URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Казначеев В.П. Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере Обложка Казначеев В.П. Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере
Id: 283621
629 р.

Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере Изд. стереотип.

URSS. 2022. 248 с. ISBN 978-5-9519-2994-5.
Типографская бумага
Творчество В. И. Вернадского и эволюция естественно-научной картины мира • Монолит живого вещества и биосфера Земли • Проблемы ноосферогенеза и автотрофности человечества.

Аннотация

В настоящей монографии освещены ключевые моменты учения академика В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере в связи с актуальными комплексными проблемами и научными направлениями советской науки (социальная экология, экология человека, космическая антропоэкология и т.д.). Исследуются такие важнейшие вопросы, как взаимодействие человека и окружающей среды в условиях преобразования биосферы, сохранение и развитие здоровья человека, человеческих... (Подробнее)


Оглавление
top
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1.ТВОРЧЕСТВО В. И. ВЕРНАДСКОГО И ЭВОЛЮЦИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА
 Традиции энциклопедизма в отечественной науке
 Проблемы формирования естественнонаучной картины мира
 Научная мысль как глобальное духовно-культурное явление
 Проблемы
Глава 2.МОНОЛИТ ЖИВОГО ВЕЩЕСТВА И БИОСФЕРА ЗЕМЛИ
 Космопланетарная характеристика земного живого вещества и космологический антропный принцип
 Живое вещество, его изотопотопические особенности и устойчивая неравновесность
 Единство живого вещества и биосферы Земли
 Солнечно-бассейновые единицы биосферы
 Проблемы
Глава 3.ПРОБЛЕМЫ НООСФЕРОГЕНЕЗА И АВТОТРОФНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
 Ноосферогенез как социально-исторический и естественно-природный феномен
 Ноосферогенез и глобальный феномен популяционного здоровья
 Эволюционно-экологические основы феномена здоровья: человек как часть монолита живого вещества
 Современные социоприродные процессы и проблемы управления здоровьем популяций
 Ноосферогенез, автотрофность и перспективы человека
 Проблемы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
SUMMARY
ЛИТЕРАТУРА

Contents
top
INTRODUCTION
Chapter 1.SCIENTIFIC WORK OF V. I. VERNADSKY AND EVOLUTION OF NATURAL-SCIENTIFIC PICTURE OF THE WORLD
 Traditions of encyclopaedic learning in native science
 Problems of formation of scientific-natural picture of the world
 Scientific ideas as global phenomenon in spiritual-cultural environment
 Problems
Chapter 2.LIVING MATTER MONOLITH AND BIOSPHERE OF THE EARTH
 Cosmoplanetary characteristic of living matter and cosmological anthropic principle
 Living matter, it's isotopic peculiarities and stable disbalance
 Unity of living matter and biosphere of the Earth
 Specificity of solar-basin unities of biosphere
 Problems
Chapter 3.PROBLEMS OF NOOSPHEROGENESIS AND AUTOTROPHITY OF MANKIND
 Noospherogenesis as social-historical and natural phenomenon
 Noospherogenesis and global phenomenon of populational health
 Evolutional-ecological foundations of the health phenomenon: man as part of living matter monolith
 Modern socionatural processes and health regulation problems of populations
 Noospherogenesis, autotrophity and perspectives of man
 Problems
CONCLUSION
SUMMARY
BIBLIOGRAPHY

Введение
top

Человечество в своем социально-историческом развитии приближается к рубежу третьего тысячелетия. Процесс этот многообразен, сложен и противоречив. На протяжении XX столетия осуществились великие социальные революции, среди которых особое место принадлежит революции в России. В этом же столетии произошло множество революционных изменений в культуре, достаточно упомянуть о наступающей сейчас эре информатизации. Последняя в то же время является манифестацией научных и технических революций. Совокупность революций последних двух родов (обобщенно называемых научно-технической) основывается на "взрыве научного мышления" в XX столетии, о котором еще в первой трети века страстно и проникновенно говорил наш соотечественник, выдающийся ученый-энциклопедист Владимир Иванович Вернадский.

Научные и технические революции во многих отношениях преобразуют социальную жизнь человечества, создают новое качество жизни. Вместе с тем они во многом изменяют и течение, направленность космопланетарных процессов в области распространения жизни (биосфере) на планете Земля. Это вновь заставляет вспомнить слова В.И.Вернадского о геологическом характере социальной мощи человечества, обусловленном во многом использованием достижений научного знания (научной мысли как планетного явления).

Процесс этот, бесспорно, неоднозначен, противоречив. Иногда перед лицом комплекса наступающих на человечество глобальных проблем (экологической, энергетической, продовольственной, демографической, ресурсной и т.д.) вспоминаются облеченные в музыкальную и мифологическую форму пророчества немецкого композитора Р.Вагнера, очень четко, с потрясающей художественной силой сформулировавшего мысль о том, что безумное самоутверждение человеческой воли, безрассудное самоупоение мощью ведут к гибели. Угрозы такого рода могут быть сопряжены как раз с характером развертывания научных и технических революций. Напомним слова М.С.Горбачева, прозвучавшие на XXVII съезде Коммунистической партии Советского Союза. Он отметил, что эти революции дали начало "гигантскому приращению материальных и духовных возможностей человека. Возможностей двоякого рода. Налицо качественный скачок в производительных силах человечества. Но и качественный скачок в средствах разрушения, в военном деле, впервые в истории "наделивший" человека физической способностью уничтожить все живое на Земле". И это серьезнейшая социально-историческая и естественно -природная проблема, вытекающая из характера развертывания "взрыва научного мышления" в XX столетии.

В настоящее время социалистическая общественная система переживает период качественного обновления, революционных по своей сути изменений. Речь идет о реализации стратегии ускорения, о перестройке всех сфер общественной жизни, об активизации человеческого фактора, о том, чтобы выдвинуть в центр внимания конкретного человека, приумножить драгоценный капитал здоровья людей* Во всех этих масштабных социальных явлениях выражается путь социального прогресса с его сложностью и противоречивостью. В соответствии с главным отличием коммунистического мировоззрения, как подчеркнуто в Политическом докладе ЦК КПСС на XXVII съезде партии, "в центре этих процессов неизменно стоит человек, его интересы и заботы". Такой подход, несомненно, требует научно обоснованной политики, выдвигает перед наукой ответственный социальный заказ. Сложность его осуществления связана с комплексным характером проблемы человека, его всестороннего развития и его будущего. Этот момент, в частности, отмечен и в современных философско -методологических исследованиях [Фролов, 1983, 1985а; и др.]. Необходимо опосредованное научной марксистско-ленинской философией обращение "к анализу сущности и существования человека, антропосоциогенезу и истории человечества, к развитию его цивилизации в связи с процессами НТР, глобальными проблемами, в частности экологическими и демографическими, к биологии и генетике человека, к анализу его психофизиологических возможностей и путей их реализации в ходе обучения и воспитания, к развитию его творческих способностей, проявляющихся в разных формах материальной и духовной деятельности" [Фролов, 1983, с.19–20]. Из комплексного подхода к проблеме человека вытекает необходимость изучения его в качестве социально-природного существа, изучения его места и связей с различными планетарно-космическими факторами и процессами. Следует подчеркнуть, что подход к этим связям и взаимодействиям намечался в работах представителей энциклопедизма в отечественной науке (у В.И.Вернадского, К.Э.Циолковского, А.Л.Чижевского и других). Можно вспомнить многочисленные высказывания В.И.Вернадского о человеке и человечестве как органической, неотрывной части монолита живого вещества планеты и т.д. Очевидно, что преобразование биосферы и живого вещества планеты Земля человеком, особенно в современных условиях, есть кардинальная проблема науки. Эпицентром комплексного подхода выступает, очевидно, здоровье самого человека. Это тот фундамент, без которого невозможно его всестороннее развитие, его активная социально-трудовая деятельность. В этой связи и возникают комплексные научные направления, такие как глобальная и социальная экология, экология человека. Возникают и их дальнейшие обобщения, определяемые космизацией человеческой деятельности, – космическое землеведение и космическая антропоэкология. Сохранение и развитие здоровья человека, его физических и психических возможностей является важнейшим звеном в таких комплексных исследованиях. Обоснование данной точки зрения систематически излагалось нами в предыдущих работах [Казначеев, 1980, 1983 и др.].

Подход к исследованию таких масштабных комплексных проблем требует выдвижения обобщающих естественнонаучных теорий и концепций, позволяющих осуществлять широкое, масштабное "видение" этих проблем в соответствии с материалистической естественнонаучной картиной мира и основополагающими принципами материалистической диалектики (см.: [Урсул А.Д., Урсул Т.А., 1986]). Среди такого рода теорий и концепций, разработанных отечественной естественнонаучной мыслью, важнейшее значение приобретает учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере. Огромное значение обобщающего естественнонаучного синтеза знания в трудах В.И.Вернадского становится особенно ясным в связи с выдвижением комплексной проблемы человека, а также специализированных проблем, таких направлений, как экология человека и космическая антропоэкология. Прежде всего это относится к проблемам взаимодействия естественно-исторических и социально-исторических закономерностей эволюции Земли и человечества.

Научная мысль В.И.Вернадского отразила явления и процессы неживой и живой природы в сложнейших взаимосвязях. Важнейшая часть его обобщающего естественнонаучного подхода – постоянное стремление вскрыть естественно-исторические аспекты природных явлений, проследить единство и борьбу противоположностей макро- и микрокосмоса, концентрацию и рассеивание потоков энергии в космосе и живом веществе, эволюцию Земли и социально-историческую эволюцию человечества.

Краеугольным камнем теоретических естественнонаучных представлений В.И.Вернадского является созданное им учение о биосфере – области распространения живого и биокосного вещества на планете Земля. Оно послужило основой для многочисленных плодотворных исследований в различных специализированных отраслях естествознания – геологии, минералогии, биогеохимии и др. Оценивая воздействие социальной деятельности и научного знания человечества на природное окружение, В.И.Вернадский создал учение о переходе биосферы в ноосферу – следующем периоде развития планеты Земля и околопланетного пространства. В этом учении наиболее глубоко в естественнонаучном смысле выразилась проблема взаимосвязи естественно-природных и социально-исторических процессов, взаимозависимости косного и живого вещества планеты по отношению к целенаправленной деятельности человека, приобретающей в ходе свершения научных и технических революций геологическую мощь. Академик А.Л.Яншин [1986, с.37–38] выделил ряд основных социально-природных предпосылок, знаменующих ход образования ноосферы: 1) охват мировой историей всего земного шара и превращение человечества в единое целое; 2) преобразование средств связи и обмена; 3) открытие новых источников энергии; 4) подъем благосостояния трудящихся; 5) равенство всех людей; 6) исключение войн из жизни общества.

Как известно, ныне под ноосферой следует понимать планетарное и космическое пространство, преобразуемое и управляемое человеческой деятельностью, гарантирующей всестороннее прогрессивное развитие человечества. Ноосфера – это единая система человечество – производство – природа, развивающаяся на основе естественно -исторических законов, определяющих организованность биосферы и окружающего космопланетарного пространства и прогрессивных социальных законов, отвечающих интересам основной части настоящего и будущего человечества. Это определение глубоко соответствует выдвинутому академиком Н.Н.Моисеевым [1986, 1988а, б] понятию экологического императива и представлению Э.В.Гирусова [1986] о необходимости соответствия между социальной деятельностью и экологическими законами. Такого рода гармоничное, сбалансированное развитие возможно, когда управление всей системой опирается на глубокое познание ее фундаментальных естественно-исторических закономерностей. Естественнонаучная концепция ноосферы В.И.Вернадского по существу сближается с предсказанием К.Маркса: "...естествознание включает в себя науку о человеке в такой же мере, в какой наука о человеке включает в себя естествознание: это будет одна наука". Современные теория и практика строительства развитого социализма и коммунистического общества подходят к таким масштабным обобщениям на основе марксистско-ленинского учения о закономерностях диалектики природы и научного управления обществом. В то же время естественнонаучная концепция ноосферы В.И.Вернадского и ее современная разработка существенно расширяют наши знания о закономерностях управления природно-историческими процессами в интересах человечества. В учении о ноосфере намечаются пути развития и использования природных сил в интересах самого человека, роста производительности общественного труда, рационального природопользования, сохранения и развития здоровья людей.

Приведенные формулировки отражают диалектико-материалистическое понимание ноосферы. Этому пониманию соответствуют в главных чертах более ранние по времени разработки В.И.Вернадского. В целом диалектико-материалистическое и естественнонаучное учение о ноосфере отодвигает на задний план и фактически упраздняет различные попытки идеалистического использования этого понятия, имевшие место в прошлом и настоящем.

Такие попытки предпринимали некоторые исследователи на Западе. В частности, в конце 1920-х годов к этому стремился французский философ Э.Леруа [Le Roy, 1928]. Известно, что в первой половине 1920-х годов он прослушал в Париже лекции по геохимии, прочитанные В.И.Вернадским. Эти лекции, содержащие целую россыпь естественнонаучных идей, привлекли внимание Э.Леруа. Он попытался в последующие годы сочетать идеи об эволюции биосферы и геологическом значении человеческой деятельности с представлением об определяющей роли идеального, духовно-спиритуалистического "пласта" действительности. Этот "пласт" напоминает, с одной стороны, гегелевский панлогизм и его объективно-идеалистические конструкции мирового духа (Абсолюта), а с другой стороны, – иррационалистические построения учителя самого Э.Леруа – французского философа А.Бергсона о "творческой эволюции" мирового целого. Оба указанных построения имеют явное финалистическое содержание и опосредованным образом восходят к еще более ранним теологическим построениям европейского средневековья. В 1920–1950-х годах наряду с Э.Леруа понятие ноосферы, также наполненное выраженным идеалистическим содержанием, использовал в своих работах французский палеоантрополог П.Тейяр де Шарден [1987]. В 1970-х годах английский ученый и публицист С.Лавлок [Lovelock, 1979] выступил с "гипотезой Геи", которая может рассматриваться как модифицированная преемница концепций Э.Леруа и П.Тейяр де Шардена. В этих построениях естественнонаучные (в том числе кибернетические, геохимические, геологические) идеи выступают как оболочка специфически идеалистических, к тому же весьма разнородных и пестрых умозрительных концепций (критический анализ см., например: [Назаров, 1984]).

Это идеалистическое конструирование должно быть четким образом отграничено от материалистического, строго научного учения В.И.Вернадского. Последний рассматривал эволюцию биосферы, ее преобразование человеческой деятельностью как часть грандиозного космопланетарного процесса, в котором нет места действию идеалистически постулируемых сил (духовному "пласту" Леруа, "точке Омега" Тейяр де Шардена и т.д.). Углубленный анализ значения этого водораздела как выражения борьбы между материалистической и идеалистической традициями мировоззрения в последние десятилетия приобрел значимое место в советской философско-методологической литературе (И.В.Кузнецов, И.И.Мочалов, К.П.Флоренский и др.).

Естественнонаучные и мировоззренческие взгляды В.И.Вернадского получали и получают широкое освещение в исследованиях и публикациях ученых-естественников, в трудах представителей общественных наук (Б.Л.Личков, А.Е.Ферсман, Н.Г.Холодный, А.Л.Яншин, К.П.Флоренский, Н.Н.Моисеев, В.Л.Барсуков, И.В.Кузнецов, И.И.Мочалов, В.С.Неаполитанская и др.). Все глубже, порой в неожиданно новом аспекте, как бы заново возникают перед нами контуры диалектического естественнонаучного мировоззрения ученого-энциклопедиста. Среди прочих идей, развитых ученым, это относится и к его представлениям о будущем развитии научного знания, к утверждению слияния исследований космопланетарных, естественно-исторических и социально-исторических явлений. Это научное наследие, входящие в него идеи и концепции получают творческое развитие в фундаментальных и прикладных исследованиях А.П.Виноградова, Б.Г.Полынова, А.А.Григорьева, А.В.Сидоренко, А.Л.Яншина и других. Впереди здесь еще много работы.

Равным образом важны и интересны попытки научно-биографического описания жизненного пути ученого, формирования его мировоззрения, становления системы научных взглядов, личных психологических особенностей. Биографические очерки о В.И.Вернадском созданы Б.Л.Личковым, А.Е.Ферсманом, Л.Гумилевским,

A. П.Виноградовым, К.П.Флоренским, И.И.Мочаловым и др.

Эти многообразные усилия по освоению наследия ученого приобретают глобальный организационный масштаб. Очень четко это проявилось в связи с празднованием 125-летия со дня рождения

B. И.Вернадского. Как известно, этот юбилей по решению ЮНЕСКО отмечает мировая общественность. Ученые многих стран собрались на торжественное заседание, посвященное жизненному подвигу ученого и его вкладу в развитие мировой науки, которое состоялось 11 марта 1988 г. в Большом театре Союза ССР. Вершиной естественнонаучного и философского творчества В.И.Вернадского было названо здесь его учение о переходе биосферы в ноосферу. Выдающийся вклад В.И.Вернадского в комплекс наук о Земле и Вселенной подчеркивался представителями академий наук НРБ, КНР, ПНР, СФРЮ. Заседания научной общественности состоялись также в Ленинграде и Киеве.

Итак, учение В.И.Вернадского о непрерывном расширении масштабов человеческой деятельности на основе достижений научного знания приобретает все большую силу по мере развития НТР, преобразования биосферы, вовлечения в эти процессы все новых явлений земной природной среды и окружающего космического пространства [Моисеев, 1988б]. Представление В.И.Вернадского о ноосфере следует рассматривать как важный инструмент в диалоге диалектико -материалистического учения с различными идеалистическими, финалистическими попытками интерпретации космопланетарной эволюции, пронизанными стремлением усматривать в этом естественно-природном процессе внематериальные силы, действие специфической духовной субстанции, стоящей над естественно-природным, материальным процессом эволюции Вселенной.

О строго материалистическом естественнонаучном характере учения В.И.Вернадского о переходе биосферы в ноосферу свидетельствует и такая его важнейшая часть, как учение об автотрофности человечества. В этом учении содержится опережающая время трактовка будущего развертывания геологической мощи человечества. В.И.Вернадский относил к автотрофности человечества принципиальные научно обоснованные средства, с помощью которых человечество встает на путь ликвидации зависимости от различных необходимых ему энергетических и материально-вещественных ресурсов. Это учение намечает пути выработок научно-исследовательских программ, призванных обеспечить потребности человека в многообразных материально-энергетических ресурсах. Ныне развитие автотрофности включает существенные стороны научно-технической революции, ее наиболее перспективных направлений (биотехнология, микроэлектроника, космизация и т.д.).

Одной из центральных проблем учения В.И.Вернадского о переходе биосферы в ноосферу, выражающей гуманистическую ориентацию его мировоззрения, следует считать самого человека, его всестороннее развитие в условиях преобразования планетарной и космической среды, сохранение и развитие здоровья человека, раскрытие его психофизических ресурсов и возможностей, возможно более полное приобщение к творческому труду. Эта сторона обобщающих естественнонаучных представлений В.И.Вернадского глубоко созвучна комплексной проблеме человека, многоаспектному изучению экологических и космических антропоэкологических проблем. На этих проблемах, имеющих важнейшее научно-практическое значение, сосредоточивают усилия представители общественных, естественных и технических наук. Целостный подход к комплексным проблемам науки, провозглашенный В.И.Вернадским, ориентирует естествоиспытателей при выборе направлений исследований и разработок, выдвигаемых научно-технической революцией, всей практикой современного социализма, задачами ускорения его развития, революционной перестройки общества и практической реализации доктрины нового мышления, призванной сохранить человеческую цивилизацию от уничтожения в огне термоядерного конфликта.

Руководствуясь этими методологическими принципами, мы стремились выделить и проанализировать три основных "пласта" в творчестве В.И.Вернадского. Первый из них – это естественнонаучная и общенаучная картина мира, возникающая как квинтэссенция многовековой духовно-культурной и собственно научной деятельности. В России высокие достижения духовно-культурной деятельности реализовались в научно-культурном энциклопедизме. Из недр энциклопедизма выросло творчество В.И.Вернадского, преодолевающее разрыв "двух культур" Ч.Сноу: естествознания и гуманитарных наук. Анализ моментов становления духовно-культурной деятельности и современной научной картины мира, соотносимых с концептуальным вкладом самого В.И.Вернадского, – таков первый "пласт" нашего анализа. Второй "пласт" отражает ряд фундаментальных идей ученого о монолите живого вещества и биосфере Земли как области его распространения. Это та среда жизни, в которой развивается сам человек в качестве социально-природного существа и которой в значительной мере определяются его перспективы. Значительное внимание при этом уделено обсуждению проблемных вопросов. Наконец, третий "пласт" концентрируется на проблемах преобразования биосферы самим человеком, на сложном и противоречивом становлении ноосферы (ноосферогенез). Важнейший выделенный здесь момент – становление автотрофности человечества, уменьшающей его зависимость от ресурсов биосферы. Очевидно, что разработка идей, относящихся к двум последним "пластам", есть выдающийся вклад В.И.Вернадского в развитие самой современной научной картины мира, квинтэссенции и итогового выражения "взрыва научного мышления" в XX столетии.


Об авторе
top
photoКазначеев Влаиль Петрович
Академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор. Окончил Новосибирский государственный медицинский институт. В 1950–1960 гг. заведующий кафедрой терапии, в 1964–1971 гг. — ректор НГМИ. С 1971 по 1980 гг. — председатель Сибирского филиала АМН СССР, с 1971 по 1992 гг. возглавлял Институт клинической и экспериментальной медицины Сибирского отделения АМН, с 1992 по 1998 гг. — Институт общей патологии и экологии человека СО РАМН. С 1998 г. по настоящее время является советником при дирекции Научного центра клинической и экспериментальной медицины СО РАМН. Лауреат Международной премии Хилдеса по северной медицине, премии им. Н. И. Пирогова, премии Биографического общества Кембриджского университета "Международный человек года" (1997) и "Международный человек тысячелетия" (1999); удостоен высшей награды Международного межакадемического союза "Звезда Вернадского" I степени. Награжден многими орденами и медалями.

В. П. Казначеев — крупный организатор медицинской науки на востоке страны, координатор основных фундаментальных научных направлений в Сибири и на Севере. Основное его внимание сосредоточено на исследованиях по проблеме адаптации человека к различным климатогеографическим и социально-производственным условиям; он одним из первых в отечественной науке начал развивать принцип системного подхода к проблеме адаптации человека. Является автором более 800 научных работ, в том числе 50 монографий, опубликованных в России и за рубежом, а также ряда изобретений и открытий.