Въ этой книге я не имелъ въ виду разсмотреть деятельность Пушкина въ последовательномъ хронологическомъ порядке. Моя задача была задачею не историко-литературною, а психологическою: это – опытъ психологическаго изученiя техъ сторонъ пушкинскаго творчества, которыя представляются мне важнейшими, а именно лиризма и реализма. Пушкинъ-лирикъ выступаетъ здесь на первый планъ,– какъ это было и въ действительности. Меня занималъ здесь и теоретически вопросъо существе лирики и о ея принципiальномъ отличiи отъ поэзiи образной. Мое воззренiе, значительно расходящееся съ общепринятымъ понятiемъ о лиризме, изложено и обосновано здесь лишь отрывочно. Более обстоятельное развитiе его читатель найдетъ въ моей статье "Лирика, какъ особый видъ творчества" (въ сборнике "Вопросы теорiи и психологiи творчества", Харьковъ" 1909, подъ ред. Б.А.Лезина). ![]() Известный отечественный филолог, психолог, почетный академик Петербургской академии наук. Родился в имении Каховка Таврической губернии. Учился в Петербургском и Новороссийском университетах, в Праге и Париже. Преподавал в Новороссийском, Казанском, Харьковском и Петербургском университетах. Им написаны работы по синтаксису русского языка, санскриту и ведийской мифологии. Будучи последователем школы А. А. Потебни, Д. Н. Овсянико-Куликовский придерживался идеи изначальной образности языка и разрабатывал вопросы теории и психологии творчества, подчеркивая значение наблюдательного и экспериментального метода в искусстве. Известны труды Д. Н. Овсянико-Куликовского о творчестве И. С. Тургенева, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, Г. Гейне, И. В. Гёте.
|