URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Костина А.В. Теоретические проблемы современной культурологии: Идеи, концепции, методы исследования
Id: 261903
649 р.

Теоретические проблемы современной культурологии:
Идеи, концепции, методы исследования. Изд. стереотип.

URSS. 2020. 286 с. ISBN 978-5-397-07416-2.
Типографская бумага

Аннотация

Среди проблем, которые стали предметом обсуждения в данной книге, --- те, что находятся в центре дискуссий среди ученых-культурологов. Это историческая обусловленность и специфика становления эволюционных и типологических концепций; идея прогресса и ее динамика в рамках европейской цивилизации; закономерности процесса культурогенеза и соотношение в нем локального и универсального начал; проблема кризиса культуры и специфика кризисных... (Подробнее)


Оглавление
top
Введение
Раздел I Теоретические проблемы культурологии
Глава 1.Идея прогресса в концепциях исторического развития: от технологии -- к культуре, от культуры -- к технологии
 1.1.Идея прогресса в классической и постклассической философии: эволюционные концепции
 1.2.Отказ от идеи прогресса в постклассической философии: типологические концепции
 1.3.Универсалистская трактовка истории: от индустриальных и постиндустриальных концепций к концепциям глобализации
Глава 2.Языковые системы как основание дописьменной и экранной культуры: от развития информации -- к развитию культуры
 2.1.Информационный детерминизм в концепциях развития общества: средства коммуникации как атрибут определенной социальной системы
 2.2.Культурный детерминизм в концепциях развития общества: смена каналов коммуникации и потребности социальной системы
 2.3.Письменная и дописьменная культуры: ориентация на знаковую и символическую фиксацию текста
 2.4.Экранная культура: между знаком и символом
Глава 3.Структурно-типологический подход как основа осмысления современной культуры: от типа функционирования -- к типу общества, от типа носителя -- к типу личности
 3.1.Субкультуры как единицы структуризации
 3.2.Формы духовного производства как основа классификации
 3.3.Структурные элементы культуры в рамках морфологического подхода
 3.4.Тип культуры как атрибут общества определенного типа
 3.5.Типологические концепции в рамках системного подхода
 3.6.Способ кодирования информации как основа типологии
 3.7.Дихотомия массового и элитарного у западных исследователей
 3.8.Популярная культура как новый тип культуры
Глава 4.Проблема субъекта истории как социально-исторического субъекта практической деятельности: от коллективной личности -- к индивидуализированной личности и деперсонализированному индивиду
 4.1.Традиция научного исследования субъекта истории
 4.2.Субъект традиционной и массовой культуры в исследованиях классической и постклассической традиции
 4.3.Коллективная личность и деперсонализированный индивид: онтологические характеристики
Раздел II Постмодернизм как методология познания современной культуры
Глава 5.Принцип траты -- принцип эквивалентности -- принцип знаковой стоимости: Проблема Дара в философии постмодернизма
 5.1.Принцип траты как основа экономики традиционных обществ
 5.2.Знаковая стоимость как основа постклассической экономики
 5.3.Дар как условие экзистенциального постижения времени
Глава 6.Телесность как ведущая категория постмодернистского дискурса: к проблеме онтологии повседневности
 6.1.Культурная опосредованность соматических представлений: от архаики -- до постмодерна
 6.2.Постклассическая философия: открытие дискурса телесности
 6.3.Массовая культура как "культура признания": от ток-шоу -- до политических практик
Глава 7.Проблема власти-знания М. Фуко: гендерный аспект
 7.1.Сексуальность как особый исторический опыт
 7.2.Любовь как экономическая категория
 7.3."Власть-знание" как власть языка и источник нарративных практик
 7.4."Евгенические предписания" в контексте власти: от "крови" -- к "телесности"
Раздел III Советская культура 20--30--х годов: противоречия как основа развития
Глава 8.Субъект советской культуры 20-х годов: социальная активность как художественное творчество
 8.1.Субъект культуры 1920-х годов как созидатель социального пространства: крестьянство
 8.2.Субъект культуры 1920-х годов как созидатель социального пространства: пролетариат
 8.3.Личность как субъект художественного творчества 1920-х годов: авангард и массовые действа
 8.4.Художественное творчество 1920-х годов: движение как социальная ценность и эстетическая категория
Глава 9.Советская эпоха 30-х годов: социальная аномия как основа тоталитарной культуры
 9.1.Культура автократического типа: иерархичность, тотализация, канонизация
 9.2.Тоталитарная культура: объективизация субъекта
 9.3.Искусство 1930-х годов: в элитарных формах -- массовое содержание
 9.4.Нормативность как основная черта искусства 1930-х годов
Глава 1 .Фольклор как средство формирования социокультурной реальности: к проблеме типического в искусстве и жизни
 1 .1.Канонизация традиционного искусства: поворот к "реализму" и "исторической правде"
 1 .2.Советский фольклор 30-х годов: вместо аутентичности -- практика активного редактирования
 1 .3.Советский фольклор: место в жанровой иерархии
Раздел IV Современные концепции культуры: опыт научной рефлексии
Глава 11.Зрелище как актуальная культурная форма эпохи перехода: концепция культуры Н. А. Хренова
 11.1.Актуализация зрелища в лиминальных ситуациях
 11.2.Виртуализация зрелища в современной культуре
 11.3.Зрелище и ритуал: общее и особенное
 11.4.Коммуникативная природа зрелища: от "стадного инстинкта" -- к интеллектальному общению
Глава 12."Архетип" -- vs -- "идеал": опыт осмысления динамики культуры
 12.1.Закон самоорганизации культуры: отражение регулятивно-организующей функции архетипов
 12.2."Архетип", "идея", "эйдос", "идеал": реконструкция категорий А. Ф. Лосевым
 12.3.Мироупорядочивающая функция архетипических кодов: от модификации -- к циркуляции
Глава 13.Праздник как преодоление противоречия между природой и культурой: концепция А. И. Мазаева
 13.1."Ритуал" -- vs -- "свободное время": обрядовая и трудовая концепции праздника
 13.2.Особенности праздничной культуры: от М. Бахтина -- до Й. Хейзинги
 13.3."Праздник" -- vs -- "зрелище": соотношение сакрального и профанного
Глава 14.Тезаурусный подход как новая парадигма гуманитарного знания
 14.1.Субъективизация культуры как основание субъективизации гуманитарного знания
 14.2.Полнота, непротиворечивость, ценностная направленность как принципы формирования тезауруса
 14.3.Понимание: от процесса раскрытия смысла -- к способности воспринимать текст культуры
 14.4.Пирамида тезауруса: "уровни" -- "вечные образы" -- "мембраны"
 14.5.Генерализация и индивидуализация в гуманитарном знании: от историко-теоретического подхода -- к тезаурусному
Список цитируемой и упоминаемой литературы
Примечания

Введение
top
Костиным Владимиру, Артему, Виктору

Культурология как наука, получившая свой официальный статус только в 90-е гг. прошлого века, стремительно развивается. Это не означает, что те вопросы, которые активно обсуждались полтора десятилетия назад -- о предмете, методе, проблемном поле, категориальном аппарате этой науки -- сегодня утратили актуальность. Однако многочисленные дискуссии, посвященные указанной проблематике, способствовали тому, что сегодня утратило актуальность восприятие культурологии как специфического набора "наук о культуре", изучающих ее в совокупности различных аспектов -- исторической динамики, развития ее самосознания, общественных структур, искусства и многого другого. Специфика современного понимания культурологии состоит в рассмотрении ее, во-первых, как науки, изучающей культуру в качестве сложного системного объекта, распадающегося на множество подсистем, отличающихся, в свою очередь, высокой степенью сложности, и, во-вторых, как комплексной гуманитарной науки, сформировавшейся на стыке истории, философии, социологии, психологии, антропологии, этнологии, этнографии, искусствоведения, семиотики, лингвистики, информатики, что выражает доминирующую в XX в. тенденцию интеграции научного знания о культуре, то есть, как науки, стремящейся к синтезу различных парадигмальных подходов и выработке на их основе универсальной междисциплинарной теории.

Среди проблем, которые стали предметом обсуждения в данной книге -- те, что находятся в центре дискуссий в научной среде. Это: историческая обусловленность и специфика становления эволюционных и типологических концепций; идея прогресса и ее динамика в рамках европейской цивилизации; закономерности процесса культурогенеза и соотношение в нем локального и универсального начал; проблема кризиса культуры и специфика кризисных проявлений на разных этапах развития человека и общества; специфика феноменологического и типологического подходов к анализу такого сложного системного образования, как культура, и многие другие. Значительное внимание уделяется анализу типологических особенностей советской культуры на этапе ее становления в 20--30-е гг., когда свобода социокультурного творчества сталкивается с тоталитарной доктриной.

Подобный подход позволяет автору осуществлять процедуры структуризации и типологизации культуры, рассматривать культурную динамику в соответствии с типами личности, доминирующими на определенных этапах социокультурного развития, выявлять специфику типов культуры, образуемых различными знаковыми системами, анализировать проблемы современной актуальной культуры при помощи методологии постмодернизма. Особый интерес представляет также теоретическое осмысление различных концептуальных подходов к проблемам культуры, в центре которых находятся такие феномены, как праздник, ритуал, зрелище, а также такие категории культурфилософского анализа, как идеал и архетип.

Стремление отразить наиболее актуальные проблемы современной культурологии обусловило своеобразную форму книги, которая написана в жанре очерков. Одни из них уже были опубликованы, как, например, рецензии, где критически осмысливаются отдельные подходы к анализу культуры, сформулированные авторами в последние годы, а также некоторые аналитические статьи. Другие же из материалов, представленных в книге, -- их большинство -- выносятся на суд читателей впервые.

В замысле книги автором учитывалось то обстоятельство, что анализ проблем теории и методологии данной науки не только способствует развитию культурологии, но и демонстрирует объективную сложность самой культуры как системного объекта, не подчиняющегося в своем развитии законам классического детерминизма и требующего применения различных методов ее осмысления, представленных как классической, так и неклассической наукой.


Об авторе
top
Анна Владимировна КОСТИНА

Доктор философских наук, доктор культурологии, заведующая кафедрой философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета. Автор монографий "Массовая культура как феномен постиндустриального общества" (5-е изд. URSS, 2011), "Диалектика массового и элитарного в современной культуре", "Эстетика рекламы", "Национальная культура -- этническая культура -- массовая культура" (URSS, 2009), "Теоретические проблемы современной культурологии: Идеи, концепции, методы исследования" (URSS, 2009), "Культурная политика современной России: Соотношение этнического и национального" (2-е изд. URSS, 2010; совм. с Т.М.Гудимой), "Соотношение традиционности и творчества как основа социокультурной динамики" (URSS, 2010), "Интернет-сообщества: что обсуждается в Интернете?" (URSS, 2011). Работы А.В.Костиной посвящены, преимущественно, проблемам, связанным с массовой культурой: ее соотношению с народной культурой, специфике проявления массового и элитарного в отечественной культурной практике 20--30-х гг. XX века, массовому сознанию и управлению им, соотношению национальной и этнической культуры.