URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Венда В.Ф. Системы гибридного интеллекта: Эволюция, психология, информатика
Id: 257740
843 р.

Системы гибридного интеллекта:
Эволюция, психология, информатика. № 23. Изд. 2

URSS. 2020. 448 с. ISBN 978-5-9710-7292-8.
Типографская бумага

Аннотация

В настоящей книге были впервые сформулированы законы взаимной адаптации и трансформации структур систем, принципы синтеза и функционирования естественных, эволюционно сложившихся и искусственных, человеко-машинных и социотехнических, гибридных интеллектуальных систем. Системы гибридного интеллекта, основанные на применении адаптивной информационно-вычислительной техники, предназначены для коллективного решения наиболее сложных и ответственных задач... (Подробнее)


Оглавление
top
Оглавление5
Предисловие к первому изданию5
Введение. Психология и эргономика в развитии и проектировании информационных и интеллектуальных систем13
Раздел I. Теоретические основы анализа и организации систем гибридного интеллекта23
Глава I. Законы взаимной адаптации и эволюция систем23
1.1. Развитие систем как процесс взаимной адаптации. Коадаптика23
1.2. Законы взаимной адаптации (коадаптики) для произвольных, живых и искусственных систем25
1.3. Закон дискретных рядов структур-стратегий сложных систем33
1.4. Основной закон трансформатики и его следствия35
Глава 2. Структуры и стратегии переработки информации человеком и их трансформации в ходе обучения41
2.1. Экспоненциальные модели обучения и их частный характер41
2.2. Трансформационная теория обучения и структурной динамики систем44
2.3 Реверсивные трансформации структур-стратегий52
2.4 Трансформационная динамика систем66
2.5 Трансформационные процессы в физических системах76
2.6. Трансформационные процессы в физиологии, спорте, медицине90
Глава 3. Эволюционная психология развития естественных и искусственных систем гибридного интеллекта122
3.1. Эволюционная природа интеллектуальной активности живых систем122
3.2. Человек и ЭВМ: на пути к гибридному интеллекту149
3.3. Развитие интеллектуальных систем в природе, обществе, технике179
Глава 4. Трансформационная динамика прогресса интеллектуальных и информационных систем215
4.1. Проблемы прогнозирования научно-технического прогресса215
4.2. Трансформационная классификация видов прогресса221
4.3. Интеллектуальные факторы и динамика научно-технического прогресса226
Глава 5. Трансформационные модели развития системы и педагогических основ образования240
5.1. Образование как процесс взаимной адаптации человека с природой, обществом, техникой. Путь к непрерывному образованию240
5.2. Трансформационные модели профессионального обучения и непрерывного образования253
5.3. Информатика и управление трансформационными процессами в индивидуализированном обучении258
Раздел II. Психологические и информационные аспекты взаимной адаптации в системах гибридного интеллекта273
Глава 6. Процессы взаимной адаптации, конвергенции и дивергенции систем273
6.1. Конвергенция и синхронизация структур систем273
6.2. Десинхронизация и дивергенция структур систем284
Глава 7. Условия, методы и информационные средства интеллектуального развития301
7.1. Проблемы компьютерной педагогики301
7.2. Психологические факторы сложности сенсорной и интеллектуальной деятельности309
7.3. Перспективы применения систем гибридного интеллекта в информатике и образовании314
7.4. Проблемы многоуровневой адаптации средств информатики в обучающих системах319
Глава 8. Перспективы развития форм диалогов в системах гибридного интеллекта325
8.1. Информатика как основа оптимизации психологических факторов сложности интеллектуальной деятельности325
8.2. Психологические проблемы групповой интеллектуальной деятельности329
Раздел III. Многоуровневая взаимная адаптация и проблемы безопасности систем человек — машина — среда351
Глава 9. Модели адаптивных систем человек—информационная техника351
9.1. Динамика и стабильность характеристик систем человек— машина351
9.2. Имитационно-графические модели и квадриграммы динамики стратегий сенсорной и интеллектуальной деятельности человека-оператора367
Глава 10. Интеллектуальные и информационные аспекты безопасности систем374
10.1. Эргономические и психологические факторы безопасности систем374
10.2. Исследование интеллектуальной и сенсомоторной деятельности операторов в аварийных условиях398
10.3. Эргономика и информатика в проектировании систем отображения аварийной информации402
10.4. Информатика и снижение сложности решения интеллектуальных оперативных задач419
Заключение426
Список литературы442

Об авторе
top
photoВенда Валерий Федорович
Доктор психологических наук, профессор, лауреат международных премий за выдающиеся научные исследования в области психологии (СССР, 1984) и эргономики (США, 1996), почетный член Общества человеческих факторов и эргономики США. Окончил Московский энергетический институт по специальности «Автоматизация производственных процессов». Учился психологии у профессора Сорбонны Д. А. Ошанина. Синтезировал инженерные, психологические и эстетические знания при художественном конструировании систем информации и управления, при создании эргономики и юзабилити, намного опередив зарубежных ученых. В возрасте 25 лет возглавил первый отдел эргономики в СССР (во ВНИИ технической эстетики). С 1974 г. — руководитель отдела инженерной психологии в Институте психологии АН СССР. С 1985 г. — руководитель отдела обучения ВНИИ проблем высшей школы и Всесоюзной целевой комплексной программы по повышению качества высшего образования в СССР. С 1990 г. — профессор Университета Лойола в США. С 1991 г. — директор первой в Канаде программы по эргономике и безопасности. В 2002–2003 гг. — профессор эргономики в Национальном университете в Калифорнии. С 2006 г. В. Ф. Венда живет в родном Крыму, работает над проблемами воспитания творческих способностей.

Основные направления исследований: синтез систем отображения информации, восприятие и мышление, системы гибридного интеллекта, процессы взаимной адаптации и трансформации в общей теории систем, инженерной психологии и эргономике. В своих работах ввел понятие взаимной адаптации, сформулировал общие законы взаимной адаптации и трансформации структур систем. В 1980-е гг., создав трансформационную теорию динамики систем и проанализировав план горбачевской перестройки, предложил проект трансформации социалистической экономики СССР в рыночную экономику без больших рисков и потерь для страны и населения; проект был отвергнут Правительством СССР. Автор 30 книг и около 400 статей на русском и иностранных языках.