Идея геотехнопространственной процессности (геотехнопроцессности) — изменения геотехнопространства (природно-техногенной целостности) базируется на процессоведческой установке — концентрации в исследовании внимания на процессах, объединяющих разнородные элементы земной реальности в единое целое [Преображенский и др., 1997]. Истоки этой установки восходят к представлениям А. А. Григорьева 20–50 годов XX века о физико-географическом процессе. Сформулированные А. А. Григорьевым [1966] положения о механизмах взаимосвязи между компонентами географических систем, процессной изменчивости земной реальности заложили основы процессоведческой школы Института географии РАН. Специфика географической науки — ее естественно-общественная сущность. География интегрирует естественные, общественные и технические элементы научного знания. Пространственно-временные закономерности взаимодействия природы и общества, сохранение средовоспроизводящей и ресурсовоспроизводящей способности природных систем, пространственно-функциональный прогноз эволюции природно-техногенных геосистем стали ключевыми проблемами географии в условиях развития общепланетарной техносферы, колоссальных созидательных и разрушительных возможностей техногенной цивилизации. Техника с момента своего возникновения — это уникальное средство преобразования природы и человеческого общества. Человечество, деформируя и преобразуя природу, приводит ее в иное состояние, формирует новые объекты, вызывает другие процессы и явления. География рассматривает разнообразные прямые и обратные связи между естественными (природными) и искусственными (техногенными) объектами, процессами во времени и пространстве. Современная география — это наука, изучающая поверхность Земли, облекающие и подстилающие ее слои естественного и искусственного вещества, функционирование и взаимодействие природных, техногенно-природных, техногенных и социально-экономических геосистем с целью познания развития суперсистемы «человек — природа — хозяйство — окружающая среда» [Розанов, 2010а]. На протяжении более двух тысячелетий география находится в постоянном развитии. На рубеже XXI в. выявлено более сотни научных географических дисциплин [Минакова, 1996; Преображенский и др., 1997] и отмечено отсутствие общей географии [Исаченко 2000]. Известный российский географ В. С. Преображенский [2001, с. 110–111] обратил внимание, что «ни в Институте географии РАН, ни на географическом факультете МГУ в послевоенные годы не было создано ни академических сводок, ни монографических работ, обосновывающих единство географии, типа: „Основы теории географии“; „Общая география“; „Основания географии“». Поиск содержательного ядра курса «Введение в общую географию» для средней школы привел автора к идее о географическом технопространстве (геотехнопространстве) понимаемом как объемное природно-техногенное, пространственно-временное целостное материальное образование, представленное веществом в твердом, жидком, газообразном, плазменном состояниях, находящееся под воздействием природных и геотехногенных факторов [Розанов, 2002, 2003а, 2004а, 2005]. Такую трактовку понятия «геотехнопространство» можно считать пространственно-субстратной, общегеографической. При этом геотехнопространство рассматривается как географическое (трехмерное) и человеческое (многомерное) пространство [Розанов, 2008б, 2010а]. С позиций деятельностного подхода границами геотехнопространства становятся пределы действия на субстанциональном уровне геотехнопространственных процессов в форме потоков вещества, энергии, информации, приводящие к его самоорганизации. Современная география ассоциируется не только с наукой и образованием, но и с мировоззрением, миропониманием, мироощущением, мировосприятием окружающей жизни. Познание геотехнопространства и геотехнопространственных процессов, изменяющих окружающую человека действительность [Розанов, 2016б, 2018а], требует адекватного обоснования исследовательской деятельности. Цель настоящего труда — изложить представление о геотехнопространственной процессности как отражение геотехноатмогеннных, геотехногидрогенных, геотехноморфогенных, геотехнобиопочвенных, геотехнолитосферных, геотехнофизических, геотехнохимических, геотехносоциальных явлений в земной реальности. Для этого решаются основные задачи: выявление сущности геотехнопространственной процессности, выражающей сочетание природного и техногенного потоков вещества и энергии; определение формы и сферы проявления геотехнопроцессности в географической действительности; раскрытие проблематики последствий геотехнопространственной процессности для человека и его деятельности. Рассмотрение и решение перечисленных задач в их взаимосвязи определяется необходимостью развития исследований геотехнопроцессности для оптимизации взаимодействия человека с окружающим геотехнопространством. Поставленные цель и задачи обусловливают общую структуру и содержание монографии. Наиболее полно суть геотехнопространственной процессности как реальности взаимодействия природы и общества может быть раскрыта с позиции сочетания природного (естественного) и техногенного (искусственного) факторов, возникновения между ними промежуточной (переходной) геотехнопроцессности на различных иерархических уровнях. Поэтому в настоящей работе рассматриваются теоретические и методологические основания геотехнопространственной процессности, типология ее проявлений, воздействия геотехнопроцессности на человека, геотехнопространственная безопасность, упреждающие знания о геотехнопространственных процессах, основы учения о геотехнопространственной процессности. Теоретико-прикладное исследование геотехнопространственной процессности направлено на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития геотехнопространства. Проведенное научное исследование ориентировано на формирование геотехнопространственной компетентности в оптимизации взаимодействия человека с геотехнопространством на локальном, региональном, глобальном уровнях. Монография отражает опыт географических, геотехноморфологических, геоэкологических, геотехнопространственных исследований, проведенных автором в Отделе геоморфологии, Лаборатории комплексных географических прогнозов, Отделе физической географии и природопользования Института географии РАН (1966–2006 гг.), а также на кафедрах общей физической географии и охраны природы, общей и региональной геоэкологии Московского государственного областного университета (2007–2016 гг.). Автор благодарен многим сотрудникам, принимавшим участие в обсуждении работы и высказавшим полезные рекомендации. Автор весьма признателен рецензентам Н. И. Коронкевичу и А. Ю. Ретеюму за поддержку монографии.
![]() Окончил географо-биологический факультет Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина (1959). Кандидат географических наук (1970). Доктор географических наук (1999). Профессор кафедр общей физической географии и охраны природы, общей и региональной геоэкологии географо-экологического факультета Московского государственного областного университета (2007–2016). Действительный член Русского географического общества (1963).
Область научных интересов: теоретические проблемы общей географии, геоэкологии, геотехноморфологии, флювиальной и структурной геоморфологии, географическое и геоэкологическое образование. Создал новое научное направление в географии — геотехноморфологию, заложил теоретический фундамент изучения технолитоморфогенной трансформации окружающей среды, разработал концепцию геотехнопространства, учение о геотехнопространственной процессности, учение о геотехноморфогенезе, учение о геоэкологических процессах, концепцию геоэкологических ценностей, представление о рельефоидах, рельефидах. Опубликовал 328 научных, научно-методических и научно-популярных работ, в том числе 9 монографий, 3 монографических собрания статей («Избранные труды», 2012, 2017, 2022), 12 учебных и учебно-методических пособий для средней и высшей школы. |