URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Филиппсон М. Религиозная контрреволюция в XVI веке. Кн.3: Триентский собор. Пер. с фр. Обложка Филиппсон М. Религиозная контрреволюция в XVI веке. Кн.3: Триентский собор. Пер. с фр.
Id: 261360
1083 р.

Религиозная контрреволюция в XVI веке:
ТРИЕНТСКИЙ СОБОР. Пер. с фр. Кн.3. Изд. стереотип.

Религиозная контрреволюция в XVI веке. Кн.3: Триентский собор. Пер. с фр.
Martin Philippson. La contre-révolution religieuse au XVIe siècle
URSS. 2020. 424 с. ISBN 978-5-397-07397-4.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага
  • Твердый переплет
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1902 г.)

Аннотация

Вниманию читателей предлагается обширный труд немецкого историка и общественного деятеля Мартина Филиппсона (1846–1916), посвященный исследованию сопротивления католицизма религиозной реформе XVI века. В книге представлена цельная картина великого католического движения --- религиозной контрреволюции, которая послужила основой для зарождения современного католицизма.

В настоящем издании, представляющем собой третью часть книги, излагается... (Подробнее)


Содержание
top
ГЛАВА ПЕРВАЯ. – Созвание собора
ГЛАВА ВТОРАЯ. – Первый Триентский соборъ
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. – Второе собрание Триентскаго собора
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. – Пий IV, светския правительства и соборъ
ГЛАВА ПЯТАЯ. – Первыя действия третьяго собора
ГЛАВА ШЕСТАЯ. – Оппозиция испанцевъ, немцевъ и французовъ
ГЛАВА СЕДЬМАЯ. – Победа римской курии. – Конецъ собора
ГЛАВА ВОСЬМАЯ. = Характеръ и последствия Триентскаго собора

Из главы первой. Созвание собора
top

Значение идеи соборовъ въ конце средневековья. – Реформация не отказывается отъ этой идеи. – Сопротивление папства. – Карлъ пятый надеется, что соборъ восстановитъ религиозное единство – Его переговоры съ папами, чтобы добиться создания собора. – Первая попытка Tpиентскаго собора въ 1542 г. – Окончательное созвание его на 1545 г. – Городъ Триентъ и его епископъ. – Легатыпрезиденты. – Почему протестанты отказались принять участие въ соборе? – Попытки Карла пятого отсрочить открытие заседаний собора. – Папа грозитъ перенести его въ одинъ изъ городовъ Италии. – Императоръ соглашается на открытие собора

Во всехъ перипетияхъ своей социальной, политической и религиозной жизни народы любятъ искать универсальное средство, панацею, отъ которой они ожидаютъ немедленнаго и радикальнаго исцеления отъ всехъ своихъ недуговъ. Смотря по роду ихъ страданий и по xapактepy преобладающихъ въ каждой эпохе идей, это великое целебное средство, этотъ идеалъ, на который отовсюду устремляются взоры, – бываютъ весьма различны. Въ наше время, когда все умы обращены главнымъ образомъ къ политическому и социальному прогрессу, указываютъ какъ на цель на укрепление свободы или равенства, на суверенитетъ народа или на более справедливое распределение материальнаго благосостояния, на уничтожение правительственнаго произвола или на уничтожение различий между классами общества. Иной былъ идеалъ средневековья или эпохи Реформации, когда преобладали религиозныя чувства и когда оне въ то же время были угнетены и обострены глубокой деморализацией официальной церкви и полнымъ забвениемъ ея обязанностей; когда, съ боязливымъ сомнениемъ въ душе, люди становились очевидцами борьбы противоположныхъ партий въ церкви и религии. Какимъ образомъ можно было надеяться улучшить такое положение вещей? Разве сами обычныя власти церкви не были испорчены; разве оне не расходились въ мненияхъ и не были подозрительны? Вотъ почему все надежды возлагались на чрезвычайное представительство всей церкви – на соборъ. Этотъ соборъ, который считали равнымъ папе, даже выше его, казался единственной властью, способной реформировать церковь въ ея главе и членахъ, in capite et membris, вернуть ее къ единству, нравственности, строгимъ нравамъ прежнихъ дней, направить ее снова къ вещамь духовнымъ, тогда какъ въ предшествующие века она стремилась только къ земнымъ благамъ: къ богатству, къ могуществу и къ материальным наслаждениямъ.

Уже въ конце XIV в., когда великий расколъ разделилъ весь христианский миръ, глубоко скандализируя его, когда два, а позднее три папы боролись между собою всеми духовными оружиями, знамя собора было выставлено парижскимъ университетом. Знаменитые богословы вроде Иоанна, Жерсона, Петра д'Айльи и Николая де Клеманжиса стали во главе этого великаго движения. Вся Франция, большая часть Германии, весь епископатъ вне Италии присоединился къ ихъ боевому кличу: реформа церкви посредствомъ собора!

Въ сущности надежда быть спасенными такимъ собраниемъ была очень обманчива и лишена достаточныхъ оснований. До того времени, о которомъ у насъ идетъ речь, соборы никогда не играли той роли, какую имъ хотели приписать. Въ первые века церкви, въ периодъ, который предшествовалъ Константину и на который указывали какъ на идеальное время церкви, какъ на порядок къ которому следовало вернуться, – никогда не собирался ни единый вселенский соборъ. Позднее общие соборы созывались, направлялись и защищались светскою властью, – римскими императорами. Отцы церкви никогда не приписывали такимъ соборамъ непогрешимости: некоторые-же изъ нихъ, какъ напримеръ Григорий Назианзинъ, формально осудили ихъ. Къ тому же эти соборы никогда не были действительно вселенскими. На Константинопольскомъ соборе 381 г. былъ всего только одинъ латинский епископъ на сто сорокъ девять греческихъ. На Никейскомъ соборе ихъ было три противъ трехсотъ пятнадцати; въ Халкедоне – три против трехсотъ пятидесяти...


Об авторе
top
Филиппсон Мартин
Немецкий историк и общественный деятель. Сын известного в Германии издателя и философа Людвига Филиппсона. Окончил Берлинский университет в 1868 г. и сразу обратил на себя внимание работами по истории Франции и Испании. Был приглашен читать лекции по новой истории в Боннский университет, но не был утвержден императором Вильгельмом I в должности профессора, на которую его избрали, и переехал в Бельгию. С 1878 г. — профессор, затем ректор Брюссельского университета. В 1890 г. из-за столкновения с радикальной и антигерманской партией студенчества сложил с себя звание ректора и вернулся в Германию; жил в Берлине, работал в различных общественных и научных организациях. Автор многих работ, посвященных, в частности, эпохам французских королей Генриха IV и Людовика XIV, испанского короля Филиппа II, герцога Саксонии Генриха Льва, судьбе шотландской королевы Марии Стюарт, претендовавшей на английскую корону, системе государственной власти в Пруссии и др.