слуха у детей, все ребята хуже или лучше подбирают по слуху, ориентируются на клавиатуре, в тональностях, прогрессивно развивают навыки чтения с листа и приходят в 1 класс хорошо подготовленными к занятиям не только в классе фортепиано, но и в классе сольфеджио. Таким образом, осуществляется межпредметная связь в классах фортепиано и сольфеджио.

Е.Э.Давиденко, И.Ю.Фадеева

Содержание
top
 ЗВУКИ НИЗКИЕ, СРЕДНИЕ И ВЫСОКИЕ
 ЗВУКИ ДЛИННЫЕ И КОРОТКИЕ
 Ритмические упражнения
 Приказы пальцам. Фокус-покус
 АППЛИКАТУРА. Шесть котят
 КЛАВИАТУРА. Калинка-малинка
 РАДУГА. Нота
 Нота МИ
 ФА – СОЛЬ
 Нота ЛЯ
 Нота СИ
 Нота До
 ДИЕЗ. БЕМОЛЬ. Транспорт
 Нота РЕ
 ФОРТЕ. ПИАНО. Дождик
 Та-та, два кота. Полька
 ТОНИКА. МАЖОР, МИНОР. Серый кот
 Как под горкой. Восьмое марта
 ЗВУКОРЯД
 Артоболевская. Вальс собачек
 Пирожки
 Песенки для подбора по слуху
 ТАКТ. ЗАТАКТ. РАЗМЕР. Кукушка. Зверь
 Василёк. Как под горкой
 По грибы. Цыплята
 ШТРИХИ. Баба-яга. Киска
 ДЛИТЕЛЬНОСТИ. ПАУЗЫ. Подружки
 Заинька. Ручеек
 Маленькая песенка о большом дожде
 ЛЕГАТО. Утро. Осень
 СКРИПИЧНАЯ—БАСОВАЯ СТРАНА
 Совушка. Лепёшки. Солнышко. Пошёл кот
 Цветики. Соловей. Зайка
 Как у нашего кота. Упражнение
 Во саду ли, в огороде. Казачок
 ХОДИТ СЛОН. Прозвенел звонок
 А мы просо сеяли. Петушок
 Пастушок. Серенькая кошечка
 Петя-барабанщик. Дразнилка
 Вдоль да по речке. Корова
 Упражнение. Украинская народная песня. Веселые гуси
 ПОЕМ И АККОМПАНИРУЕМ. Паровоз
 ДОБАВОЧНЫЕ ЛИНЕЙКИ. В облачные перышки
 Очень скучно
 ТРАНСПОНИРУЕМ МАЖОР. Едет воз. Дили-дон
 Песенки для подбора по слуху
 ТОНИЧЕСКОЕ ТРЕЗВУЧИЕ. Листопад. Лошадка
 Федорок. Снег идет
 СТАККАТО. Скок-скок. Серая коза
 Пони звездочка
 Ходит Зайка. Курочка
 Три поросенка. Дождик
 ТРАНСПОНИРУЕМ МИНОР. Во поле береза. Миновало лето
 РИТМ ТАЙ-ТИ
 Калинка. Две тетери
 А я по лугу. Вороны
 АНСАМБЛЬ. В. Моцарт. Тема с вариациями
 Е. Гнесина. Этюды. Мелодия
 Осенняя песенка. Журавель
 По малинку. Серенький козлик
 Труба. Ехали медведи. Этюды
 Серенькая кошечка. Песенка без слов
 ШЕСТНАДЦАТЫЕ. Этюд. ЭХО
 ДОМИНАНТА В МАЖОРЕ. Серенький козлик
 Серенький козлик. Летят над городом гуси
 ИНТЕРВАЛЫ. Где ты, Лека? Едет паровоз
 Труба и барабан
 ДОМИНАНТА В МИНОРЕ. В траве сидел кузнечик
 К. Черни. Этюд. Первые буги
 Т-Д6 в мажоре. Маляр. Лягушки
 Тень-Тень. На горе-то калина
 Е. Гнесина. Песня. Балалайка
 ПЕДАЛЬ. Этюд. Мишка с куклой
 Е. Гнесина. Этюд. Про елочку
 t-Д6 В МИНОРЕ. В сыром бору тропина. Калинка-малинка
 Со вьюном я хожу. Сел комарик
 Китайский мальчик
 ЧТЕНИЕ С ЛИСТА
 Яничек. Маленькая Юлька
 И. Беркович. Этюды
 Определи тональность и подбери Т-Д6