Обложка Розанов Л.Л. Геотехнопространственная процессность: Теоретические и прикладные аспекты
Id: 260894
949 руб.

Геотехнопространственная процессность:
Теоретические и прикладные аспекты

URSS. 2020. 336 с. ISBN 978-5-9710-7566-0.
  • Твердый переплет
Белая офсетная бумага.

Аннотация

В монографии изложены теоретико-методологические основания геотехнопространственной процессности — сопряженные изменения природно-техногенной целостности в пространственно-временной конкретности под воздействием природных, геотехногенных и геотехноплагенных факторов. Выделены типы геотехнопространственной процессности: геотехноатмогеннная, геотехногидрогенная, геотехноморфогенная, геотехнобиопочвенная, геотехнолитосферная, геотехнофизическая, ...(Подробнее)геотехнохимическая, геотехносоциальная. Раскрыта их научно-практическая сущность в геотехнопространстве. Освещена основная проблематика упреждающих знаний о геотехнопространственной процессности. Подчеркнута актуальность геотехнопространственной безопасности в современных условиях техногенной цивилизации. Рассмотрены проявления опасных геотехнопространственных процессов. Сформулирован понятийно-терминологический аппарат учения о геотехнопространственной процессности как основа технопроцессной географии.

Для географов, инженеров-геологов, геоэкологов, широкого круга специалистов в области наук о Земле.


Содержание

Введение
Оглавление3
Введение5
Глава 1. Становление идеи геотехнопространственной процессности8
1. Предпосылки идеи геотехнопространственной процессности8
2. Концепция геотехнопространственной процессности14
3. Понятия-вехи геотехнопространственной процессности18
Глава 2. Теоретико-методологические основания геотехнопространственной процессности23
1. Общенаучные понятия — атрибут геотехнопространственной процессности23
2. Естественно-искусственная сущность геотехнопространственной процессности29
3. Научные подходы к изучению геотехнопространственной процессности31
4. Принципы исследования геотехнопространственной процессности38
Глава 3. Факторы геотехнопространственной процессности44
1. Природная процессность46
2. Геотехногенная процессность55
3. Геотехноплагенная процессность60
Глава 4. Типология геотехнопространственной процессности81
1. Геотехноатмогенная процессность81
2. Геотехногидрогенная процессность90
3. Геотехноморфогенная процессность98
4. Геотехнобиопочвенная процессность108
5. Геотехнолитосферная процессность120
6. Геотехнофизическая процессность125
7. Геотехнохимическая процессность129
8. Геотехносоциальная процессность131
Глава 5. Человек и геотехнопространственная процессность140
1. Геотехнопространственное видение мира141
2. Динамика и уровни геотехнопространственнной процессности154
Глава 6. Геотехнопространственная безопасность174
1. Геотехнопространственная биобезопасность175
2. Геотехнопространственные угрозы безопасности187
Глава 7. Упреждающие знания о геотехнопространственной процессности211
1. Проблематика последствий геотехнопространственной процессности211
2. Геотехнопространственное оздоровление окружающей человека действительности234
3. Геотехнопроцессность и авария Чернобыльской АЭС263
Глава 8. Учение о геотехнопространственной процессности: общие итоги272
1. Понятийно-терминологический аппарат учения о геотехнопространственной процессности272
2. Интеграционный потенциал учения о геотехнопространственной процессности281
3. Учение о геотехнопространственной процессности — основа технопроцессной географии285
Заключение291
Литература295
Предметный указатель328
Contents332
Оглавление3

Идея геотехнопространственной процессности (геотехнопроцессности) — изменения геотехнопространства (природно-техногенной целостности) базируется на процессоведческой установке — концентрации в исследовании внимания на процессах, объединяющих разнородные элементы земной реальности в единое целое [Преображенский и др., 1997]. Истоки этой установки восходят к представлениям А. А. Григорьева 20–50 годов XX века о физико-географическом процессе. Сформулированные А. А. Григорьевым [1966] положения о механизмах взаимосвязи между компонентами географических систем, процессной изменчивости земной реальности заложили основы процессоведческой школы Института географии РАН.

Специфика географической науки — ее естественно-общественная сущность. География интегрирует естественные, общественные и технические элементы научного знания. Пространственно-временные закономерности взаимодействия природы и общества, сохранение средовоспроизводящей и ресурсовоспроизводящей способности природных систем, пространственно-функциональный прогноз эволюции природно-техногенных геосистем стали ключевыми проблемами географии в условиях развития общепланетарной техносферы, колоссальных созидательных и разрушительных возможностей техногенной цивилизации. Техника с момента своего возникновения — это уникальное средство преобразования природы и человеческого общества. Человечество, деформируя и преобразуя природу, приводит ее в иное состояние, формирует новые объекты, вызывает другие процессы и явления. География рассматривает разнообразные прямые и обратные связи между естественными (природными) и искусственными (техногенными) объектами, процессами во времени и пространстве. Современная география — это наука, изучающая поверхность Земли, облекающие и подстилающие ее слои естественного и искусственного вещества, функционирование и взаимодействие природных, техногенно-природных, техногенных и социально-экономических геосистем с целью познания развития суперсистемы «человек — природа — хозяйство — окружающая среда» [Розанов, 2010а].

На протяжении более двух тысячелетий география находится в постоянном развитии. На рубеже XXI в. выявлено более сотни научных географических дисциплин [Минакова, 1996; Преображенский и др., 1997] и отмечено отсутствие общей географии [Исаченко 2000]. Известный российский географ В. С. Преображенский [2001, с. 110–111] обратил внимание, что «ни в Институте географии РАН, ни на географическом факультете МГУ в послевоенные годы не было создано ни академических сводок, ни монографических работ, обосновывающих единство географии, типа: „Основы теории географии“; „Общая география“; „Основания географии“».

Поиск содержательного ядра курса «Введение в общую географию» для средней школы привел автора к идее о географическом технопространстве (геотехнопространстве) понимаемом как объемное природно-техногенное, пространственно-временное целостное материальное образование, представленное веществом в твердом, жидком, газообразном, плазменном состояниях, находящееся под воздействием природных и геотехногенных факторов [Розанов, 2002, 2003а, 2004а, 2005]. Такую трактовку понятия «геотехнопространство» можно считать пространственно-субстратной, общегеографической. При этом геотехнопространство рассматривается как географическое (трехмерное) и человеческое (многомерное) пространство [Розанов, 2008б, 2010а]. С позиций деятельностного подхода границами геотехнопространства становятся пределы действия на субстанциональном уровне геотехнопространственных процессов в форме потоков вещества, энергии, информации, приводящие к его самоорганизации. Современная география ассоциируется не только с наукой и образованием, но и с мировоззрением, миропониманием, мироощущением, мировосприятием окружающей жизни.

Познание геотехнопространства и геотехнопространственных процессов, изменяющих окружающую человека действительность [Розанов, 2016б, 2018а], требует адекватного обоснования исследовательской деятельности. Цель настоящего труда — изложить представление о геотехнопространственной процессности как отражение геотехноатмогеннных, геотехногидрогенных, геотехноморфогенных, геотехнобиопочвенных, геотехнолитосферных, геотехнофизических, геотехнохимических, геотехносоциальных явлений в земной реальности. Для этого решаются основные задачи: выявление сущности геотехнопространственной процессности, выражающей сочетание природного и техногенного потоков вещества и энергии; определение формы и сферы проявления геотехнопроцессности в географической действительности; раскрытие проблематики последствий геотехнопространственной процессности для человека и его деятельности. Рассмотрение и решение перечисленных задач в их взаимосвязи определяется необходимостью развития исследований геотехнопроцессности для оптимизации взаимодействия человека с окружающим геотехнопространством.

Поставленные цель и задачи обусловливают общую структуру и содержание монографии. Наиболее полно суть геотехнопространственной процессности как реальности взаимодействия природы и общества может быть раскрыта с позиции сочетания природного (естественного) и техногенного (искусственного) факторов, возникновения между ними промежуточной (переходной) геотехнопроцессности на различных иерархических уровнях. Поэтому в настоящей работе рассматриваются теоретические и методологические основания геотехнопространственной процессности, типология ее проявлений, воздействия геотехнопроцессности на человека, геотехнопространственная безопасность, упреждающие знания о геотехнопространственных процессах, основы учения о геотехнопространственной процессности. Теоретико-прикладное исследование геотехнопространственной процессности направлено на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития геотехнопространства. Проведенное научное исследование ориентировано на формирование геотехнопространственной компетентности в оптимизации взаимодействия человека с геотехнопространством на локальном, региональном, глобальном уровнях.

Монография отражает опыт географических, геотехноморфологических, геоэкологических, геотехнопространственных исследований, проведенных автором в Отделе геоморфологии, Лаборатории комплексных географических прогнозов, Отделе физической географии и природопользования Института географии РАН (1966–2006 гг.), а также на кафедрах общей физической географии и охраны природы, общей и региональной геоэкологии Московского государственного областного университета (2007–2016 гг.). Автор благодарен многим сотрудникам, принимавшим участие в обсуждении работы и высказавшим полезные рекомендации.

Автор весьма признателен рецензентам Н. И. Коронкевичу и А. Ю. Ретеюму за поддержку монографии.


Об авторе
Розанов Леонид Леонидович
Окончил географо-биологический факультет Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина (1959). Кандидат географических наук (1970). Доктор географических наук (1999). Профессор кафедр общей физической географии и охраны природы, общей и региональной геоэкологии географо-экологического факультета Московского государственного областного университета (2007–2016). Действительный член Русского географического общества (1963).

Область научных интересов: теоретические проблемы общей географии, геоэкологии, геотехноморфологии, флювиальной и структурной геоморфологии, географическое и геоэкологическое образование. Создал новое научное направление в географии — геотехноморфологию, заложил теоретический фундамент изучения технолитоморфогенной трансформации окружающей среды, разработал концепцию геотехнопространства, учение о геотехнопространственной процессности, учение о геотехноморфогенезе, учение о геоэкологических процессах, представление о рельефоидах и рельефидах.

Опубликовал 280 научных, научно-методических и научно-популярных работ (в том числе 6 монографий, 2 монографических собрания статей («Избранные труды», 2012, 2017), 12 учебных и учебно-методических пособий для средней и высшей школы).