1. Простое и составное глагольные сказуемые 2. Именное сказуемое
Что такое язык, и какую роль он играет в жизни отдельного человека и общества в целом? Конечно, прежде всего это средство общения, но не только: умение изъясняться является неотъемлемой частью личности — тем, что отличает человека от животного. С другой стороны, язык — наиболее точное средство описания внешнего мира. Выступая как действенный инструмент познания, язык позволяет фиксировать наблюдения, проводить анализ и делать выводы, выявляя через конкретные факты особенности развития человека и окружающей его действительности. К долгосрочным функциям языка относится его способность систематизировать и передавать информацию в пространстве и времени. В гуманитарных науках — в лингвистике, литературоведении, философии — язык представляет собой объект непосредственного изучения. Состояние человека и общества, болевые точки социального развития, причины и следствия исторических событий — всё это находит отражение в научных работах, документах, произведениях художественной литературы, которые составляют сокровищницу национального культурного наследия. Однако в процессе работы с языком неизменными остаются вопросы — как проводить исследования и что принимать за основу в условиях, когда принципы взаимодействия материального и духовного в целом и языка и мышления в частности до сих пор не имеют научного обоснования. С другой стороны, то, что не поддаётся непосредственному восприятию, можно изучать опосредованно — через текст как единственно доступную человеку форму материального воплощения его мыслей, чувств и намерений. С помощью языка мы постигаем существующие в мире системные связи, даём эмоциональную оценку происходящему, проясняем сложившиеся отношения, расставляем приоритеты, подводим итоги и делаем выводы. Каждый уровень языка, начиная с лексики и заканчивая предложно-падежной системой и синтаксическими конструкциями простого и сложного предложений, отвечает за описание определённых результатов мыслительной деятельности человека. Вопросами образования структурно-семантических языковых связей с учётом возможности отражения в них результатов работы сознания занимаются многие языковедческие дисциплины, в частности структурная лингвистика. Но когда нет ясного представления об истоках, о том, что лежит в основе существования языковой системы в целом, любые разработки в этой области будут оставаться за пределами общих законов развития. Окружающий нас мир не ограничивается материальными объектами, он зависит от характера взаимодействия составляющих их элементарных частиц. В соответствии с этим и язык, который является отражением этого мира, состоит из слов, которые обладают внутренним строением, обусловливающим их смысловую и стилистическую предрасположенность к образованию тех или иных синтаксических связей. Долгое время анализ языка ограничивался внешними наблюдениями: предполагалось что слова, как кубики в детском конструкторе, можно переставлять, добиваясь более или менее оптимального результата. Однако суть мироздания лежит намного глубже. Вполне вероятно, что нам никогда не удастся понять, что послужило причиной зарождения материи и сознания человека, но пытаться ответить на эти вопросы стоит. Возможно, в бесплодных попытках разобраться в глубинных проблемах бытия когда-нибудь забрезжит свет истины. И начинать поиски надо с самого начала — с философии и поисков аналогий между языком и законами окружающего нас мира. Вопросам соотношения языка и мышления, материального и духовного и особенностям взаимодействия языковой формы и содержания на уровне смыслообразования, функционирования предложно-падежной системы и совмещения грамматической и логической структур в предложении посвящена данная книга.
![]() Кандидат филологических наук, лингвист, литературовед, специалист по русскому языку как иностранному. Окончила физико-математическую школу № 30 и филологический факультет Ленинградского государственного университета. Работает на филологическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета, доцент.
Автор монографий по лингвистике и литературоведению: «Логика метафорических преобразований», «Иосиф Бродский: американский дневник. О стихотворениях, написанных в эмиграции», «Иосиф Бродский: метафизика и реальность», «Синергетика творчества» (М.: URSS), «Философия языка и проблемы современной лингвистики» (М.: URSS), «Лингвистика в контексте естественно-научной парадигмы познания» (М.: URSS). Автор учебников: «Давайте говорить по-русски», «Русский язык для математиков», «Грамматика русского языка в упражнениях и комментариях (Морфология. Синтаксис)», «Петербург в жизни и творчестве русских писателей», «Rush to Russian», «Русский язык и культура речи». |