Обложка Чайковский П.И. Руководство к практическому изучению гармонии. (С приложением критических замечаний автора на полях «Учебника гармонии» Н.А.Римского-Корсакова)
Id: 257800
586 руб.

РУКОВОДСТВО К практическому изучению ГАРМОНИИ.
(С приложением критических замечаний автора на полях «Учебника гармонии» Н.А.Римского-Корсакова) № 49
Руководство к практическому изучению гармонии. (С приложением критических замечаний автора на полях «Учебника гармонии» Н.А.Римского-Корсакова)

URSS. 2020. 208 с. ISBN 978-5-9710-7263-8.
  • Твердый переплет

Аннотация

Вниманию читателя предлагается классическая работа великого композитора П.И.Чайковского, ставшая одним из первых научно-методических трудов в области музыкальной теории, написанных русским композитором-классиком. Фактически данная книга стала первым русским учебником по курсу гармонии, сразу же вошедшим в практику преподавания гармонии в России. Автор применил некоторые новые для своего времени моменты в методике преподавания этой ...(Подробнее)дисциплины, в том числе развитие творческой инициативы ученика при его систематической работе над задачами по гармонизации мелодий; этот принцип работы по изучению гармонии применяется в педагогической практике и в наши дни.

Книга рекомендуется композиторам, музыковедам, преподавателям и учащимся музыкальных школ, историкам искусства.


Содержание
Oт составителя ............. 3
Введение. Учение об интервалах . ....... 5
Учение о гармонии
Часть первая..........„ . . 9
Отдел первый, Консонирующие аккорды. Трезвучия ... 10
Глава I. Трезвучия мажорной гаммы....... 10
II. Сочетание трезвучий мажорного лада .... 12
III. Сочетание трезвучий, не имеющих внешней связи . 15
IV. Уклонения от правил сочетания связных аккордов . 19
V, Гармонические секвенции....... 22
VI. Гармония минорного лада......, 24
VII. Широкое расположение аккордов..... 28
VIII. Обращения трезвучий........ 29
IX. Обращения уменьшенных и увеличенных трезвучий . 34 Отдел второй. Диссонирующие гармонии: септаккорды и нонаккорды..... ......... 37
Глава X. Доминантаккорд.......... 37
XI. Свободное ведение голосов ..... 43
XII. Нонаккорд.......... . 45
XIII. Малый и уменьшенный септаккорды. .... 47
XIV. О сочетании между собою диссонирующих гармоний,
разрешающихся в тоническое трезвучие . . 50
XV. Секвенцаккорды.......... 54
XVI. Секвенцаккорды в миноре ..... 60
XVII. Гармонизация данных мелодий . . . . 63
Отдел третий. Модуляция.......... 73
Г л а в а XVIII. Непосредственные модуляции .... 74
XIX. Модуляция проходящая ..... 81
XX. Гармонизация мелодий с модуляциями .... 85
XXI. Энгармонизм уменьшенного септаккорда ... 88
XXII. Педаль (органный пункт)....... 90
Часть вторая. Случайные гармонические формы
Отдел первый.............. 96
Глава XXIII. Задержания ....... ... 96
XXIV. Предъем............. 107
XXV. Проходящие ноты ...... 110
XXVI. Аккорды с увеличенной квинтой..... 118
XXVII. Аккорды с увеличенной секстой..... 125
XXVIII. Вспомогательные ноты......... 131
Отдел второй. Мелодическое развитие голосов..... 138
Глава XXIX.Строгий стиль гармонии . ..... 138
XXX. Дальнейшее развитие голосоведения .... 150
XXXI. Гармоническая фигурация....... 155
XXXII. Свободные прелюдии . ...... 159
XXXIII. Уклонения от гармонических законов .... 160
XXXIV. Каденции............ 162
ПРИЛОЖЕНИЯ
I. Вариант текста из § 50 «Руководства к практическому
изучению гармонии ....... 165
II. Программы по гармонии . ...... 167
III. Замечания иа полях «Учебника гармонии Н. Римского-Корсакова .... . . ........ 172
IV. [О цефаутном ключе]..... ..... 196
V. Демественное пение........... 199

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

Приступая к составлению предлагаемого руководства, я всего менее имел в виду внести в музыкальную науку новую систему, новые взгляды. Убедившись в том, что при развивающейся в публике музыкальности потребность в учебниках делается с каждым днем настоятельнее, я решился по мере сил способствовать удовлетворению этой потребности.

Любители теоретических изысканий и музыкально-философских умствований не найдут в моей книге пищи для своей любознательности; за то я льщу себя надеждой, что учащееся поколение обретет в ней пособника на пути практического изучения техники искусства. Она не углубляется в сущность и причину музыкально-гармонических явлений, не тщится открыть принцип, связующий в научное единство правила, обусловливающие гармоническую красоту, но излагает в возможной последовательности выведенные путем эмпирическим указания для начинающих музыкантов, ищущих руководителя в своих попытках к сочинению. От этого я и не решаюсь свой скромный, специально педагогический труд назвать громким именем теории. Если и несомненно то, что музыкальная наука, постепенно совершенствуясь, найдет наконец ключ к теоретическому разъяснению гармонических таинств, то да позволено будет усомниться в том, что ознакомление с существующими в настоящее время, построенными на песке, теориями гармонии может принести существенную пользу учащимся. Ничто так не сбивает с толку начинающего, ничто так не ослабляет в нем энергию и рьяность к изучению музыки, как пространные, громкие, многословные, хотя, быть может, и остроумные разглагольствования о гармонии, встречаемые в некоторых учебниках и расточаемые некоторыми учителями.

Итак повторяю, руководство мое не прибавляет ни единой йоты к сокровищнице музыкальных теорий; я знаю, что в богатой музыкально-педагогической литературе оно прошло бы явлением незамеченным. Но на Руси, имеющей едва ли не одно только хорошее передовое сочинение по этой части , смею думать, что мой труд, преследующий в деле музыки серьезные практические цели, имеет некоторые данные быть трудом полезным; он вызван очевидною необходимостью в учебниках.

Я. Чайковский

Низы, 2-ое августа 1871 г.


Об авторе
Чайковский Петр Ильич
Великий русский композитор, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. Родился в Воткинске (Удмуртия), в семье горного инженера. Окончил Училище правоведения в Петербурге (1859), служил в министерстве юстиции (до 1863 г.). В 1865 г. окончил Петербургскую консерваторию по классу сочинения у А. Г. Рубинштейна (по настоянию последнего оставил службу и целиком посвятил себя музыке). В 1866–1878 гг. — профессор Московской консерватории (классы свободного сочинения, теории, гармонии и инструментовки). С конца 1870-х гг. несколько лет жил преимущественно за границей (главным образом в Швейцарии и Италии). В 1885 г. избран директором Московского отделения Русского музыкального общества. С того же года постоянно жил в Подмосковье, в окрестностях города Клин (Майданово, Фроловское), с 1892 г. — в самом Клину. С конца 1880-х гг. много выступал как дирижер в России и за рубежом.

Хотя в творчестве П. И. Чайковского представлены почти все музыкальные жанры, главное в нем — симфонические произведения, а также оперы и балеты. Содержание его музыки универсально: оно охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, окружающего быта. Богатство лирической мелодики, мастерское владение практически всеми музыкальными жанрами, блестящая композиторская техника (в особенности оркестровая), глубоко оригинальный характер его творчества — все это сделало его выдающейся фигурой не только русской, но и мировой музыкальной культуры. Крупнейшие русские композиторы следующего поколения — С. В. Рахманинов, А. С. Аренский, А. К. Глазунов и С. И. Танеев — могут быть названы прямыми последователями Чайковского. Он также был автором стихотворений, либретто некоторых своих опер и многочисленных музыкально-критических работ, часть которых была собрана в книге «Музыкальные фельетоны и заметки (1868–1876)» (1898).