Оглавление | 3
|
Вступление. Цивилизационный подход к одной отдельно взятой цивилизации | 6
|
Глава 1. Исторический взгляд. Истоки и влияния | 22
|
1. Когда Индийская цивилизация сложилась? | 22
|
2. Динамика по-индийски | 28
|
3. Мусульманский толчок | 42
|
4. Европейская встряска | 47
|
4.1. Модернизация экономики | 49
|
4.2. Европеизация образования | 51
|
4.3. Новое индийское право и европеизированный суд | 54
|
4.4. Развитие свободы слова и знакомство с понятием прав человека | 57
|
4.5. Социальные сдвиги | 58
|
4.6. Возникновение национального (гражданского) самосознания | 63
|
4.7. Модернизаторские течения в религии | 64
|
Глава 2. Индусское восприятие реальности: между отражением и воображением | 66
|
1. Мир шастр. Принципиальная непрактичность | 66
|
2. «Наука — не место для исследований!» | 75
|
3. Индусская география | 83
|
4. Индусское отношение ко времени и к исторической памяти | 102
|
5. Числа как показатели качества, а не количества. Ритуальность нумерологии | 119
|
Глава 3. «Восточный деспотизм». Индийский вариант | 128
|
1. Брахман и кшатра | 128
|
2. Происхождение царской власти. Земное или божественное | 131
|
3. Дхарма, ачара, ньяя, марьяда | 134
|
4. Государство или «царство»? | 145
|
5. Индийские политии в раннее Средневековье | 147
|
6. Индийский документ | 149
|
7. Реальные прегрешения и воображаемые наказания | 153
|
8. Административный миф | 160
|
9. Индийское государство по персоязычным источникам | 170
|
10. Индийское государство сквозь века | 178
|
Глава 4. Общество каст | 185
|
1. Проблема возникновения кастового строя | 186
|
2. О кастах в Средние века | 198
|
3. Что такое каста? | 209
|
4. Каково касте в живом кастовом обществе: нормы и исключения из них | 214
|
4.1. Презумпция неизменности | 214
|
4.2. Принцип необходимости | 215
|
4.3. «Общая дхарма» всех каст | 216
|
4.4. Неопределенность иерархии | 220
|
4.5. Комплекс кастовых ценностей | 227
|
5. Кастовая статика и динамика | 229
|
5.1. Захват статуса | 233
|
5.2. Государственное регулирование | 234
|
5.3. Санскритизация | 239
|
5.4. Вестернизация | 241
|
6. Каста и социальная модернизация | 243
|
7. Антибрахманские движения | 244
|
8. Некоторые итоги (промежуточные) | 249
|
Глава 5. «Индийская сельская община» | 252
|
1. «Восточная община» Карла Маркса | 253
|
2. Индийская община — не первобытная | 259
|
3. Индийская патриархальность и индийская демократичность | 260
|
4. Придуманное общинное сельское хозяйствование, или что такое «общинная собственность на землю» | 267
|
5. Система джаджмани: разомкнутая замкнутость | 272
|
5.1. Золото в жизни человека | 278
|
5.2. Джаджмани и рынок: соперники или соратники? | 281
|
5.3. Границы джаджмани и их расширение | 285
|
5.4. Мучения экономистов и социологов с системой джаджмани | 291
|
5.5. Зачем она нужна — эта система джаджмани? | 305
|
6. Общинная топография | 307
|
6.1. Макрообщины | 308
|
6.2. Патронатно-клиентные сети системы джаджмани. Кастовая «арматура» общества | 313
|
7. Община и общество: социальная и политическая активность индийской сельской общины | 316
|
8. Традиционные общинные институты в современной Индии | 320
|
Глава 6. Уникальная индийская религия | 329
|
1. Религия древних ариев (ведизм) | 329
|
2. Ранний буддизм | 332
|
3. Джайнизм | 333
|
4. Индуизм | 335
|
5. Ислам в Индии. Индийский ислам | 343
|
6. Бхакти | 348
|
7. Сикхизм | 348
|
8. Загадки индусской религиозности. Религиозность без духовности? | 350
|
9. Разные индуизмы по впечатлениям религиоведов | 354
|
10. Индийская/индусская «толерантность» | 357
|
11. Нет церкви, нет «библии», нет учения. Но что-то есть | 360
|
12. Концепт ритуальной чистоты/загрязненности. Дхарма и адхарма. Нравственное и безнравственное | 363
|
13. Святость, воображение и юмор | 367
|
14. «Неоиндуизм» и «политический индуизм» | 371
|
Заключительные замечания. Подведем итоги | 383
|
Рекомендуемая литература | 400
|
Указатель имен, географических названий, научных и иноязычных терминов | 415
|
Summary | 427
|
Contents | 429
|
Алаев Леонид Борисович
Выпускник исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова (1954). С 1956 г. по настоящее время работает в Институте востоковедения АН СССР (РАН). Много лет преподавал в МГИМО МИД СССР (РФ) и в Институте стран Азии и Африки МГУ. В настоящее время — главный научный сотрудник ИВ РАН. Доктор исторических наук, профессор. Автор более 300 научных работ, в том числе 13 монографий. Специализируется на изучении социально-экономической истории Индии, прежде всего ее наименее известных страниц («Сельская община в Северной Индии. Основные этапы эволюции», 1981, переизд. в URSS; «Южная Индия: общинно-политический строй VI–XIII веков», 2011, переизд. в URSS), и на месте и роли Индийской цивилизации в мировой истории («История Востока с древнейших времен до начала XX века», 2007, переизд. в URSS; «Сельская община: „Роман, вставленный в историю“. Критический анализ теорий общины, исторических свидетельств ее развития и роли в стратифицированном обществе», М.: URSS; «Проблематика истории Востока», М.: URSS). Его исследования опираются на малоизученные исторические источники, а также на личные впечатления от знакомства с этой цивилизацией («Такой я видел Индию», 1971, переизд. в URSS).