Предисловие |
Диалог первый, в котором излагаются три основные точки зрения на существование ВЦ |
| 1.1. | Любое явление во Вселенной представлено не единственным экземпляром. Следовательно, разумная жизнь тоже. Но доказательств этому пока нет |
| 1.2. | Абсурдно искать существ, созданных литературной фантазией, в окружающем нас реальном мире |
| 1.3. | Мы не замечаем проявлений ВЦ лишь потому, что привычно воспринимаем их как феномены природы и человеческой культуры |
Диалог второй, в котором проводится грань между научным и лженаучными способами решения проблемы ВЦ |
| 2.1. | Постулировать универсальную причину – значит уйти от объяснения явления |
| 2.2. | Гипотеза палеоконтакта – проявление абсурдной веры |
| 2.3. | Мы мыслим инопланетян по нашему образу и подобию – значит, мы с ними вряд ли встречались |
| 2.4. | А что такое разум, собственно говоря? |
Диалог третий, в котором показывается, что хотя наука не знает абсолютно всего, но только она одна способна дать адекватное знание о чём-либо |
| 3.1. | Пока мы знаем только один вид разумных существ – нас самих – сложно выделить универсальные критерии разумной жизни |
| 3.2. | Доктрина о "венце творения" легко приводит к селективной гуманности |
| 3.3. | Необходимо правильно оценивать угрозы человечеству. А это возможно только на основе научных знаний |
| 3.4. | Нигилистическое отношение к науке – недуг демократии |
| 3.5. | Прогресс – не творящий субъект, а объективный результат сознательной деятельности людей |
Диалог четвёртый, участники которого, несмотря на принципиальное различие убеждений, соглашаются с тем, что космическая экспансия является одной из важнейших задач человечества |
| 4.1. | Цели общественного развития не могут определяться конфессиональными ценностями |
| 4.2. | Стремление к вечности – свойство любой жизни |
| 4.3. | Человечество нуждается в принципиально новой этике взаимоотношений с природой |
| 4.4. | Биосферные и климатические факторы всё же не грозят человечеству окончательным вымиранием |
| 4.5. | Немного о будущем Земли для человечества, не собирающегося вымирать |
| 4.6. | Постоянная нацеленность на экспансию – не прихоть, а средство обеспечить преобладание альтруизма у людей |
| 4.7. | Самые большие проблемы человечества всегда были проблемами сознания |
| 4.8. | «Конец света» по современным научным данным |
| 4.9. | Истинные ценности есть те, что позволяют разуму неограниченно распространяться в пространстве и времени |
Вместо эпилога. На планетах красных солнц жизни нет |
Указатель значимых имён, упоминаемых в книге |
Бутаков Ярослав Александрович Кандидат исторических наук, публицист. Первоначальная область научных интересов — история революций в России начала ХХ века. Ей посвящен ряд научных публикаций автора, в том числе монография «Белое движение на юге России: концепция и практика государственного строительства», учебные пособия, а также научно-популярная книга «Брестский мир: ловушка Ленина для кайзеровской Германии». В настоящее время занимается вопросами популяризации науки, распространения научного мировоззрения, борьбы с псевдонаучными спекуляциями. Уделяет большое внимание завоевывающей признание в мировой науке концепции Big History (Большой истории), предложенной известным русистом, президентом Международной ассоциации всемирной истории, профессором Дэвидом Джилбертом Кристианом (Университет Маккуори, Сидней, Австралия).