|
|
Отъ автора |
Часть первая -вступительная. |
А. | Основа филоcофiи. |
| I. | 1. Душевныя функцiи целесообразны. 2. Принципъ наименьшей меры силъ,
какъ принципъ целесообразности. 3-6. Целесообразность мышленiя следуетъ
искать въ сфере апперцептивныхъ процессовъ |
| II. | 7. Реакцiи неудовольствiя при нецелесообразномъ пользованiи силами; при
безсмысленномъ расположенiи представленiй; 8 – при противоречiи, 9 – въ
состоянiи цеизвестности. 10. Преимущества реакцiй неудовольствiя предъ
реакцiями удовольствiя |
| III. | 11-13. Сбереженiе силъ чрезъ построенiе системы |
| IV. | 14-17. Cбереженiе силъ при привычныхъ апперцеiпцiяхъ. 18. Непривычное;
19. – устраненiе его чрезъ забвенiе. 20 – или же чрезъ апперципированiе
его посредствомъ привычнаго. 21. Основа теоретической апперцепiи есть
принципъ наименьшей меры силъ |
| V. | 22. Влiянiе принципа наименьшей меры силъ на
количественную сторону апперцепцiи: требованiе единства и простоты; 23-24 –
сокращенiе числа апперцепирующихъ представленiй при развитiи языка. 25.
Заметка о языке |
| VI. | 26. Принципъ наименьшей меры силъ въ отношенiи къ продуктивности
теоретическихъ апперцепцiй; большiй результатъ при пониманiи. 27. Узнаванiе
вновь (воспризнаванiе) и пониманiе. 28. Другiя преимущества апперцепцiи
чреаъ понятiя и- 29 – неравномерной напряженности сознанiя |
| VII. | 30. Существуютъ науки, имеющiя целью пониманiе; – 31 – къ ихъ числу
принадлежитъ философiя. 32. Основу философiи составляетъ принципъ наименьшей
меры силъ |
Б. | Задача философии. |
| I. | 30. Общее понятiе и извеcтное, какъ факторы пониманiя. 34. Пределы пониманiя, полагаемые понятiями. 35. Законы. 36. Понятiя и законы, какъ
единство. 37. Стремленiе къ высшему единству |
| II. | 38-39. Содержанiе искомаго высшаго единства. 40. Вопроеъ о научномъ
развитiи стремленiя къ высшему единству. 41. Философiя, какъ искомое научное
мышленiе. 42. Соответственное определенiе философiи |
Часть вторая – выполненiе. |
А. | Методъ философiи. |
| I. | 43. Место, занимаемое философiей въ развитiи наукъ. 44. Общее пониманiе
нуждается въ спецiальномъ и требуетъ его: научное мышленiе распадается на
спецiальныя науки, которыя служатъ для философiи вспомогательными науками; –
45 – задача философiи ограничивается пониманiемъ целаго; 46 – при этомъ
понятiе целаго, въ свою очередь, сводится для философiи на объединенiе чрезъ
понятiя общихъ признаковъ всехъ отдельныхъ вещей |
| IIа. | 47. Определенiе факторовъ пониманiя: известнаго. Въ научномъ мышленiи
известное опрецеляется прежде всего по его психологической стороне; 48 – это
не противоречитъ принципу наименьшей меры силъ. 49. Наивный и научный опытъ;
50 – только последнiй даетъ известное, пригодное для научнаго пониманiя |
| IIб. | 51. Вопросъ о примесяхъ, вносимыхъ въ опытъ самимъ познающимъ. 52.
Тимематологичееciя апперцепцiи. 53. Антропоморфическiя апперцепцiи: – 54 –
оне не должны входить въ научное цониманiе. 55. Интеллектуально-формальныя
апперцепцiи; – 56 – вопросъ объ ихъ исключенiи есть вопросъ о честомъ опыте.
57. Пределы пониманiя, полагаемые известнымъ: пригодное для научнаго по-
ниманiя известное сводится къ даннымъ чистаго опыта. 58. Эта эволюцiя
согласна съ принципомъ наименьшей меры силъ |
| III. | 59. Детерминацiя общихъ понятiй, применимыхъ въ научномъ понинанiи: по
ихъ происхожденiю и содержанiю; – 60 – по ихъ объему |
| IVа. | 61. Вопросъ о собственномъ методе философiи. 62. Методы наблюденiя – 63 –
неприменимы въ философiи. 64. Умозаключенiе отъ известнаго къ
неизвестному – 65 – хотя и принято въ философiи, – 66-70 – но безполезно для нея |
| IVб. | 71. Вопросъ о методе достиженiя чистаго опыта. 72. Одной критики недостаточно;
- 73 – она должна пополняться методомъ исключенiя. Этотъ методъ былъ
implicite примененъ нами |
| V. | 75. Методъ исключенiя свойственъ всему естествознанiю: – 76 – следовательно,
у философiи въ тесномъ смысле нетъ особаго метода |
Б. | Построенiе философiи |
| I. | 77. Построенiе философiи зависитъ отъ содержанiя чиетаго опыта. 78.
Отношенiе чистаго опыта къ чистому воспрiятiю. 79. Самыя общiя понятiя
естествознанiя |
| IIа. | 80. Сила, какъ двигатель, не дана въ опыте. 81. То же нужно сказать и о
необходимости. 82. Вместе съ силой и необходимостыо отпадаетъ и причинность; 83 – однако необходимость остается въ силе, какъ степень уверенности
въ ожидаемомъ результате. 84. Сила и причинность тоже имеютъ значенiе, какъ выраженiя определенныхъ эмпирическихъ отношенiй; – 85 – причин
ность, спецiально какъ непрерывность. 86 – Принципъ наименьшей меры
силъ есть принципъ наименьшей траты средствъ. "Сила" и "причинность",
какъ сокращенныя выраженiя |
| IIб. | 88. Ощущенiе силы, какъ и всякое другое ощущенiе, не возникаетъ изъ дви-
женiя, – 89 – ибо опытъ, свидетельствующiй, будто движенiе порождаетъ – 90 –
или хотя бы обусловливаетъ ощущенiе, есть лишь мнимый опытъ. 91. Поэтому
ощущенiе должно признать своеобразнымъ для ощущающихъ субстанцiй: – 92 – въ
акте воспрiятiя, следовательно, нужно видеть лишь превращенiе одного движенiя въ другое, но не метаморфозъ движенiя въ сознанiе |
| IIIа. | 93. Ощущенiе, какъ свойство всякой субстанцiи. 94. Ожиданiе того, что
естествознанiе признаетъ атомы сознательными – 95 – и потребуетъ исключенiя
субстанцiи, – 96 – хотя, повидимому, это исключенiе сопряжено съ особыми
затрудненiями |
| IIIб. | 97. Взглядъ на развитiе языка и мышленiя: языкъ обозначаетъ сначала
воспринятое, какъ сложное единство, – 98 – затемъ мало-по-малу различаетъ
вещь отъ ея свойствъ, – 99 – целое отъ частей; – 100 – наконецъ, въ
заключенiе этой эволюцiи чувственное впечатленiе становится темъ, что мы
называемъ теперь воспрiятiемъ. 101. Вещь, въ противоположность ея свойствамъ,
прiобре- таетъ все большую самосхоятельность, – 102 – пока не достигнетъ
абсолютной самостоятельности въ качестве субстанцiи. 103. Такъ какъ для
воспрiятiя измененiя необходимо отношенiе последняго къ чему-либо
неизменному, – 104 – то понятно, что вещь представляетъ сравнительно
неподвижную точку для всякаго относительнаго измененiя, – 105 – а
субстанцiя-идеальную, абсолютно-неподвижную точку для абсолютнаго измененiя.
106. Поэтому субстанцiя должна быть исключена изъ того, что мыслится
реально-существующимъ |
| IIIв. | 107-109. Преимущества пониманiя, создавшаго лредставленiе о субстанцiи,
основаны на антропоморфической апперцепцiи – 110 – 114 – и не перевешиваютъ
ущерба, наносимаго представленiемъ о субстанцiи, какъ о вещи въ себе |
| IV. | 115- Такимъ образомъ, субстанцiя исключена; – 116 – за сущее могутъ быть
признаны только одни ощущенiя; – 117 – остается еще определить отношенiе
между ощущенiемъ и движенiемъ; последнее не составляетъ ни одного новаго
содержанiя сущаго, – 118 – ни особаго предмета нашего опыта. 119. Потому
движенiе должно определить, какъ форму бытiя. 120. Преимущества такого
взгляда – 121 – и поправка, вносимая имъ въ наши сведенiя насчетъ акта воспрiятiя.
122 – 123 – Отношенiе объективнаго и субъективнаго ощущенiя въ воспрiятiи |
| V. | Конечная проблема заключается въ представленiи о реальномъ начальномъ
единстве (первоединстве) ощущенiя. 125-131. Противоположный взглядъ –
ученiе о существенно-неизменныхъ элементарныхъ, атомизированныхъ
ощущенiяхъ – можно допустить лишь съ большой осторожностъю. 132. Поэтому
представленiе о возможности подобнаго началькаго едннства (первоединства)
ощущенiй не совсемъ безнадежно, хотя пока и имеетъ за себя мало шансовъ |
Примечанiя |
Цель этого произведенiя – применить принципъ наименьшей меры силъ къ
развитiю философiи.
Конечно, этотъ принципъ есть прежде всего принципъ косности; въ
примененiи къ душе его можно формулировать примерно такъ: при наплыве новыхъ
впечатленiй душа допускаетъ возможно-меньшее измененiе въ наличныхъ
представленiяхъ; другими словами: содержанiе нашихъ представленiй после новой
апперцепцiи остается по возможности подобнымъ тому, какимъ было до нея.
Но поскольку душа подчинена условiямъ органической жизни и требованiямъ
целесообразности, постольку нашъ принципъ становится принципомъ развитiя: на апперцепцiю душа тратитъ не более силы, чемъ необходимо, и при
множественности возможныхъ апперцепцiи, отдаетъ предпочтенiе той изъ нихъ,
которая съ меньшей тратой силъ даетъ тотъ же результатъ, или съ той же тратой
силъ достигаетъ большаго; при благопрiятныхъ условiяхъ, душа предпочтетъ
меньшей трате силъ, связанной съ меньшимъ или не столь прочнымъ результатомъ,
даже лишнее усилiе, если оно обещаетъ соответственно большiя или более
продолжительныя выгоды.
Понятый и примененный такимъ образомъ, принципъ наименьшей меры или траты
силъ представляетъ точку зренiя, съ которой можно разсматривать, оглядываясь
назадъ, развитiе философiи отъ ея зарожденiя и, заглядывая впередъ,
предусмотреть конечное развитiе мышленiя о мiре.
Дальнейшiй анализъ содержанiя этого мышленiя приведетъ насъ къ требованiю
чистаго опыта. Вместе съ темъ попытка представитъ понятiе и содержанiе
чистаго опыта приметъ форму критики чистаго опыта, поскольку
естествознанiе всегда не прочь – хотя подчасъ и въ сбивчивыхъ выраженiяхъ – признать
свой опытъ за чистый.
Наряду съ такимъ отношенiемъ къ естественно-научному опыту въ "критике
чистаго опыта" заподозрятъ соотношенiе и съ "критикой чистаго разума",
т.е. ихъ полный контрастъ. Авторъ не отрицаетъ, что онъ руководился
и последнимъ соображенiемъ. Въ самомъ деле, точки зренiя двухъ "критикъ"
противоположны; указанiе на это въ заголовке тотчасъ же оттенитъ нашу точку
зренiя и послужитъ предварительной гарантiей противъ недоразуменiй съ
оппонентами.
Отметить въ несколькихъ словахъ, въ чемъ состоитъ указанныя
противоположность, было бы рисковано; для более подробныхъ разъясненiй здесь
не место. Было-бы интересно и поучительно – обстоятельно выяснить отношенiе
нашей работы къ Канту, къ проблеме познанiя вообще, – какъ она поставлена въ
философской традицiи, – а также къ онтологическимъ и эволюцiоннымъ теорiямъ
послекантовой философiи и естествознанiя. Однако все такiя сопоставленiя
придется отложить до будущей объемистой работы, которая будетъ посвящена
преимущественно проблемамъ о самосознанiи, пространстве и времени. Какое же
направленiе получатъ все ответы на эти вопросые Опытный глазъ откроетъ и въ
только-что сказанномъ характерныя указанiя. Вводя свои воззренiя въ
нескончаемый всеобщiй споръ, называемый "наукой", авторъ счелъ за лучшее
выбрать для своего вступительнаго труда лишь самое существенное изъ
всеохватывающаго матерiала и по форме изложенiя остаться вернымъ темъ
требованiямъ, которыя сами собою вытекаютъ изъ разсмотреннаго здесь принципа.
Такъ, онъ избегалъ всякой полемики, даже близко касающейся дела, ибо эта
тягучая примесь, въ соединенiи съ излюбленной ученой орнаментикой, легко
могла бы раздуть нашъ скромный опытъ въ довольно внушительный томъ; кроме
того, здесь, по добросовестномъ обсужденiи, или вовсе опущены, или обсуждены
въ краткихъ замечанiяхъ, все те пункты, которые, обосновывая и подкрепляя
главную мысль, не требовались прямо и неотложно для нашихъ целей. Такъ какъ
мы желали предложить это произведенiе широкому и разнородному кругу читателей
съ весьма различными основными взглядами, то мы кое-где воздержались отъ
изложенiя мыслей, которыя показались бы тому или другому читателю слишкомъ
растянутыми или черезчуръ далекими отъ главной темы. Наконецъ, на томъ же
основанiи, мы пользуемся здесь наиболее распространенными, т.е. наиболее
знакомыми способами выраженiя, что, по нашему мненiю, способствуетъ более
быстрому усвоенiю посредствующихъ понятiй.
Какъ сказано, мы желали бы нашимъ "пролегоменамъ" широкаго и разнороднаго
круга читателей: мы горячо чувствуемъ потребность въ самой разносторонней
критике. У насъ нетъ основанiй бояться оценки, руководимой
чисто-теоретическими соображенiями: всякiй индивидуальный складъ мыслей – въ
томъ числе и свой собственный – мы считаемъ скорее заимствованiемъ, чемъ
собственностью, ибо самая существенная часть его определяется общимъ
умственнымъ развитiемъ, а остальное – кажущiйся продуктъ свободнаго развитiя
личности – обусловлено множествомъ задерживающихъ и искажающихъ влiянiй
субъективнаго пристрастiя. Напротивъ, мы готовы поучиться у критики и прежде
всего – у критики оппонентовъ. Мы – того мненiя, что въ области мышленiя, где
примеръ и опытъ безсильны, более чемъ где-либо необходимо влiянiе
противоположныхъ взглядовъ, чтобы возвысить насъ до важнейшаго условiя всякой
самокритики и самосовершенствованiя: до полнаго сознанiя того, что мы
знали и чего мы хотимь.
Авенариус Рихард Известный швейцарский философ-идеалист, один из основателей эмпириокритицизма. Профессор Цюрихского университета. Родился в Париже. Получив высшее образование, по желанию отца посвятил себя издательскому делу. Но позже склонность к занятиям философией взяла верх, и Р. Авенариус работал в качестве преподавателя философии сначала в Лейпцигском, а затем в Цюрихском университетах. В 1877 г. при участии некоторых немецких философов, в том числе В. Вундта, основал философский журнал, который вел до самой смерти.
Одновременно с австрийским философом Э. Махом, но независимо от него Р. Авенариус разработал основные положения нового философского течения — «эмпириокритицизма» (термин, означающий «критика опыта»). Центральное понятие философии Авенариуса — внешний и внутренний человеческий опыт. По его мнению, нет реальности вне нашего сознания — «без субъекта нет объекта и без объекта нет субъекта». Эта оригинальная система взглядов на мир была изложена в работах «Философия как мышление о мире сообразно принципу наименьшей меры сил» (1876; рус. пер. 1899; переизд. в URSS), «Человеческое понятие о мире» (1891; рус. пер. 1901; переизд. в URSS), «О предмете психологии» (1894–1895; рус. пер. 1911; переизд. в URSS), а также в наиболее известной его книге «Критика чистого опыта» (1888–1890). Для российского читателя книга вышла в 1905 г. (переизд. в URSS) в популярном изложении А. В. Луначарского (1875–1933) — видного государственного деятеля, наркома просвещения первого советского правительства, в молодости слушавшего лекции Авенариуса.
|
|
|
|