Долгая жизнь Л.Н.Толстого почти вся прошла въ условiяхъ старой, доконституцiонной Россiи, въ обстановке приказнаго строя, въ тяжелой атмосфере того стараго, бюрократическаго режима, который только недавно былъ осужденъ свыше и полная несостоятельностъ котораго была громко и решительно признана лишь 17 октября 1905 года. Идеи и принципы, царившiе у насъ при старыхъ порядкахъ въ области внутренней политики, какъ извъстно, получили особенно сильное развитiе въ теченiе последнихъ 30–35 летъ XIX столетiя, т.-е. въ те самые годы, когда деятельность Толстого, какъ писателя, а затемъ и какъ учителя жизни проявиласъ съ особенной интенсивностью. Наиболее яркими проводниками реакцюнныхъ идей и принциповъ въ то время были: съ одной стороны – графъ Д.А.Толстой, а съ другой – К.П.Победоносцевъ, заправлявшiе по своему усмотрению политикой въ области общественной и церковной жизни. Поэтому не следуетъ, конечно, удивляться, что на долю великаго писателя выпало немало разныхъ тернiй, нередко очень колючихъ и жесткихъ, выпало немало разныхъ испытанiй, подчасъ суровыхъ и тяжкихъ. Скрывать это, утаивать и замалчивать теперь нвть уже решительно никакихъ основанiй, нвтъ никакого смысла, тъмъ более, что со смертью великаго старца его личность перешла въ область исторiи, для которой нетъ и не можеть быть никакихъ тайнъ". Эту мысль доказывалъ еще Погодинъ летъ 60 или 70 тому назадъ, а вновь доказывать ее теперъ, въ наши дни, значило бы, конечно, ломитъся въ открытую дверъ... Широка и многогранна была деятелъностъ Лъва Толстого, и глубокiя, неизгладимыя борозды оставила она въ духовной жизни русскаго народа и общества. Толстой, какъ художникъ, какъ авторъ безсмертныхъ произведенiй, воплотившихъ русскую жизнъ въ ея безконечномъ разнообразiи явленiй, типовъ и образовъ за целое столетiе. Толстой, какъ психологъ, проникавшiй своимъ анализомъ въ самые заповвдные тайники человеческой души, человвческаго сердца и совести. Толстой, какъ страстный и неутомимый искателъ истины, искателъ тФхъ путей, которые должны вывести человечество изъ хаоса мучителъныхъ сомнвнiй и страданiй... Пругавин Александр Степанович Русский историк, этнограф, публицист, видный исследователь старообрядчества и сектантства. Родился в Архангельске, в семье смотрителя народных училищ. С 1869 г. учился в Петровской земледельческой и лесной академии в Москве; участвовал в революционных студенческих волнениях 1869 г. Привлекался в 1871 г. по «делу нечаевцев» и в том же году был выслан в Архангельскую губернию (освобожден от надзора в 1879 г.). С 1877 г. изучал старообрядчество. Знакомство с многочисленными последователями разных сект на Крайнем Севере побудило А. С. Пругавина заняться изучением последних; результатом этого изучения стали многочисленные статьи в «Голосе», «Новом времени», «Русском курьере», «Русской мысли», «Неделе» и других изданиях. Во время Октябрьской революции уехал из Петербурга сначала на Волгу, а затем в Сибирь, где редактировал белогвардейскую военную газету. В 1920 г. был арестован большевиками и умер в тюрьме г. Красноярска.
В своих трудах о расколе А. С. Пругавин ратовал за безусловную веротерпимость и полную равноправность раскольников; он доказывал «тесную связь вопроса о расколе со всеми вопросами нашего общественного быта, которые относятся до правового и экономического положения народа». Его статьи привлекли внимание влиятельных людей — великого князя Константина Николаевича, писателя Льва Толстого и других, в результате чего были освобождены из тюрем некоторые старообрядцы и сектанты. Попытки А. С. Пругавина собрать свои статьи по расколу в отдельное издание окончились неудачей из-за вмешательства цензуры; позже, в начале XX века, вышли его книги «Старообрядческие архиереи в Суздальской крепости», «Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством», «Раскол и сектантство в русской народной жизни», «Раскол вверху. Очерки религиозных исканий в привилегированной среде», «В казематах. Очерки и материалы по истории русских тюрем» и другие. |