URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Пругавин А.С. О Льве Толстом и о толстовцах: Очерки, воспоминания, материалы Обложка Пругавин А.С. О Льве Толстом и о толстовцах: Очерки, воспоминания, материалы
Id: 257803
629 р.

О Льве Толстом и о толстовцах:
Очерки, воспоминания, материалы. Изд. стереотип.

2020. 344 с.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1911 г.)

Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга русского историка, этнографа и публициста А.С.Пругавина (1850–1920), содержащая очерки и воспоминания, а также официальные материалы о великом писателе и мыслителе Льве Николаевиче Толстом и о религиозно-этическом общественном течении толстовцев. В книге исследуются различные стороны жизни и деятельности Толстого, его мировоззрение и взгляды на всевозможные предметы. Приводится переписка Л.Н.Толстого... (Подробнее)


Oглавление
top
Отъ автора
ЧACTb ПЕРВАЯ. О Льве Толстомъ
 Л. Н. Толстой въ голодовку 1873 – 74 года
 Левъ Толстой и самарскiе молокане
 Секретный циркуляръ
 Толстой и миссiонеры
 Л. Н. Толстой въ Москве
 Письма и записочки Л. Н. Толстого
  I. На почве сектантства
  II. Въ голодовку 1899 года
  III. Изъ позднейшихъ писемъ Л. Н.Толстого
 Замыслы бюрократiи противъ Толстого
 Отлученiе оть Церкви (По офицiальнымъ даннымь)
 Левъ Толстой и "богочеловеки"
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. О толствовцахъ
 Толстовство, какь секта (По офицiальнымъ даннымъ)
 Роль толстовства въ духоборческомъ движенiи (По отчетамъ г. оберъ-прокурора Св. Синода)
 Толстовцы (Очеркъ)
  I. Левъ и Сережа
  II. Современные Дiогены
  III. Мненiе Победоносцева и миссiонеровъ
  IV. Плоть и духъ
  V. Проповедники кротости и смиренiя
 Письма толстовца Сережи Попова
  Письмо первое
  Письмо второе
 За Толстого
 Первый судебный процессъ толстовцевъ
  I. Обвинительный актъ
  II. Приговоръ

Отъ автора (отрывок)
top

Долгая жизнь Л.Н.Толстого почти вся прошла въ условiяхъ старой, доконституцiонной Россiи, въ обстановке приказнаго строя, въ тяжелой атмосфере того стараго, бюрократическаго режима, который только недавно былъ осужденъ свыше и полная несостоятельностъ котораго была громко и решительно признана лишь 17 октября 1905 года.

Идеи и принципы, царившiе у насъ при старыхъ порядкахъ въ области внутренней политики, какъ извъстно, получили особенно сильное развитiе въ теченiе последнихъ 30–35 летъ XIX столетiя, т.-е. въ те самые годы, когда деятельность Толстого, какъ писателя, а затемъ и какъ учителя жизни проявиласъ съ особенной интенсивностью. Наиболее яркими проводниками реакцюнныхъ идей и принциповъ въ то время были: съ одной стороны – графъ Д.А.Толстой, а съ другой – К.П.Победоносцевъ, заправлявшiе по своему усмотрению политикой въ области общественной и церковной жизни.

Поэтому не следуетъ, конечно, удивляться, что на долю великаго писателя выпало немало разныхъ тернiй, нередко очень колючихъ и жесткихъ, выпало немало разныхъ испытанiй, подчасъ суровыхъ и тяжкихъ.

Скрывать это, утаивать и замалчивать теперь нвть уже решительно никакихъ основанiй, нвтъ никакого смысла, тъмъ более, что со смертью великаго старца его личность перешла въ область исторiи, для которой нетъ и не можеть быть никакихъ тайнъ". Эту мысль доказывалъ еще Погодинъ летъ 60 или 70 тому назадъ, а вновь доказывать ее теперъ, въ наши дни, значило бы, конечно, ломитъся въ открытую дверъ...

Широка и многогранна была деятелъностъ Лъва Толстого, и глубокiя, неизгладимыя борозды оставила она въ духовной жизни русскаго народа и общества.

Толстой, какъ художникъ, какъ авторъ безсмертныхъ произведенiй, воплотившихъ русскую жизнъ въ ея безконечномъ разнообразiи явленiй, типовъ и образовъ за целое столетiе.

Толстой, какъ психологъ, проникавшiй своимъ анализомъ въ самые заповвдные тайники человеческой души, человвческаго сердца и совести.

Толстой, какъ страстный и неутомимый искателъ истины, искателъ тФхъ путей, которые должны вывести человечество изъ хаоса мучителъныхъ сомнвнiй и страданiй...


Об авторе
top
Пругавин Александр Степанович
Русский историк, этнограф, публицист, видный исследователь старообрядчества и сектантства. Родился в Архангельске, в семье смотрителя народных училищ. С 1869 г. учился в Петровской земледельческой и лесной академии в Москве; участвовал в революционных студенческих волнениях 1869 г. Привлекался в 1871 г. по «делу нечаевцев» и в том же году был выслан в Архангельскую губернию (освобожден от надзора в 1879 г.). С 1877 г. изучал старообрядчество. Знакомство с многочисленными последователями разных сект на Крайнем Севере побудило А. С. Пругавина заняться изучением последних; результатом этого изучения стали многочисленные статьи в «Голосе», «Новом времени», «Русском курьере», «Русской мысли», «Неделе» и других изданиях. Во время Октябрьской революции уехал из Петербурга сначала на Волгу, а затем в Сибирь, где редактировал белогвардейскую военную газету. В 1920 г. был арестован большевиками и умер в тюрьме г. Красноярска.

В своих трудах о расколе А. С. Пругавин ратовал за безусловную веротерпимость и полную равноправность раскольников; он доказывал «тесную связь вопроса о расколе со всеми вопросами нашего общественного быта, которые относятся до правового и экономического положения народа». Его статьи привлекли внимание влиятельных людей — великого князя Константина Николаевича, писателя Льва Толстого и других, в результате чего были освобождены из тюрем некоторые старообрядцы и сектанты. Попытки А. С. Пругавина собрать свои статьи по расколу в отдельное издание окончились неудачей из-за вмешательства цензуры; позже, в начале XX века, вышли его книги «Старообрядческие архиереи в Суздальской крепости», «Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством», «Раскол и сектантство в русской народной жизни», «Раскол вверху. Очерки религиозных исканий в привилегированной среде», «В казематах. Очерки и материалы по истории русских тюрем» и другие.