Оглавление | 5
|
Предисловие к первому изданию | 5
|
Введение. Психология и эргономика в развитии и проектировании информационных и интеллектуальных систем | 13
|
Раздел I. Теоретические основы анализа и организации систем гибридного интеллекта | 23
|
Глава I. Законы взаимной адаптации и эволюция систем | 23
|
1.1. Развитие систем как процесс взаимной адаптации. Коадаптика | 23
|
1.2. Законы взаимной адаптации (коадаптики) для произвольных, живых и искусственных систем | 25
|
1.3. Закон дискретных рядов структур-стратегий сложных систем | 33
|
1.4. Основной закон трансформатики и его следствия | 35
|
Глава 2. Структуры и стратегии переработки информации человеком и их трансформации в ходе обучения | 41
|
2.1. Экспоненциальные модели обучения и их частный характер | 41
|
2.2. Трансформационная теория обучения и структурной динамики систем | 44
|
2.3 Реверсивные трансформации структур-стратегий | 52
|
2.4 Трансформационная динамика систем | 66
|
2.5 Трансформационные процессы в физических системах | 76
|
2.6. Трансформационные процессы в физиологии, спорте, медицине | 90
|
Глава 3. Эволюционная психология развития естественных и искусственных систем гибридного интеллекта | 122
|
3.1. Эволюционная природа интеллектуальной активности живых систем | 122
|
3.2. Человек и ЭВМ: на пути к гибридному интеллекту | 149
|
3.3. Развитие интеллектуальных систем в природе, обществе, технике | 179
|
Глава 4. Трансформационная динамика прогресса интеллектуальных и информационных систем | 215
|
4.1. Проблемы прогнозирования научно-технического прогресса | 215
|
4.2. Трансформационная классификация видов прогресса | 221
|
4.3. Интеллектуальные факторы и динамика научно-технического прогресса | 226
|
Глава 5. Трансформационные модели развития системы и педагогических основ образования | 240
|
5.1. Образование как процесс взаимной адаптации человека с природой, обществом, техникой. Путь к непрерывному образованию | 240
|
5.2. Трансформационные модели профессионального обучения и непрерывного образования | 253
|
5.3. Информатика и управление трансформационными процессами в индивидуализированном обучении | 258
|
Раздел II. Психологические и информационные аспекты взаимной адаптации в системах гибридного интеллекта | 273
|
Глава 6. Процессы взаимной адаптации, конвергенции и дивергенции систем | 273
|
6.1. Конвергенция и синхронизация структур систем | 273
|
6.2. Десинхронизация и дивергенция структур систем | 284
|
Глава 7. Условия, методы и информационные средства интеллектуального развития | 301
|
7.1. Проблемы компьютерной педагогики | 301
|
7.2. Психологические факторы сложности сенсорной и интеллектуальной деятельности | 309
|
7.3. Перспективы применения систем гибридного интеллекта в информатике и образовании | 314
|
7.4. Проблемы многоуровневой адаптации средств информатики в обучающих системах | 319
|
Глава 8. Перспективы развития форм диалогов в системах гибридного интеллекта | 325
|
8.1. Информатика как основа оптимизации психологических факторов сложности интеллектуальной деятельности | 325
|
8.2. Психологические проблемы групповой интеллектуальной деятельности | 329
|
Раздел III. Многоуровневая взаимная адаптация и проблемы безопасности систем человек — машина — среда | 351
|
Глава 9. Модели адаптивных систем человек—информационная техника | 351
|
9.1. Динамика и стабильность характеристик систем человек— машина | 351
|
9.2. Имитационно-графические модели и квадриграммы динамики стратегий сенсорной и интеллектуальной деятельности человека-оператора | 367
|
Глава 10. Интеллектуальные и информационные аспекты безопасности систем | 374
|
10.1. Эргономические и психологические факторы безопасности систем | 374
|
10.2. Исследование интеллектуальной и сенсомоторной деятельности операторов в аварийных условиях | 398
|
10.3. Эргономика и информатика в проектировании систем отображения аварийной информации | 402
|
10.4. Информатика и снижение сложности решения интеллектуальных оперативных задач | 419
|
Заключение | 426
|
Список литературы | 442
|
Венда Валерий Федорович Доктор психологических наук, профессор, лауреат международных премий за выдающиеся научные исследования в области психологии (СССР, 1984) и эргономики (США, 1996), почетный член Общества человеческих факторов и эргономики США. Окончил Московский энергетический институт по специальности «Автоматизация производственных процессов». Учился психологии у профессора Сорбонны Д. А. Ошанина. Синтезировал инженерные, психологические и эстетические знания при художественном конструировании систем информации и управления, при создании эргономики и юзабилити, намного опередив зарубежных ученых. В возрасте 25 лет возглавил первый отдел эргономики в СССР (во ВНИИ технической эстетики). С 1974 г. — руководитель отдела инженерной психологии в Институте психологии АН СССР. С 1985 г. — руководитель отдела обучения ВНИИ проблем высшей школы и Всесоюзной целевой комплексной программы по повышению качества высшего образования в СССР. С 1990 г. — профессор Университета Лойола в США. С 1991 г. — директор первой в Канаде программы по эргономике и безопасности. В 2002–2003 гг. — профессор эргономики в Национальном университете в Калифорнии. С 2006 г. В. Ф. Венда живет в родном Крыму, работает над проблемами воспитания творческих способностей.
Основные направления исследований: синтез систем отображения информации, восприятие и мышление, системы гибридного интеллекта, процессы взаимной адаптации и трансформации в общей теории систем, инженерной психологии и эргономике. В своих работах ввел понятие взаимной адаптации, сформулировал общие законы взаимной адаптации и трансформации структур систем. В 1980-е гг., создав трансформационную теорию динамики систем и проанализировав план горбачевской перестройки, предложил проект трансформации социалистической экономики СССР в рыночную экономику без больших рисков и потерь для страны и населения; проект был отвергнут Правительством СССР. Автор 30 книг и около 400 статей на русском и иностранных языках.