|
|
Предисловiе |
Введенiе |
| Определенiе сценическаго искусства, его характеристика и значенiе.
Два элемента искусства и ихъ взаимныя отношенiя. Основная задача
и цель теорiи сценическаго искусства. Две школы, обозначающiя два направленiя въ развитiи драматическаго искусства: классическая и реальная. Сравнительная оценка обеихъ. Три степени сценической игры: субъективная, объективная, драматическая. Сценическая страсть и характеръ.
Замечанiе относительно деленiя сценической игры на известныя амплуа |
Декламацiя |
| Голосъ. Общiя понятiя о голосе, какъ продукте человеческаго дыханiя, звуки дыханiя и голоса. Средства для выработки голосовыхъ средствъ.
Две стороны при выработке сценической дикцiи. Часть механическая. Прiемы для прiобретенiя ясности и чистоты произношенiя. Главнейшiе недостатки произношенiя. Благозвучiе, полнота, сила, выдержка и гибкость голоса и средства къ развитiю этихъ качествъ.. Часть художественная. Тонированiе слоговъ, словъ и предложенiй. Движенiе речи,
мелодичность тона. Какъ читать прозу и стихи. Тоны; эпическiй, лирическiй, драматическiй, комическiй, разговорный |
Мимика |
| Мимика лица (физiогномика) и телодвиженiй (жестикуляцiя). Значенiе мимики и необходимость ея изученiя для актера: Две стороны при
обученiи мимике. Часть физiологическая. Понятiе о мимике древняго и новаго искусства. Физiологическiя основанiя, какъ необходимое условiе современного изученiя мимики. Разделенiе пантомимныхъ знаковъ.
Физiономическое значенiе лицевой мимики и остальныхъ частей человеческаго тела. Часть сценическая. Искусство сценическаго поведенiя
и манеры. Главнейшiе недостатки современной сценической мимики. Общiя условiя художественной мимики. Средства для выработки разумной
мимики. Общiя правила сценическихъ прiемовъ мимики |
Условiя, определяющiя различiе человеческаго организма |
| Темпераментъ, его физiологическiе и сценическiе признаки. Полъ, различiе его въ физическомъ и нравственномъ отношенiяхъ. Возрастъ въ физическомъ и сценическомъ отношенiяхъ
Теорiя сценическаго выраженiя ощущенiй |
| Понятiе о процессе жизни. Изученiе предмета внешними чувствами.
Вниманiе. Две его главнейшiя формы: смотренiе и слушанiе. Виды вниманiя: любопытство, любознательность, невниманiе, разсеянность. Удивленiе. Органическiя ощущенiя: холодъ и теплота, голодъ и жажда, боль физическая |
Теорiя сценическаго выраженiя мысли |
| Мышленiе и его виды: размышленiе, задумчивость, глубокая, отвлеченная дума. Два момента въ деятельности мысли: недоуменiе, решимость.
Составныя части умственной деятельности: разсудокъ, намять, воображенiе, разумъ. Сценическiе признаки |
Теорiя сценическаго выраженiя аффектовъ |
| Нормальное и возбужденное состоянiе организма. Виды спокойствiя: безмятежность, апатiя, невозмутимость. Виды возбужденiя: безпокойство,мученiе, волненiе, тревога, потрясенiе. Понятiе объ аффектахъ и ихъ разделенiе |
| Радость. Определенiе. Виды: удовольствiе, наслажденiе, веселiе, восторгъ, умиленiе, блаженство. Физiологiя чувства и сценическое его выраженiе |
| Надежда. Определенiе и характеристика чувства. Физiологическiе и сценическiе признаки |
| Храбрость. Определенiе и характеристика чувства. Виды: бодрость, смелость, наглость, отважность, заносчивость, храбрость (въ тесномъ смысле), неустрашимость, дерзость. Физiологическiя замечанiя. Сценическiе признаки |
| Печаль. Определенiе и характеристика чувства. Виды: прискорбiе, огорченiе, грусть, горе, сожаленiе, угрызенiе совести, тоска, отчаянiе,тоска по родине. Физiологическiя замечанiя и сценическiе признаки |
| Гневъ. Определенiе, причины и свойства этого чувства. Виды: досада, раздраженiе, негодованiе, гневъ, ярость, озлобленiе, сварливость. Физiологическiя замечанiя. Сценическое выраженiе |
| Стыдъ. Определенiе и характеристика чувства. Виды: замешательство, стыдливость, застенчивость, целомудрiе, чопорность. Физiологическiя замечанiя. Сценическiе признаки |
| Страхъ. Определенiе. Виды: боязнь, опасенiе, страхъ, трусость, робость,мнительность, паника, испугъ, ужасъ. Физiологическiя замечанiя. Сценическiе признаки |
Теорiя сценическаго выраженiя страстей |
| Происхожденiе и различiе страсти отъ аффекта. Характеръ. Законъ движенiя страстей. Разделенiе ихъ по происхожденiю, составу и характеру |
| Эгоизмъ. Сущность и характеристика страсти. Общiе сценическiе признаки. Главнейшiе виды: невоздержанiе, гордость |
| Сластолюбiе. Определенiе и виды страсти: сластолюбiе (въ тесномъ смысле), гастрономiя, лакомство, жадность, прожорство. Условiя развитiя страсти. Физiологическая связь сластолюбiя съ эгоизмомъ. Сценическiе признаки |
| Пьянство. Определенiе- Условiя развитiя страсти. Три вида (перiода) пьянства: на веселе, охмеленiе, одуренiе въ физiологическомъ и сценическомъ отношенiяхъ. Различiе въ характере опьяненiя въ зависимости отъ свойства напитковъ. Замечанiе о сценическомъ выраженiи опьяненiя |
| Азартъ. Страсть къ игре. Характеристика ея. Физiологическiе и сценическiе признаки |
| Гордость. Определенiе. Виды страсти: высокомерiе, надменность, самодовольство, высокоумiе, фатство, тщеславiе, хвастовство, чванство. Условiя развитiя гордости. Физiологическiя заметки и сценическiе признаки |
| Смиренiе. Скромность, какъ источникъ смиренiя. Формы его проявленiя: уваженiе, почитанiе, благоговенiе, раболепство, низость. Сценическiе признаки |
| Честолюбiе. Определенiе и происхождение страсти. Ея характеристика и условiя развитiя. Виды: славолюбiе, властолюбiе, тираннiя, деспотизмъ, самодурство. Физiологическiя заметки. Сценическiе признаки |
| Корыстолюбiе. Происхожденiе страсти. Виды: жадность, скупость, экономiя, скряжничество, мотовство, щедрость. Характеръ и развитiе страсти. Физiологическая заметка. Сценическiе признаки
Леность. Определенiе, характеристика и условiя развитiя. Физiологическiе и сценическiе признаки |
| Любовь къ ближнимъ. Любовь половая. Определенiе и происхожденiе.Значенiе и характеристика. Различiе формъ ея проявленiя въ зависимости отъ пола, темперамента, природы и образованности. Физiологическiя замечавiя. Сценическiе признаки различныхъ перiодовъ страсти |
| Кокетство. Определенiе. Виды: естественное и искусственное. Характеристика. Различiе формъ его проявленiя. Сценическiе признаки |
| Любовь семейная. Виды: Материнская, Отцовская, Детская. Характеристика и значенiе. Сценическое выраженiе |
| Дружба. Происхожденiе, характеристика, условiя развитiя. Виды: прiятельство, товарищество. Сценическiе признаки. Доброта |
| Любовь къ известнымъ идеямъ. Религiозное чувство. Его значенiе. Виды: благоговенiе, религiозный восторгъ, умиленiе, ревность, фанатизмъ, ханжество. Любовь къ родине, отечеству, свободе. Сценическое выраженiе |
| Ненависть. Общее определенiе и характеристика страсти. Две формы ея проявленiя: сосредоточенiе, реакцiя. Физiологiя и сценическое выраженiе. Виды ненависти: 1) сосредоточенной: (отвращенiе, презренiе, скука); 2) реактивной (ревность, зависть, мстительность) |
Сценическое выраженiе физическихъ болезней |
| Определенiе и разделенiе. Виды болезненныхъ состоянiй: обморокъ,истерика, головная, зубная боль, кашель, чахотка, подагра, лихорадка, горячка. Телесные недостатки. Сценическое выраженiе |
Сценическое выраженiе душевныхъ болезней |
| Определенiе и причины душевныхъ болезней. Два рода болезней: помешательство и слабоумiе. Две формы помешательства: состоянiе душевной подавленности (меланхолiя, ипохондрiя); состоянiе душевнаго возбужденiя (бешенство, безумiе). Слабоумiе и его виды: безсмыслiе, тупоумiе,
идiотство, кретинизмъ. Физiологiя и сценическiе признаки. Глупость, ея характеристика; виды и сценическое выраженiе |
Сценическое выраженiе сна и смерти |
| Сонъ. Физiологическiя причины сна. Виды его: дремота, сонъ съ бредомъ, сновиденiя. Лунатизмъ и его признаки. Смерть. Определенiе. Характеристика сценической смерти: отъ болезни и насильственной. Виды насильственной смерти: самоубiйство и убiйство (отравленiе, удушенiе, удавленiе, замерзанiе, голодная смерть). Сценическiе признаки |
Общiе прiемы при изученiи роли |
| Перечень источников |
Честь первой попытки поставить обученiе сценическому искусству на серьезную теоретическую, научную почву принадлежитъ
у насъ бывшему режиссеру Александринскаго театра Е.И.Воронову.
Не входя въ критическую оценку его "Проэкта драматическаго
масса", заметимъ, что, къ сожаленiю, смерть помешала ему
осуществить на практике широко составленную имъ программу
драматическаго обученiя, основную задачу котораго онъ совершенно верно и точно определилъ следующими словами: "приготовленiе для большой сцены артистовъ развитыхъ въ пониманiи, ловкихъ и хорошо, ясно, громко и толково говорящихъ".
Второй достойный вниманiя трудъ по этой части представляетъ
cочиненiе П.Д.Боборыкина "Театральное Искусство", представляющее теорiю сценическаго образованiя въ гораздо более
определенномъ виде; оно отличается полнотою программы и разнообразiемъ собранныхъ сведенiй, но въ то же время, по характеру изложенiя, скорее можетъ быть признано пособiемъ при
обученiи театральному делу, чемъ руководствомъ. Въ прямой
противоположности съ последнимъ по объему и характеру является брошюра С.Кафтырева "Первое знакомство со сценой",
которая, будучи по словамъ самаго автора, не более, какъ опытомъ азбуки драматическаго искусства, заключаетъ въ себе самыя
простыя, элементарный понятiя, касающiяся число внешней стороны
сценическаго выполненiя. Этимъ ограничиваются наши спецiальныя сочиненiя о сценическомъ деле, если не считать целой
массы критические статей и замечанiй, разсеянныхъ въ нашей
перiодической литературе, которыя, рядомъ съ весьма дельными
мыслями, представляютъ нередко такiя противоречiя, что въ
общемъ весьма трудно составить по нимъ понятiе о томъ, каково должно быть современное сценическое искусство и какими
началами долженъ руководиться молодой, сценическiй деятель.
Будучи далекъ отъ мысли считать предлагаемый мною ныне
трудъ вполне удовлетворительнымъ разрешенiемъ упомянутаго вопроса, замечу, что я только развилъ и пополнилъ научнымъ образомъ задачу, высказанную Е.И.Вороновымъ, въ проэкте, при
чемъ старался принаровить его, какъ руководство, къ тому
уровню научнаго развитiя, на которомъ находится большинство
начинающихъ. Прилагаю при этомъ снисокъ сочиненiй, изъ которыхъ я делалъ извлеченiя и заметки, собранвыя въ моей
книге. Имея въ тоже время въ виду практическую сторону обученiя, я счелъ полезнымъ приложить къ руководству драматическую христоматiю, планъ которой приспособленъ къ его теоретической программе. Назначенiе ея-дать учащимся, на первый разъ готовый, по возможности разнообразный матерьялъ для
упражненiй при выработке дикцiи и мимики; при окоячательномъ разучиванiи ролей необходимы целыя пьесы; вотъ обстоятельство, извиняющее неизбежную отрывочность сценъ въ ней
помещенныхъ.
Желалъ бы, чтобъ изданный мною трудъ вызвалъ со стороны людей, понимающихъ дело, серьезный замечавiя относительно его недостатковъ, которыя я всегда буду готовъ принять
съ искреннею благодарностью.
И.Сведенцовъ.
Сведенцов Николай Иванович Преподаватель сценического искусства, писатель. В 1856 г. окончил курс в Главном педагогическом институте. Преподавал историю в Технологическом институте (1859–1862) и сценическое искусство в Императорском театральном училище в Санкт-Петербурге. Его главные труды: «О сочинениях Н. А. Добролюбова» (1862), «Русский театр» (1868), «Руководство к изучению сценического искусства» (1874), «История танцев и балета» (из посмертных бумаг; 1887), «Костюмы древних народов» (из лекций по театральному искусству; 1887).
|
|
|
|