Отрыв нашей учебной литературы от науки и практики находит свое выражение прежде всего в том, что в учебниках по традиции культивируется понятия, соглашения, термины, обозначения и т.п., созданные специально для учебников и никогда или почти никогда не употребляющиеся в науке и практической деятельности; наоборот, остаются в тени моменты, имеющие важнейшее научное значение. Так, например, в арифметике для учебников стало традицией начинать натуральный ряд с нуля (а не с единицы), ряд простых чисел с 1 (а не с 2), различать два деления ("по содержанию" и "на равные части"), называть 5 карандашей числом "конкретным", а 5 метров – "именованным" и подчеркивать это различие; напротив, вы почти никогда не встретите указания на то, что на нуль делить нельзя. Борьба с такого рода тенденциями, борьба за приближение учебника и по содержанию и по форме к науке и практике есть одна из основных задач научной редакции. Это то основное, в чем научный редактор может и должен оказать помощь автору-педагогу в деле создания полноценного научного руководства. В "Курсе арифметики" А.П.Киселева редактором подвергнуты наиболее значительной переработке следующие отделы: "Определение и основные свойства деления целых чисел", "Разложение чисел на простые множители", "Теория периодических десятичных дробей"; Отношения и пропорции"; "Задачи на проценты". А.Хинчин.
15 января 1937 г. Настоящее издание "Систематического курса арифметики" представляет собой несколько измененное повторение тех изданий этого курса, которые в большом числе были выпущены и в дореволюционное время и в послереволюционное. Книга попрежнему напечатана разными шрифтами. Обыкновенным шрифтом изложено все то, что проходится в наших средних школах, причем местами сделаны небольшие дополнения или изменения с целью упростить изложение, сделать его более ясным и точным. Более мелким шрифтом напечатаны некоторые дополнительные сведения, способные придать курсу арифметики большую цельность, законченность и научность. < Киселев Андрей Петрович Выдающийся российский и советский педагог-математик и методист. Родился в Мценске (Орловская губерния). Закончил с золотой медалью Орловскую классическую гимназию. После окончания физико-математического факультета Петербургского университета работал преподавателем математики, механики и черчения в Воронежском реальном училище. Преподавал математику и физику в Воронежском Михайловском кадетском корпусе. Выйдя в отставку, занимался главным образом написанием и улучшением своих учебников по математике и физике. После Великой Октябрьской революции вернулся к преподавательской деятельности, одновременно продолжая работать над совершенствованием своих учебников. За выдающуюся педагогическую деятельность А. П. Киселев был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Книги А.П. Киселева всегда выгодно отличались от других учебников более высоким теоретическим уровнем, последовательностью, ясностью и краткостью изложения. В итоге они стали основными учебниками по математике в средних учебных заведениях. Всего учебники А. П. Киселева по арифметике, алгебре, геометрии и другим областям математики, а также по физике выдержали более трехсот изданий общим тиражом в несколько сотен миллионов экземпляров. |