12 лет под зонтиком коммуникативных стратегий О времени выхода первого издания этой книги прошло 12 лет. Публикация первой монографии схожа с рождением первого ребенка: от тревоги по поводу твоей "материнской состоятельности" ты переходишь к более спокойному периоду наблюдения. Ребенок растет, развивается и в какой-то момент начинает жить самостоятельной жизнью. Но нет такой матери, которая бы не мечтала о том, чтобы эта жизнь оправдала ее ожидания. Какие ожидания может лелеять автор? Наверное, чтобы круг читателей книги был шире, чем ближайшие родственники, дождавшиеся окончания титанического труда, и благодарные ученики, в пылу написания дипломов и курсовых затирающие ее нетленные страницы. Вероятно, автор надеется, что его опус окажется полезным некоторым представителям научного сообщества, которые оценят выбор проблемы, предлагаемую методику или даже небезынтересный комментарий к конкретному примеру. Скорее всего, вменяемый автор не задумывается о том, каков будет индекс цитирования у создаваемой им книги (это все равно как во время беременности планировать политический рейтинг будущего ребенка). И уж точно создатель научного труда не предполагает, что однажды на конференции к нему подойдет немолодой ученый и скажет: – Боже мой, как я рад, что встретил вас! (тут он осечется, но вы доскажете: живым!) Ведь мы учились по вашей книге! К счастью или удивлению, но все предположения автора (как и его непредположения) воплотились в жизнь. Описание речевого поведения в терминах коммуникативных стратегий и тактик за последнее десятилетие стало одним из наиболее популярных лингвистических маршрутов. Нелепо было бы считать это заслугой отдельного автора и конкретной книги. Понятие стратегии, заимствованное многими гуманитарными науками (не только лингвистикой) из военной сферы, оказалось необыкновенно востребованным в тех областях, где речь идет о достижении долговременных результатов, требующих эффективного планирования и контроля за его осуществлением. По мнению маркетологов-практиков, это "динамический образец организационных действий, которому менеджеры придают законченный вид, называя их в совокупности стратегией. То есть ситуация развивается как бы сама по себе, но в конце концов кто-то предпринимает попытку ее осмыслить и представить отдельные тактические действия как факты проявления общей стратегии. Другими словами, делается попытка отыскать своего рода зонтик, под защитой которого якобы все последовательно и происходит" [Смит, Бэрри, Пулфлорд 2001:100] Поиск подобного зонтика происходит и в лингвистике. Чем больше современный носитель языка задумывается об эффективности своих речевых действий (будь то сфера политики, бизнеса, культуры, науки, межличностного общения), тем более актуальным становится стратегический подход, объясняющий способы достижения желаемого результата. В связи с этим автор надеется, что новое издание книги найдет своего читателя. Книга дополнена главой, посвященной игровым стратегиям, без которых, как представляется, спектр целей говорящего и предоставляемых ему языком возможностей был бы неполным. Благодарю всех моих аспирантов и соискателей, защитивших за прошедшие 12 лет диссертации по проблематике, которая нас объединила не только в научный, но и в дружеский круг: П.О.Миронову, И.В.Коноваленко, П.В.Токареву, О.Г.Никонорову, Э.В.Акаеву, О.А.Плотникову, Е.В.Фроїлову, Н.А.Тюленеву, М.Х.Рахимбергенову, Т.С.Глушкову, А.Г.Квят, В.Ю.Варавкину. И надеюсь, что это "стратегическое" сообщество будет расширяться. Иссерс Оксана Сергеевна Доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой теоретической и прикладной лингвистики Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского. Автор более 300 работ в области коммуникативной лингвистики, политического, рекламного, масс-медийного дискурсов, теории речевого воздействия, в том числе монографии «Дискурсивные практики нашего времени» (URSS), учебного пособия «Речевое воздействие»; ответственный редактор коллективной монографии «Новые медиа в России: Активные процессы в языке и коммуникации» (URSS).
Заслуженный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. Работала в качестве приглашенного исследователя и профессора в университетах США, Финляндии, Германии, Эстонии, Латвии, Казахстана. Стипендиат программы Фулбрайта. Лингвист-эксперт. |