URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Кареев Н.И. Беседы о выработке мировоззрения. (Продолжение 'Писем к учащейся молодежи о самообразовании', с кратким указателем самообразовательного чтения) Обложка Кареев Н.И. Беседы о выработке мировоззрения. (Продолжение 'Писем к учащейся молодежи о самообразовании', с кратким указателем самообразовательного чтения)
Id: 258063
469 р.

Беседы О ВЫРАБОТКЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
(Продолжение "ПИСЕМ К УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ О САМООБРАЗОВАНИИ", с кратким указателем самообразовательного чтения). № 14. Изд. стереотип.

Беседы о выработке мировоззрения. (Продолжение "Писем к учащейся молодежи о самообразовании", с кратким указателем самообразовательного чтения) URSS. 2020. 182 с. ISBN 978-5-397-07254-0.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага

Аннотация

Автор настоящей книги --- выдающийся отечественный историк и философ, социолог и педагог Николай Иванович Кареев (1850–1931) --- создал много работ, посвященных задачам преподавания гуманитарных наук, выступая в этой области как теоретик и методист. В данной книге, которую автор определил как продолжение его знаменитых "Писем к учащейся молодежи о самообразовании" (10-е издание --- М.: URSS, 2009), он ставит целью рассмотреть... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловiе
Вступленiе
I.0 взаимныхъ отношенiяхъ естественыхъ и гуманитарныхъ работъ
II.0 научномъ изученiи матерiальной природы
III.0 научномъ изученiи психическихъ явленiй
IV.0 существенномъ содержанiи философскаго образованiя
V.0 научной основе и субъективизме соцiологiи
VI.Объ этическомъ отношенiи къ личности и обществу
VII.Объ историческомъ и соцiологическомъ образованiи
Заключенiе
Краткiй указатель самообразовательнаго чтенiя

Предисловие к третьему изданию
top

Третье изданiе этой книжки печатается почти безъ всякихъ измененiй со второго. Полъзуясь случаемъ, представленнымъ появленiемъ въ светъ этого изданiя, чтобы известить своихъ читателей, интересующихся вопросами самообразованiя и выработки мiросозерцанiя, о двухъ вещахъ. Во-первыхъ, уже въ прежнихъ изданiяхъ "Беседъ" указывалось на то, что въ скоромъ времени должна появиться въ светъ энциклопедическая программа самообразовательнаго чтенiя, составленная спецiалистами. Съ удовольствiемъ отмечаемъ, что въ данную минуту эта программа уже появилась въ печати (въ "Историческомъ Обозренiи", издаваемомъ Историческимъ Обществомъ при С.-Петербургскомъ университете, т, VIII) и будетъ издана вторично въ особомъ "Сборнике для содействiя самообразованiю", который въ настоящее время уже печатается. Во-вторыхъ, пишущiй эти строки въ непродолжительномъ времени предполагаетъ выпустить въ светъ небольшую книжку, посвященную основнымъ вопросамъ этики, причемъ будетъ данъ обзоръ всего наиболее важнаго, что по нравственной философiи существуетъ на русскомъ языке-оригинальнаго и переводнаго, и сделаны будутъ указанiя, разсчитанныя на то, чтобы служить руководствомъ для читателей, впервые только приступающихъ къ ознакомленiю съ главными вопросами нравственной философiи.

21-го iюля 1895


Вступление
top

Эти "Беседы о выработке мiросозерцанiя" составляютъ продолженiе "Писемъ къ учащейся молодежи о самообразованiи". Въ книжке подъ последнимъ заглавiемъ я имелъ въ виду прежде всего объяснить, почему образованiе, получаемое въ средней и высшей школе, нуждается въ дополненiи со стороны самообразованiя. Никакая школа безъ самостоятельнаго философскаго, научнаго, литературнаго и публицистическаго чтенiя не можетъ дать человеку всего того, что нужно ему для выработки себе цельнаго, стройнаго и полнаго мiросозерцанiя. Между темъ, по многимъ основанiямъ выработку мiросозерцанiя нужно считать за одну изъ главныхъ задачъ того образованiя, къ которому стремится молодежь по чисто внутреннему побужденiю, т.-е. не въ силу соображенiя о полезности образованiя въ деле добыванiя средствъ къ жизни. Въ молодежи, вследствiе присущаго ей такъ называемаго юношескаго идеализма, весьма сильно развитъ теоретическiй и этическiй интересъ къ знанiю того, что такое природа, человекъ и общество, и чемъ должны быть человекъ и общество, чтобы соответствовать своей идее и своей цели.

Далее, я проводилъ ту мысль, что мiросозерцанiе должно каждымъ именно самостоятельно вырабатываться на основанiи фактовъ и идей, съ которыми юноша долженъ знакомиться путемъ упомянутаго чтенiя соответственныхъ книгъ. Выработка мiросозерцанiя, предполагающая самодеятельность мысли, противоположна пассивному усвоенiю чужихъ идей: я счелъ особенно необходимымъ подчеркнуть, что путь знанiя есть путь критики, что въ этомъ деле нетъ места догматизму, принятiю на веру техъ или другихъ положенiй. Конечно, всякое мiросозерцанiе складывается изъ элементовъ знанiя и элементовъ веры, но области того и другой должны быть разграничены: то, что можетъ быть предметомъ знанiя, должно приниматься лишь на основанiи доказательствъ, въ коихъ заключались бы и данныя для критики противоположныхъ утвержденiй, а при надлежащемъ отношенiи къ знанiю и то, что можетъ быть лишь предметомъ веры, въ свою очередь, должно иметь разумныя основанiя, не боящiяся никакой критической проверки. Надлежащая выработка мiросозерцанiя имеетъ своей задачей поэтому не только дать человеку идеи о существующемъ и должномъ, но и развить въ человеке критическую способность, т.-е. возможность самостоятельнаго отношенiя ко всемъ вопросамъ мысли и жизни,

Мiросозерцанiе, которое вырабатываетъ себе человекъ, занимающiйся съ этою целью самообразованiемъ, должно быть по возможности цельнымъ, полнымъ и стройнымъ, охватывать все сферы мысли и жизни, природу, человека и общество. Достигнуть этого можно лишь посредствомъ разнообразнаго чтенiя по известной программе, объединеннаго притомъ какой-либо идеей. И этому вопросу я посвятилъ въ "Письмахъ о самообразованiи* довольно много места, указавъ на то, какъ следуетъ относиться къ образовательнымъ средствамъ вообще и въ особенности къ науке ради достиженiя той цели, которую следуетъ ставить самообразованiю.

Оставляя въ стороне другiя темы, затронутыя въ "Письмахъ о самообразованiи", я ставлю теперь своей задачей изложить въ известной системе главные вопросы научнаго и этическаго мiросозерцанiя и указать на сочиненiя, которыя заключаютъ въ себе ответы на эти вопросы). Кроме произведенiй литературныхъ и публицистическихъ,-указанiй на которыя въ этой книжке мне делать не придется, – главную роль въ деле выработки миросозерцанiя должны играть сочиненiя содержанiя философскаго и научнаго. Указывая на последнiя, я буду держаться здесь следующихъ общихъ правилъ: 1) не называтъ слишкомъ большого числа книгъ, ограничиваясь лишь самымъ необходимымъ, 2) указывать по возможности на книги наиболее общiя, такъ сказать, идейныя, не требующiя спецiальныхъ знанiй, вполне доступныя по изложенiю и 3) приводить только заглавiя книгъ, существующихъ на русскомъ языке или въ русскомъ переводе. Все эти ссылки будутъ прiурочены къ тексту настоящей книжки, коему я хотелъ бы придать характеръ систематическаго указателя главнейшихъ предметовъ и важнейшихъ вопросовъ, входящихъ въ кругъ самообразовательнаго чтенiя. Я не стану излагать здесь программы, по которой составилась настоящая книжка. Отмечу только, что главными вопросами я ставлю въ ней вопросъ о месте человека въ природе и о положенiи, какое занимаеть (и должна занимать) личность въ обществе. По крайней мере, моимъ желанiемъ было сгруппировать все остальные вопросы около этихъ двухъ, сосредоточивъ все вниманiе читателя на познанiи самого человека и его отношенiй къ внешней природе и къ обществу себе подобныхъ.

Конечно, въ "Беседахъ" этихъ мне приходится касаться вопросовъ очень трудныхъ и по своей сложности, и по своей отвлеченности. Насколько это было вообще возможно и насколько самъ я умелъ, я старался упрощать и делать более доступными для пониманiя эти вопросы, Въ какомъ смысле я решаю ихъ самъ для себя и желалъ бы, чтобы и другiе ихъ со мной решали, я этого, конечно, не могъ (да и не хотелъ) скрывать, но все-таки моею главною задачею было указывать на существованiе такихъ-то и такихъ-то вопросовъ и на те взаимоотношенiя, въ какихъ они находятся въ целомъ человеческаго мiросозерцанiя. Главное, это – то, чтобы молодежь въ одной неболышой книжке могла найти постановку наиболее важныхъ вопросовъ философiи съ теорiей познанiя и этикой, естествознанiя, психологiи и соцiологiи съ теорiей исторiи, включая въ соцiологiю и общiя теорiи экономики, юриспруденцiи и политики. Не скрою, что моею целью было прямо выдвинуть на первый планъ образованiе гуманитарное, разумея подъ последнимъ и занятiе общественными науками. Я думаю, что выработка мiросозерцанiя должна иметь не одно теоретическое значенiе. Если съ теоретической точки зренiя философiя природы имеетъ не меньшее значенiе, чемъ философiя личной общественной жизни человека, то съ другой точки зренiя эта последняя философiя получаетъ несомненный перевесъ. Мы вырабатываемъ мiросозерцанiе не только для того, чтобы понимать самихъ себя и то, что насъ окружаетъ, но и для того, чтобы знать, какъ жить и какъ действовать въ жизни, а въ этомъ отношенiи гуманитарныя науки даютъ намъ гораздо более, чемъ естествознанiе.

Эту книжку я пишу для техъ же читателей, для коихъ были изданы "Письма о самообразованiи". Те же побужденiя, съ теми же чувствами, которыя руководили мною несколько месяцевъ тому назадъ, когда я набрасывалъ эти "писъма", руководили мною и теперь, когда я составлялъ отдельныя "беседы", изъ коихъ образовалась настоящая книжка. И я надеюсь, что и оне найдутъ среди молодежи тотъ сердечный прiемъ, какой съ ея стороны встретили мои "Письма о самообразованiи". Быстрый успехъ последнихъ прямо заставилъ меня поторопиться съ написанiемъ настоящихъ "Беседъ о выработке мiросозерцанiя", и въ данную минуту, когда дописана последняя страница текста и дописывается это предисловiе, я уже подумываю о новой подобной книжке, предметъ коей намеченъ въ последнихъ строкахъ текста.


Об авторе
top
Николай Иванович КАРЕЕВ (1850–1931)

Выдающийся отечественный историк, философ, социолог, педагог и общественный деятель. Родился в Москве. В 1873 г. окончил историко-филологический факультет Московского университета, где учился у известных ученых – филолога Ф. И. Буслаева, историков С. М. Соловьева и В. И. Герье. Читал лекции по истории в Московском и Варшавском университетах. В 1879 г. успешно защитил магистерскую диссертацию, а в 1884 докторскую – "Основные вопросы философии истории". В 1885 г. переехал в Петербург, где работал сначала приват-доцентом, а затем профессором по курсу всеобщей истории в столичном университете. В 1905 г. был избран в Государственную Думу от партии кадетов. С 1910 г. – член-корреспондент Петербургской академии наук, с 1929 г. – почетный член Академии наук СССР.

Н. И. Кареев – один из основателей отечественной социологии, крупнейший представитель классического позитивизма в социологии, последователь и популяризатор учения О. Конта и других западных философов и социологов. Он одним из первых предпринял попытку осмысления исторического развития социологии в России, обращая внимания на закономерности этой отрасли социального знания, обусловленные не только общемировыми тенденциями, но и исключительно специфическими для России. Помимо ряда историко-философских и социологических работ, он также был автором гимназических учебников, пользовавшихся большой популярностью: "Учебная книга новой истории" (1900) выдержала 15 изданий, "Учебная книга истории средних веков" (1900) – 9 изданий, "Учебная книга древней истории" (1901) – 8 изданий.